kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Использование метапредметных понятий для формирования метазнаний и метаумений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения мастер-класса по теме "Использование метапредметных понятий для формирования метазнаний и метаумений". Во время мастер-класса со слушателями изучаются основные метапредметные понятия, возможность интеграции различных учебных предметов, основные фундаментальные понятия. В него включен фрагмент метапредметного урока "Изменение и развитие" на материале урока алгебры 9 класса "Квадратичная функция и ее свойства"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование метапредметных понятий для формирования метазнаний и метаумений" »

Использование фундаментальных понятий при формировании метазнаний и метаумений

Учитель математики МОУСОШ №85

Смольцаренко Л.А.

СЛАЙД №1

Важной особенностью российского образования является его фундаментальность, его формальный тип, ориентированный на развитие мышления уч-ся.

В основу оценки PISA положена способность ребенка использовать имеющиеся у него знания при выполнении нестандартных с точки зрения школьной программы заданий

Согласно этой концепции, недостаток российского образования заключается в том, что оно мало ориентирует подростка в интересных ему и соответствующих его возрасту ситуациях, не дает ему достаточной возможности решать практические задачи и использовать в качестве учебных текстовые материалы, которые ему встречаются в жизни (газеты, журналы, детские книги, произведения молодых авторов). Вместо этого он имеет дело почти исключительно с текстами учебников, которые являются искусственными в практической жизни ничего реального не дают.

Формальная фундаментальность образования лежит в основе формирования логического мышления.

Я бы остановилась на трактовке компетентностного подхода, основывающегося на мыследеятельностном подходе к содержанию образования.

Каково соотношение способностей и компетентностей?

Нам более понятно и для нас традиционно рассматривать процесс развития способностей , нежели процесс формирования компетентностей.

Доктор психологических наук, автор системы «Мыследеятельностная педагогика» Ю.В.Громыко, говорил, что компетентности являются социально востребованным аспектом способностей.

Компетентности могут быть сформированы только на основе развитых способностей, и наоборот, при отсутствии способностей никаких компетентностей возникнуть не может!!!

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной» целеполагание,  планирование,  проектирование,  исследование,  прогнозирование,  сценирование,  моделирование,  конструирование,  анализ, мыследеятельностная рефлексия)
  • Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной»
  • целеполагание,
  • планирование,
  • проектирование,
  • исследование,
  • прогнозирование,
  • сценирование,
  • моделирование,
  • конструирование,
  • анализ,
  • мыследеятельностная рефлексия)

"Мета -" - над, всеобщее, интегрирующее.

И тогда появляются метадеятельность, метапредмет, СЛАЙД№3

метапредмет «Знак» «Знание» «Задача» «Проблема» «Факт» «Исследование» В настоящее время разработаны курсы «Знак», «Проблема», «Задача», «Знание», «Исследование», «Факт»,

метапредмет

  • «Знак»
  • «Знание»
  • «Задача»
  • «Проблема»
  • «Факт»
  • «Исследование»

В настоящее время разработаны курсы «Знак», «Проблема», «Задача», «Знание», «Исследование», «Факт»,

Метазнания - знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании - о том, как оно устроено и структурировано. Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);  Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);  Базы знаний , представления об их устройстве.
  • Метазнания - знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании - о том, как оно устроено и структурировано.
  • Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
  • Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
  • Базы знаний , представления об их устройстве.

метазнание,СЛАЙД№4

Метаумения Теоретическое мышление (обобщение, систе-матизация, определение понятий, классификация); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргу-ментация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фак-там, достоверность источника, видеть дву-смысленность утверждения, невысказанные пози-ции, предвзятость, логические несоответствия); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, проблемы в стандартной ситуации, структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование разных способов деятельности) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу)

метаумение (метаспособ). СЛАЙД №5

Каким термином обобщить? Иногда это называют универсальными знаниями и способами.

Иногда - мыследеятельностью. если кратко: Мета(МЫСЛЕ)деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

 

Предметная - это любая деятельность с предметом: строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую, полком командую или заводом управляю.

 

В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть стратегической (целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, мыследеятельностная рефлексия...) - вот это и есть метадеятельность. Метапредметы - это учебные предметы, содержанием которых служит метазнание, метаспособы, метадеятельность. Если на предмете "Биология" я рассказываю про живую природу, то на метапредмете "Знак" - про знак, означивание, символы, схемы как способы сворачивания информации и способы мыследеятельности, а разбираю эти универсальные знания на примере традиционной предметности.

Но большинство школ не имеют в учебном плане таких предметов как "Знак", "Факт", "Исследование" и пр. Для этого можно и нужно использовать возможности обычных предметов - тут и появляется принцип метапредметности, который состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.В.Громыко).

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, в ящиках пусто». К.Д.Ушинский.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, в ящиках пусто».

К.Д.Ушинский.

Как осуществить интеграцию учебных предметов?  Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи  « Человек – Общество – Природа ».  На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень .

Как осуществить интеграцию учебных предметов?

Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи

« Человек – Общество – Природа ».

На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень .

Социум Природа мир Интеллект- Сенсорный ный мир  мир ТЕРЕЩЕНКО И.Е.

Социум

Природа

мир

Интеллект-

Сенсорный

ный мир

мир

ТЕРЕЩЕНКО И.Е.

Мир Сенсорный мир Интеллект. мир Природа Социум общ науки музыка литерат. язык математ. поэзия изо география биология физика химия ТЕРЕЩЕНКО И.Е.

Мир

Сенсорный мир

Интеллект.

мир

Природа

Социум

общ

науки

музыка

литерат.

язык

математ.

поэзия

изо

география

биология

физика

химия

ТЕРЕЩЕНКО И.Е.

 

Архив 2009

«Фундаментальные понятия» №1. Пространство и время «Фундаментальные понятия» №2. Звук и цвет «Фундаментальные понятия» №3. Симметрия и отражение «Фундаментальные понятия» №4. Энергия и работа «Фундаментальные понятия» №5. Порядок и хаос «Фундаментальные понятия» №6. Пути познания «Фундаментальные понятия» №7. Постулаты и доказательства «Фундаментальные понятия» №8. Движение «Фундаментальные понятия» №9. Измерения и погрешности «Фундаментальные понятия» №10. Мифы «Фундаментальные понятия» №11. Начало и конец «Фундаментальные понятия» №12. Позиция и роль

Архив текущего года

«Фундаментальные понятия» №1. Модель и способ «Фундаментальные понятия» №2. Изменение и развитие «Фундаментальные понятия» №3. Теория и практика «Фундаментальные понятия» №4. Простое и сложное «Фундаментальные понятия» №5. Жизнь и смерть

СЛАЙД №5 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ В последние полтора года "Учительская газета" раз в месяц публикует вкладку уроков лучших учителей России (историков, математиков, биологов, географов и др.) с такими уроками, где наряду с предметной темой (например, "Свойства воды") исследуется и метатема (например, "Порядок и хаос").

Изменение и развитие Кое-что о квадратичной функции  или  «Дайте мне точку опоры…»

Изменение и развитие

Кое-что о квадратичной функции

или

«Дайте мне точку опоры…»

«Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир» «Золотое» правило механики : во сколько раз механизм дает выигрыш в силе, во столько же раз получается проигрыш в расстоянии

«Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»

«Золотое» правило механики : во сколько раз механизм дает выигрыш в силе, во столько же раз получается проигрыш в расстоянии

Архимед родился в 287 году до н.э. в Сиракузах на острове Сицилия. В Александрии Египетской — научном и культурном центре того времени — Архимед познакомился со знаменитыми александрийскими учеными. С Эратосфеном он переписывался до конца жизни. Именно здесь Архимед познакомился с трудами Демокрита, Эвдокса и других выдающихся греческих геометров. Из-за давности лет жизнь Архимеда тесно переплелась с легендами.

Архимед родился в 287 году до н.э. в Сиракузах на острове Сицилия.

В Александрии Египетской — научном и культурном центре того времени — Архимед познакомился со знаменитыми александрийскими учеными.

С Эратосфеном он переписывался до конца жизни.

Именно здесь Архимед познакомился с трудами Демокрита, Эвдокса и других выдающихся греческих геометров.

Из-за давности лет жизнь Архимеда тесно переплелась с легендами.

Перевернуть?...  сделать наоборот  перевернуть с ног на голову преобразовать  перевернуть вверх тормашками сделать по-другому сделать по-своему  изменить

Перевернуть?...

  • сделать наоборот
  • перевернуть с ног на голову
  • преобразовать
  • перевернуть вверх тормашками
  • сделать по-другому
  • сделать по-своему

изменить

Алгебра Тождественное преобразование  2(х+у) 2х+2у  5х + 9х 2 - 4х+ 3 9х 2 + х + 3   (х 2 +4х - 5)   (х-1)  изменение ? ?

Алгебра

  • Тождественное преобразование

2(х+у) 2х+2у

5х + 9х 2 - 4х+ 3 9х 2 + х + 3

(х 2 +4х - 5)

(х-1)

изменение ?

?

(х-1)(х-2)(х-3) У= (х-2)  У= (х-1)(х-3)  У=х 2 -4х+3

(х-1)(х-2)(х-3)

У= (х-2)

У= (х-1)(х-3)

У=х 2 -4х+3

Функция

Функция

«+» «-»

«+»

«-»

Библиотека с крышей в форме параболы в норвежском городе Тромсё Параболическая солнечная электростанция в Калифорнии, США Падение баскетбольного мяча

Библиотека с крышей в форме параболы в норвежском городе Тромсё

Параболическая солнечная электростанция в Калифорнии, США

Падение баскетбольного мяча

Крымский мост Мост Золотые Ворота,  Калифорния, США *

Крымский мост

Мост Золотые Ворота,

Калифорния, США

*

Квадратичная функция Основания классификации Форма объекта Форма траектории Закономерности  Примеры

Квадратичная функция

Основания классификации

Форма объекта

Форма траектории

Закономерности

Примеры

Суммарное потребление энергии от населения Земли Скорость роста человечества от его численности (теоретическая демография – основа математической истории) Интенсивность информационного взаимодействия пропорциональна квадрату количества контактов между людьми
  • Суммарное потребление энергии от населения Земли
  • Скорость роста человечества от его численности (теоретическая демография – основа математической истории)
  • Интенсивность информационного взаимодействия пропорциональна квадрату количества контактов между людьми
«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»   Школа должна научить каждого ребенка не просто думать и мыслить, но промысливать, отслеживать происхождение понятий , восстанавливать и выделять форму существующего знания   Урок Знающее незнание.  Интригующее начало урока: «Дайте мне точку опоры…» 1. Исторический очерк об Архимеде 2. Чтение исторических документов об Архимеде, и т.д..  ? Какое имеет отношение данный материал к изучаемой теме? ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»

Школа должна научить каждого ребенка не просто думать и мыслить, но промысливать, отслеживать происхождение понятий , восстанавливать и выделять форму существующего знания

Урок Знающее незнание.

  • Интригующее начало урока: «Дайте мне точку опоры…»

1. Исторический очерк об Архимеде

2. Чтение исторических документов об Архимеде, и т.д..

? Какое имеет отношение данный материал к изучаемой теме?

ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ

1. Архимед... самым невероятным образом сжег римский флот. Направив особого рода зеркало на Солнце, он собрал пучки его лучей и, благодаря толщине и гладкости зеркала, сумел зажечь солнечным светом воздух так, что возникло колоссальное пламя. Он направил лучи на стоявшие на якоре корабли, и они сгорели дотла.

1. Архимед... самым невероятным образом сжег римский флот. Направив особого рода зеркало на Солнце, он собрал пучки его лучей и, благодаря толщине и гладкости зеркала, сумел зажечь солнечным светом воздух так, что возникло колоссальное пламя. Он направил лучи на стоявшие на якоре корабли, и они сгорели дотла.

2. Когда Марцелл убрал корабли на расстояние, превышающее полет стрелы, старик соорудил особое шестиугольное зеркало; на расстоянии, пропорциональном размеру зеркала, он расположил похожие четырехугольные зеркала, которые можно было перемещать с помощью специальных рычагов и шарниров. Зеркало он обратил к полуденному солнцу - зимнему или летнему - и, когда пучки лучей отразились в нем, огромное пламя вспыхнуло на кораблях и с расстояния полета стрелы превратило их в пепел.

2. Когда Марцелл убрал корабли на расстояние, превышающее полет стрелы, старик соорудил особое шестиугольное зеркало; на расстоянии, пропорциональном размеру зеркала, он расположил похожие четырехугольные зеркала, которые можно было перемещать с помощью специальных рычагов и шарниров. Зеркало он обратил к полуденному солнцу - зимнему или летнему - и, когда пучки лучей отразились в нем, огромное пламя вспыхнуло на кораблях и с расстояния полета стрелы превратило их в пепел.

Чем же кончился спор о зажигающих зеркалах Архимеда? Обратимся к литературе. В «Истории естествознания» Ф. Даннемана (1913 г.) читаем: «Против приступов флота осажденные боролись при помощи горящих головней. Позднейшие историки создали из этого совершенно невероятную басню, будто Архимед зажег суда осаждающих при помощи вогнутых зеркал». Перед нами полное отрицание реальных оснований легенды. То же самое, хотя и в не столь грубой форме, можно прочесть в современной «Истории физики» Марио Льоцци, вышедшей в 1970 г.: «Предание о применении Архимедом зажигательных стекол для поджога римских кораблей является несомненно легендой более позднего происхождения».
  • Чем же кончился спор о зажигающих зеркалах Архимеда? Обратимся к литературе. В «Истории естествознания» Ф. Даннемана (1913 г.) читаем: «Против приступов флота осажденные боролись при помощи горящих головней. Позднейшие историки создали из этого совершенно невероятную басню, будто Архимед зажег суда осаждающих при помощи вогнутых зеркал». Перед нами полное отрицание реальных оснований легенды.
  • То же самое, хотя и в не столь грубой форме, можно прочесть в современной «Истории физики» Марио Льоцци, вышедшей в 1970 г.: «Предание о применении Архимедом зажигательных стекол для поджога римских кораблей является несомненно легендой более позднего происхождения».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смольцаренко Любовь Андреевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства