kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-Класс для учителей начальных классов "Проектная деятельность как условие творческой активности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) требует, чтобы в начальной школе ребенка научили не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, состав­ляющих основу умения учиться: навыки ре­шения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй - формирова­ние у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-Класс для учителей начальных классов "Проектная деятельность как условие творческой активности" »

Учитель начальных классов

Учайкина Е.Е.

Мастер класс

"Проектная деятельность как условие творческой активности"

Начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.

Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) требует, чтобы в начальной школе ребенка научили не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, состав­ляющих основу умения учиться: навыки ре­шения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй - формирова­ние у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Осмысление собственного опыта определил основную цель моей педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через проектную деятельность. Почему? Попытаюсь объяснить.

Преимущества проектной деятельности:

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации                                      

Проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

-  дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом   достижения   отечественной   дидактики,   педагогической психологии, частных методик;

-  является гуманистической, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.


Проектная деятельность младших школьников способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.


Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и метод проектов – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Проектный метод никак не противоречит моим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных перед ним задач.

Для достижения положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование проектной деятельности.

Задачи:

1.Обучение работе над учебным проектом младших щкольников.

2.Развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений.

3.Формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

4.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.


В ходе реализации цели и задач на практике передо мной встал вопрос: можно ли каждого ребенка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить?

Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желаний учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к старшему и младшему школьнику различно. Проектная деятельность – это творчество.

В Большой советской энциклопедии  творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность - деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству я исхожу из следующих положений:

- маленький ребенок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;

- творческую деятельность младшего школьника рассматриваю в совокупности с самостоятельной и не провожу резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого;

- Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными;

- работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

В начальной школе автором, творцом, организатором проектной деятельности зачастую еще не может быть сам ребенок. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. Такие взрослые, близкие по духу ребенку, помогают ему увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать?»). По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новыми, еще не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. При этом чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявлять максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

Этот вид работы с детьми очень интересен и поле­зен. Более того, мне он тоже нравится. А это, согласитесь, очень важно, когда учитель сам заинтересован и увлечен.

«Расскажи — и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму».

Эта китайская пословица очень хорошо раскрывает глубину проектной работы.


Список литературы

Список используемой литературы



  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  2. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - № 9.

  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - № 2.

  5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, № 1.

  6. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

  7. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Нрафф, 2005.

  8. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005г.

  9. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

  10. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.

  11. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008. - 80 с

  12. Ступницкая М.А.Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008. –255 с.

  13. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. // Нач.школа. – 2008. - № 9

  14. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  15. Интернет – ресурс: http://pedsovet.su/

  16. Электронная версия журнала «Начальная школа»: https://my.1september.ru

17. http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=26204





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Учайкина Елена Ефимовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства