Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Обеспечение эмоционально-комфортной среды на уроках».»
Доклад по теме «Обеспечение эмоционально-комфортной среды на уроках».
Уважаемые коллеги, свое выступление хочется начать с подарков. Природа щедро использует краски для букетов из осенних листьев. Надеюсь, что мои букеты поднимут вам настроение, и мы комфортно поработаем. Начнем с игры. Сейчас по порядку каждый будет глядя в глаза соседу, говорить ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.- И мне очень приятно с вами работать.
На ваших столах находятся трафареты цветов. Выберите себе по одному и разукрасьте. Как ваше настроение? Вам, комфортно на нашем заседании? На обратной стороне цветка напишите слова, которые у вас ассоциируются со словом комфорт.
Что такое комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Давайте вспомним свои школьные годы: «Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувствовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» Что вы мне ответите на эти вопросы?
(ответы педагогов)
- А вот как ответили на этот вопрос некоторые учащиеся, которым я задала этот же вопрос:
А). Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимания на самочувствие учеников.
Б). И, наоборот, ощущали спокойствие, когда учитель входил в класс с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к ученикам в доброжелательной форме.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все этои многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
Ищи в детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит коллективу. Я, например, дарю вам оптимизм.
Приложение
Так говорить не стоит!
А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?
Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники и дураки списывают на контрольной
Мне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял
Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!
Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки
Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать