Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ POWERPOINT ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ POWERPOINT ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Внедрение ИКТ в образовательный процесс влияет на формы и методы представления учебного материала и на методику проведения занятий при этом значительно повышается эффективность обучения, в том случае если правильно определены методы, приемы, средства обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока, учебным возможностям группы.
ИКТ могут использоваться на различных этапах урока:
− если это организационный момент, то можно показать слайд с указанием темы урока, перечень вопросов для изучения новой темы;
− если это проверка знаний, то можно представить слайды с вопросами для устного опроса или с тестовыми заданиями, это поможет определить уровень усвоения пройденного материала;
− если это изучение нового материала, то ИКТ расширяет возможности учащихся по усвоению изучаемого материала, так как используется не только слуховая и вербальная память, но и зрительная память учащихся, а до 80% информации об окружающем мире мы получаем через зрение;
− если это систематизация и закрепление материала, то на слайдах может быть представлена самая важная информация, причем точно структурированная, логически расположенная, что повышает эффективность запоминания изучаемого материала.
Способы использования ИКТ на уроках позволяет грамотно организовать подход к учебному процессу и является важным фактором подготовки эффективных материалов для проведения уроков и внеклассных мероприятий. ИКТ-компетентность преподавателя основывается на знаниях о современных информационных системах, умениях и навыках информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе средств ИКТ; проведения компьютерных экспериментов, построения на экране графиков и диаграмм и т. д.
Компьютер, несомненно, мой незаменимый помощник в работе и на практике я применяю его в разных целях:
1. для подготовки планирующей документации;
2. как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока;
3. как средство наглядности учебного процесса (презентации);
4. для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, классных часов;
5. как средство поиска информации из самых широких источников (Интернет);
6. для развития познавательной активности у учащихся, знакомя их с возможностями современных компьютерных программ в области моделирования изучаемых процессов или явлений;
7. для организации коллективной и групповой работы (проекты).
Сегодня каждый знает, что такое информатизация. Но, к сожалению, некоторые преподаватели увлекаются презентациями, которые сопровождают урок картинками-слайдами, часто даже не отформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения. Пока преподаватель сам не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть компьютером на должном уровне. А к каждому педагогу не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки».
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В современной практике преподавателя для создания ЦОР широко используются презентации. Презентация (от английского «presentation» - представление) -это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. Подготовка презентаций является весьма трудоемким процессом. Для создания и редактирования презентаций я использую программу PowerPoint фирмы Microsoft.
Microsoft PowerPoint включает несколько областей задач, помогающих выполнять следующее: создание новой презентации; выбор оформления слайдов; выбор шаблона оформления, цветовой схемы или схемы анимации; создание специальной анимации; установка последовательности смены слайдов; поиск файлов; одновременное копирование и вставка нескольких элементов. Области задач Разметка слайда и Конструктор слайдов используются для организации макетов, шаблонов оформления и цветовых схем в изобразительный ряд, который отображается вместе со слайдом. В Microsoft PowerPoint имеются множество эффектов анимации, включая эффекты входа и выхода, дополнительные возможности управления временными параметрами и новые пути перемещения.
Мы все знаем основные методы и принципы работы с программой Microsoft PowerPoint потому, что окно PowerPoint имеет интерфейс, аналогичный программам из пакета Microsoft Office.
Поэтому я не буду перечислять все возможности этой программы, но мне хочется остановиться на таких возможностях этой программы как анимация, гиперссылки, вставка элементов управления и мультимедиа.
Добавление к тексту или объекту на слайде специального видео - или звукового эффекта называется анимацией. С помощью области задач «Настройка анимации» можно выбрать, где и в какой момент элемент должен появляться на слайде во время презентации, куда переместится, а так же эффекты выделения или выхода элементов со слайда. Эффекты анимации могут применяться к любым элементам на слайде.
Рис. 1. Настройка анимации объектов слайда
Для задания эффекта анимации необходимо открыть слайд, выделить объект, в меню «Показ слайдов» выбрать команду «Настройка анимации» нажать кнопку «Добавить эффект» и выполнить одно или несколько из предложенных действий (вход, выделение, пути перемещения, выход), а затем - нужный эффект, как показано на рисунке 1.
Выбранные эффекты отображаются в списке настройки анимации сверху вниз в порядке их появления на слайде. Можно изменить порядок появления анимации, выбрав параметр в списке настроек анимации и перетащив его в другое место списка.
Для настройки параметров анимационных эффектов так же используется, выпадающий список, получаемый при нажатии на треугольник справа от записи в списке анимации. Необходимо выбрать в нем команду «Параметры эффектов» (рисунок 2). При этом откроется окно, содержащее вкладки «Эффект», «Время» и «Анимация объекта». Выбирая вкладки «Эффект», «Время» и «Анимация объекта», можно задать нужные параметры и щелкните кнопку «ОК».
Рис. 2. Выбор команды «Параметры эффектов».
С помощью этого окна можно настроить управление эффектом анимации с помощью «Триггера» или «Переключателя». На вкладке «Время» нажать на кнопку «Переключатели», поставить флажок «Начать выполнение эффекта при щелчке», нажать на треугольник справа и в выпадающем списке выбрать элемент, клик на котором вызовет анимацию объекта, нажать «ОК». (рисунок3)
Рис. 3. Настройка «Переключателя»
Для показа презентации удобно создать произвольные показы.
Произвольный показ является набором сгруппированных слайдов презентации. Слайды можно группировать и создавать на основе этих групп любое число произвольных показов. Каждому произвольному показу присваивается имя, а затем нужный произвольный показ выбирается в зависимости от требований последовательности презентация. Все произвольные показы содержатся в одном файле презентации, однако они выполняются независимо друг от друга. Пользователь самостоятельно выбирает нужный произвольный показ.
Для создания произвольного показ необходимо сначала создать все слайды презентации, которые будут включены в произвольный показ. Далее в меню «Показ слайдов» выбрать команду «Произвольный показ» и нажать на кнопку «Создать». В списке «Слайды презентации» выбрать слайды для произвольного показа, а затем нажмите кнопку «Добавить». В поле «Имя произвольного показа» ввести имя нового произвольного показа, а затем нажмите кнопку «ОК». Таких произвольных показов может быть несколько (рисунок 4).
Рис. 4 Настройка произвольного показа
И хочется рассказать об использовании «управляющей кнопки». Она является готовой кнопкой, которую можно вставить в презентацию и определить для нее гиперссылку. Управляющие кнопки содержат фигуры стрелки вправо и влево, а также другие символы для перемещения к следующему, предыдущему, первому или последнему слайду и для воспроизведения анимации и звуков. Установить кнопку можно с помощью панели инструментов «Рисование» или меню «Показ слайдов». Выбрать команду «Управляющие кнопки», а затем выбрать нужную кнопку, щелкнуть на ней левой кнопкой мыши, затем щелкнуть на слайде. В открывшемся диалоговом окне «Настройка действия» выполните одно из следующих действий. Кнопки можно настроить «По щелчку мыши» или «По наведении указателя мыши» (рисунок 5). Если вы хотите сделать эту кнопку «переключателем», то поставьте флажок на команде «Нет».
Чтобы создать гиперссылку, связанную с «Произвольным показом», установите флажок на команде «Перейти по гиперссылке», щелкните на треугольнике справа от выпадающего списка и в нем выберите одну из команду «Произвольный показ». Эта команда в режиме показа презентации откроет только те слайды, которые будут включены в «Произвольный показ» и вернет вас к исходному слайду для продолжения от точки начала действия без дополнительных управляющих кнопок (рисунок 5).
Рис. 5. Окно «Настройка действия». Команда «Произвольный показ».
Все приведенные возможности программы PowerPoint необходимо использовать в комплексе для создания полноценных презентаций уроков, внеклассных мероприятий и особенно игр интеллектуального направления. Наиболее распространенными интеллектуальными играми являются игры со словами и особенно кроссворды или занимательные головоломки. Игры со словами расширяют техническую грамотность, эрудицию, дают возможность освоить необходимые понятия, потренировать память, глубже проникнуть в суть технических явлений, развивать техническое мышление, освоить мыслительные операции и логические приемы при усвоении учебного материала. Разгадывание физических кроссвордов бывает очень полезным при обобщении знаний. Особый интерес, конечно же, вызывают у ребят кроссворды, сделанные на компьютере. Они с удовольствием отгадывают слова, сами того не замечая, как вовлекаются в познавательную деятельность. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать запоминающейся. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество.
В приложении №1 приведен план проведения игры-викторины «Они были первыми. Женщины России». Это внеклассное мероприятие проведено в рамках недели физики 2012 года в нашем колледже и основано на использовании интерактивных кроссвордов, созданных в программе PowerPoint.
В создании интерактивных кроссвордов я использовала следующие возможности программы PowerPoint:
анимацию;
управляющие кнопки;
управление с помощью переключателя;
средства мультимедиа;
гиперссылки;
произвольный показ.
Только сочетание всех этих возможностей позволило создать качественный материал для проведения игры. Подготовка мероприятия привлекла учащихся к исследовательским проектам, повысила их познавательную активность. В результате появился группой исследовательский проект учащихся «Они были первыми. Женщины России». Учащиеся с интересом отнеслись к идеи поиска информации о выдающихся российских женщин, создали мини- презентации о героинях и представили свои работы на игре.
Программа PowerPoint способна предложить огромные возможности для создания учебно-методического сопровождения урока или внеклассного мероприятия и это одно из направлений развития образования. Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Использование мультимедиа требует ИКТ-компетентности от педагогических работников, что повлечет за собой формирование ИКТ –компетентности и самих обучающихся. Следовательно, каждый педагог должен постоянно совершенствоваться и постоянно учиться!
Литература
Васильев В.В., Хливненко Л.В.; Создание презентаций в Power Point: Учебно-методическое пособие. 2007
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2003. - 192 с
Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 189 с.
http://sergun-2.narod.ru/metod_pp.htm
Приложение №1
Внеклассное мероприятие. «Они были первыми. Женщины России».
Цель мероприятия: воспитание у учащихся интереса и уважения к истории государства и личности её граждан, обнаружить связь между физическими явлениями и профессиональными знаниями и умениями, развитие умения работать с научно-познавательной литературой, интернет источниками.
Ценностный компонент: развитие духовности учащихся, построенное на знаниях достижений граждан России, раскрытие и развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, фотографии, презентация викторины и информационные презентации о героинях викторины.
«Пояснения к проведению викторины».
Викторина проводится для учащихся 9-11 классов или 1-4 курсов колледжей или техникумов с помощью интерактивной доски. Перед учащимися 10 квадратов, закрывающих фотографии героинь викторины. Викторина состоит из отборочного, полуфинального и финального тура.
Отборочный тур состоит в разгадывании фамилии шести героинь. Их фамилии зашифрованы в кроссворды, отгадав которые учащиеся не только узнают фамилию, но по разгаданным словам могут ответить на главный вопрос «Кто она по профессии или роду деятельности?»
Полуфинальный тур проходит в виде игры «Поле чудес». В этот тур выходят девять человек, которые набрали максимальное число балов за правильные ответы отборочного тура. В этом туре учащиеся отгадывают фамилию по буквам, вращая перед этим электронный волчок. По итогам три победителя в этом туре проходят в финал викторины и аналогично отгадывают финальный тур.
На протяжении всей игры, ведущие доводят до сведения участников о основных этапах жизни героинь. Краткая информация о героинях дана в презентациях и приложении.
Желательно придерживаться последовательности активизации квадратов на основном слайде согласно данному плану.
Ход мероприятия:
Вступительное слово преподавателя
Фактически в истории России женщины оставили яркий и весомый след, но на своем пути они сталкивались с трудностями, непониманием окружающих. Многие наши соотечественницы упорно шли к своей цели, они нашли свое место не только в семье, но в служении своей Родине и народу, науке и своей мечте. Многие фамилии скрыты пеленой времени, но сегодня мы приоткроем завес только над несколькими женщинами, которые оставили след в истории нашего государства…
Стихотворение Евгения Евтушенко
(ведущие – монтаж) одновременно звучит музыка.(Николай Заболоцкий «Признание»)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы - как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир,
Есть в мире этом самый лучший миг,
Есть в мире этом самый страшный час,
Но все это неведомо для нас.
И, если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художника холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?....
Отборочный тур
Нам предстоит путем отгадывания кроссворда ответить на физические вопросы, отгадать фамилию женщины и сферу её деятельности.
№1. Ключевое слово ЗВЕРЕВА- первая женщина авиатор в России
1
2
3
4
5
6
7
1. Одно из агрегатных состояний вещества (газ)
2. Советский авиаконструктор. (Туполев)
3. Средство передвижения по воздуху. (самолет)
4. Фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат разворачивается на 360°. (вираж)
5. Линия, представляющая собой множество точек, в которых находился объект при своём перемещении в пространстве. (траектория)
6. Измерение объекта или его местоположения, отмеряемое в вертикальном направлении. (высота)
7. Устройство из ткани для замедления движения предмета в воздухе.
(Парашют)
№2. Ключевое слово ЯНОВСКАЯ- доктор физико-математических наук.
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Наука изучающая звездное небо. (астрономия)
2. Единица измерения длины. (сантиметр)
3. Древнегреческий математик. (Пифагор)
4. Отрезок имеющий направление и величину. (вектор)