Профессиональное воспитание: компас и маяк в мире профессий. Принципы, формирующие личность профессионала.
Стратегия профессионального воспитания: цели, задачи, горизонты.
Механизмы реализации стратегии: инструменты и рычаги воздействия.
Ожидаемые результаты: портрет выпускника, готового к вызовам будущего.
1. Профессиональное воспитание: компас и маяк в мире профессий. Принципы, формирующие личность профессионала.
Профессиональное воспитание – это не просто подготовка к работе, это вдохновенное путешествие личности к вершинам мастерства, осознанно и добровольно выбранный путь. Это симфония саморазвития, самопознания и самореализации, где обучающийся – не пассивный слушатель, а активный творец своего будущего, впитывающий духовно-нравственные и профессиональные ценности как живительную влагу.
Экосистема профессионального воспитания – это сложный и многогранный организм, где каждый элемент играет свою роль: нормативно-правовые акты задают рамки, организационно-управленческие решения определяют структуру, информационно-аналитические данные помогают ориентироваться в потоке информации, кадровые ресурсы обеспечивают экспертность, методические разработки предлагают лучшие практики, а события создают атмосферу сотворчества и вдохновения. И, конечно, нельзя забывать о наших верных союзниках – индустриальных партнерах и сообществах работодателей, которые помогают нам держать руку на пульсе рынка труда.
Над профессиональные навыки (НПН) – это те самые «мягкие навыки», которые делают из хорошего специалиста – выдающегося. Это личностные качества, выходящие за рамки учебных программ, но именно они позволяют выпускнику СПО быть востребованным и конкурентоспособным, адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, где скорость изменений порой захватывает дух.
Основная цель профессионального воспитания – это не просто «выпустить» специалиста, а взрастить личность профессионала, готового к конкуренции, обладающего высокой профессиональной культурой, способного к саморазвитию и творчеству. Давайте разберемся, что стоит за этими словами:
Личность профессионала – это не просто исполнитель, а творец, способный преобразовывать мир вокруг себя, внося индивидуальный вклад в свою профессию, находя в ней свое призвание.
Конкурентоспособный – это не просто «лучший из лучших», а личность, обладающая уникальным набором качеств и способностей, позволяющих добиваться успеха в условиях жесткой конкуренции.
Носитель профессиональной культуры и профессионально-этических норм – это человек, для которого профессия – не просто работа, а часть его жизни, его мировоззрения, его нравственных принципов. Это гуманист, для которого моральные нормы – не пустой звук, а руководство к действию.
Субъект профессиональной деятельности – это не просто исполнитель, а инициатор, способный ставить цели и достигать их, создавая востребованный обществом продукт.
Важные задачи профессионального воспитания:
Профессиональное просвещение: создание яркого и привлекательного образа будущей профессии.
Профессиональная ориентация: помощь в выборе своего пути, раскрытие интересов и талантов.
Активизация познавательного интереса: превращение учебы в увлекательное приключение, связанное с будущей профессией.
Развитие самосознания: формирование профессионального идеала, осознание своего места в мире профессий.
Формирование профессионально значимых качеств: развитие ответственности, целеустремленности, коммуникабельности и других важных навыков.
Стратегия профессионального воспитания заключается в том, чтобы подчеркнуть уникальность отраслевой подготовки, добиться ее признания и востребованности на рынке труда.
Принципы профессионального воспитания:
Принцип бинарности воспитания: двустороннее движение, активное взаимодействие педагога и обучающегося, создание условий для развития субъектности.
Принцип профессионально-этического саморегулирования: помощь в нравственной экспертизе профессиональных отношений, формирование высоких моральных принципов.
Принцип преодоления психологических барьеров: мобилизация внутренних ресурсов для достижения профессиональных целей, осознание смысла жизни.
Принцип актуализации ситуации: выделение значимых моментов в каждом событии, развитие эмоциональной сферы.
Принцип социального закаливания: формирование стрессоустойчивости, умения преодолевать негативное воздействие социума, выработка рефлексивной позиции.
2. Цели и задачи стратегии профессионального воспитания
Великий теоретик менеджмента, Питер Друкер, однажды сказал: "Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня". В этих словах заключена вся суть стратегического подхода.
Стратегия – это не просто план, это сложный и многогранный путь, который организация должна пройти, чтобы достичь желаемого будущего. Это движение по оси «ресурсы – цель», где каждый шаг, каждая тактическая задача направлена на приближение к намеченной цели.
Прежде чем приступить к разработке стратегии, необходимо тщательно проанализировать существующие факторы, которые оказывают влияние на образовательную организацию. Для этого можно использовать, например, СТЭП-анализ, который позволяет оценить социальные, технологические, экономические и политические факторы.
Социальные факторы: семья, социальное окружение, СМИ, друзья, хобби – все это оказывает огромное влияние на мотивацию к учебе и общее развитие личности.
Технологические факторы: цифровизация, искусственный интеллект, виртуальная реальность, геймификация, робототехника – новые технологии открывают безграничные возможности для обучения и воспитания.
Экономические факторы: финансирование образования, экономическая стабильность, глобальные вызовы – все это влияет на доступность и качество образования.
Политические факторы: законодательные документы, национальные традиции, международные аспекты, административное регулирование – политика определяет рамки и направления развития образования.
Нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка: международный стандарт защиты прав и интересов детей.
Конституция РФ: гарант основных прав ребенка, включая право на жизнь, свободу, образование и воспитание.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: определяет основные принципы и цели образования в России.
Ожидаемые результаты
Взаимодействие профессиональных образовательных организаций с профессиональным сообществом исследователей и практиков среднего профессионального образования, с привлечением экспертного потенциала Российской академии образования, при участии профильных профессиональных ассоциаций, с учетом мнения участников образовательных отношений в системе СПО.
Последовательное и непрерывное развитие в системе среднего профессионального образования правовых, организационных, информационных, научно-методических и иных основ профессионального воспитания студентов на всех этапах их обучения и начального профессионального становления (вхождения в профессию).
Формирование единой системы профессионального воспитания в системе СПО в сочетании с иными государственными подходами в области сохранения человеческого потенциала нации
Поддержка высокого уровня стандарта среднего профессионального образования, престиж работника труда с учетом современных цивилизационных вызовов и угроз.
• отраслевые конкурсы профессионального мастерства;
• чемпионатное движение «Профессионалы»;
• движения «Абилимпикс»;
• целевое обучение
• новая образовательная технология (НОТ) «Профессионалитет»
Литература
Институт изучения детства, семьи и воспитания. https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/
Методические рекомендации по разработке и реализации РПВ и КПВР в профессиональных образовательных организациях: https://firpo.ru/
Рекомендации по проектированию содержания вариативных модулей РПВ ПОО от 28 мая 2024 г. №15ФГБОУ ДО Институт развития профессионального образования: https://firpo.ru/
Сайт Движение первых https://www.xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/
Сайт Министерства просвещения РФ https://edu.gov.ru/
Сайт Форум классных руководителей и наставников https://vfkr.ru
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 304-ФЗ, от 04.08.2023 N 479-ФЗ, от 25.12.2023 N 685-ФЗ)