kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция №1. "Профессиональное воспитание". Грани становления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция. Профессиональное воспитание: компас и маяк в мире профессий. Принципы, формирующие личность профессионала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция №1. "Профессиональное воспитание". Грани становления.»

Лекция №1. Профессиональное воспитание. Грани становления.

План лекции:

  1. Профессиональное воспитание: компас и маяк в мире профессий. Принципы, формирующие личность профессионала.

  2. Стратегия профессионального воспитания: цели, задачи, горизонты.

  3. Механизмы реализации стратегии: инструменты и рычаги воздействия.

  4. Ожидаемые результаты: портрет выпускника, готового к вызовам будущего.

1. Профессиональное воспитание: компас и маяк в мире профессий. Принципы, формирующие личность профессионала.

Профессиональное воспитание – это не просто подготовка к работе, это вдохновенное путешествие личности к вершинам мастерства, осознанно и добровольно выбранный путь. Это симфония саморазвития, самопознания и самореализации, где обучающийся – не пассивный слушатель, а активный творец своего будущего, впитывающий духовно-нравственные и профессиональные ценности как живительную влагу.

Экосистема профессионального воспитания – это сложный и многогранный организм, где каждый элемент играет свою роль: нормативно-правовые акты задают рамки, организационно-управленческие решения определяют структуру, информационно-аналитические данные помогают ориентироваться в потоке информации, кадровые ресурсы обеспечивают экспертность, методические разработки предлагают лучшие практики, а события создают атмосферу сотворчества и вдохновения. И, конечно, нельзя забывать о наших верных союзниках – индустриальных партнерах и сообществах работодателей, которые помогают нам держать руку на пульсе рынка труда.

Над профессиональные навыки (НПН) – это те самые «мягкие навыки», которые делают из хорошего специалиста – выдающегося. Это личностные качества, выходящие за рамки учебных программ, но именно они позволяют выпускнику СПО быть востребованным и конкурентоспособным, адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, где скорость изменений порой захватывает дух.

Основная цель профессионального воспитания – это не просто «выпустить» специалиста, а взрастить личность профессионала, готового к конкуренции, обладающего высокой профессиональной культурой, способного к саморазвитию и творчеству. Давайте разберемся, что стоит за этими словами:

  • Личность профессионала – это не просто исполнитель, а творец, способный преобразовывать мир вокруг себя, внося индивидуальный вклад в свою профессию, находя в ней свое призвание.

  • Конкурентоспособный – это не просто «лучший из лучших», а личность, обладающая уникальным набором качеств и способностей, позволяющих добиваться успеха в условиях жесткой конкуренции.

  • Носитель профессиональной культуры и профессионально-этических норм – это человек, для которого профессия – не просто работа, а часть его жизни, его мировоззрения, его нравственных принципов. Это гуманист, для которого моральные нормы – не пустой звук, а руководство к действию.

  • Субъект профессиональной деятельности – это не просто исполнитель, а инициатор, способный ставить цели и достигать их, создавая востребованный обществом продукт.

Важные задачи профессионального воспитания:

  • Профессиональное просвещение: создание яркого и привлекательного образа будущей профессии.

  • Профессиональная ориентация: помощь в выборе своего пути, раскрытие интересов и талантов.

  • Активизация познавательного интереса: превращение учебы в увлекательное приключение, связанное с будущей профессией.

  • Развитие самосознания: формирование профессионального идеала, осознание своего места в мире профессий.

  • Формирование профессионально значимых качеств: развитие ответственности, целеустремленности, коммуникабельности и других важных навыков.

Стратегия профессионального воспитания заключается в том, чтобы подчеркнуть уникальность отраслевой подготовки, добиться ее признания и востребованности на рынке труда.

Принципы профессионального воспитания:

  • Принцип бинарности воспитания: двустороннее движение, активное взаимодействие педагога и обучающегося, создание условий для развития субъектности.

  • Принцип профессионально-этического саморегулирования: помощь в нравственной экспертизе профессиональных отношений, формирование высоких моральных принципов.

  • Принцип преодоления психологических барьеров: мобилизация внутренних ресурсов для достижения профессиональных целей, осознание смысла жизни.

  • Принцип актуализации ситуации: выделение значимых моментов в каждом событии, развитие эмоциональной сферы.

  • Принцип социального закаливания: формирование стрессоустойчивости, умения преодолевать негативное воздействие социума, выработка рефлексивной позиции.

2. Цели и задачи стратегии профессионального воспитания

Великий теоретик менеджмента, Питер Друкер, однажды сказал: "Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня". В этих словах заключена вся суть стратегического подхода.

Стратегия – это не просто план, это сложный и многогранный путь, который организация должна пройти, чтобы достичь желаемого будущего. Это движение по оси «ресурсы – цель», где каждый шаг, каждая тактическая задача направлена на приближение к намеченной цели.

Прежде чем приступить к разработке стратегии, необходимо тщательно проанализировать существующие факторы, которые оказывают влияние на образовательную организацию. Для этого можно использовать, например, СТЭП-анализ, который позволяет оценить социальные, технологические, экономические и политические факторы.

  • Социальные факторы: семья, социальное окружение, СМИ, друзья, хобби – все это оказывает огромное влияние на мотивацию к учебе и общее развитие личности.

  • Технологические факторы: цифровизация, искусственный интеллект, виртуальная реальность, геймификация, робототехника – новые технологии открывают безграничные возможности для обучения и воспитания.

  • Экономические факторы: финансирование образования, экономическая стабильность, глобальные вызовы – все это влияет на доступность и качество образования.

  • Политические факторы: законодательные документы, национальные традиции, международные аспекты, административное регулирование – политика определяет рамки и направления развития образования.

Нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка: международный стандарт защиты прав и интересов детей.

  • Конституция РФ: гарант основных прав ребенка, включая право на жизнь, свободу, образование и воспитание.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: определяет основные принципы и цели образования в России.



Ожидаемые результаты


  1. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций с профессиональным сообществом исследователей и практиков среднего профессионального образования, с привлечением экспертного потенциала Российской академии образования, при участии профильных профессиональных ассоциаций, с учетом мнения участников образовательных отношений в системе СПО.

  2. Последовательное и непрерывное развитие в системе среднего профессионального образования правовых, организационных, информационных, научно-методических и иных основ профессионального воспитания студентов на всех этапах их обучения и начального профессионального становления (вхождения в профессию).

  3. Формирование единой системы профессионального воспитания в системе СПО в сочетании с иными государственными подходами в области сохранения человеческого потенциала нации

  4. Поддержка высокого уровня стандарта среднего профессионального образования, престиж работника труда с учетом современных цивилизационных вызовов и угроз.

  5. Участие обучающихся СПО в федеральных проектах:

• «Россия — страна возможностей» https://rsv.ru/;

• «Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/;

• «Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/;

• «Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru;

• отраслевые конкурсы профессионального мастерства;

• чемпионатное движение «Профессионалы»;

• движения «Абилимпикс»;

• целевое обучение

• новая образовательная технология (НОТ) «Профессионалитет»


Литература


  1. Институт изучения детства, семьи и воспитания. https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/

  2. Методические рекомендации по разработке и реализации РПВ и КПВР в профессиональных образовательных организациях: https://firpo.ru/

  3. Рекомендации по проектированию содержания вариативных модулей РПВ ПОО от 28 мая 2024 г. №15ФГБОУ ДО Институт развития профессионального образования: https://firpo.ru/

  4. Сайт Движение первых https://www.xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/

  5. Сайт Министерства просвещения РФ https://edu.gov.ru/

  6. Сайт Форум классных руководителей и наставников https://vfkr.ru

  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 304-ФЗ, от 04.08.2023 N 479-ФЗ, от 25.12.2023 N 685-ФЗ)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция №1. "Профессиональное воспитание". Грани становления.

Автор: Кравченко Андрей Николаевич

Дата: 16.05.2025

Номер свидетельства: 669939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства