kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторно-практическое занятие, тема: "Команда – понятие и признаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:  Дать ключевые понятия, принципы построения и отличительные признаки рабочей группы и команды, познакомить обучающихся стратегией по формированию команды.

 

Задачи:  

-знать специфику эффективного взаимодействия и группе и командной работе;

-знать факторы, влияющие на эффективность командной и групповой работы;

- иметь представление об этапах развития  команды, проблемах группового взаимодействия, обусловленных тем или иным этапом ее становления;

- обладать навыками использования некоторого минимума практических приемов работы с группой (командой, подразделением).

 

Оборудование: ватман, цветные карандаши, фломастеры, клубок нити.

 

Краткие теоретические материалы по теме работы.

 

1.1. Введение в теоретические вопроса формирования команд.

В последние годы команды рассматриваются как важнейший групповой феномен. Команды становятся все более популярными в социальной практике, поскольку отвечают потребностям усложнения принимаемых стратегических управленческих решений; усложнения задач корпоративного обучения.

Обратите внимание на то, что, несмотря на быстро возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор возможности команд в деятельности больших организаций практически не используются. Одной из причин является недостаточно четкое понимание, что такое команда, как ее создавать и как

использовать. Несмотря на то, что командой часто называют рабочие группы, эксперты в области командообразования проводят различие между командами и традиционными рабочими группами.

Маркируйте, что команды и группы — частично совпадающие образования

и между ними нет непреодолимой разницы. Каждая из них может заниматься развитием, как своих членов, так и организации.

В каких случаях целесообразно уделять более пристальное внимание процессам построения команды, а не ограничиваться привычной работой в группах или индивидуально? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить общее и отличительное между группой и командой.

Формирование групп может быть объяснено близостью, взаимосвязью видов деятельности, взаимодействиями и чувствами, устойчивым равновесием между взаимным притяжением и общими позициями, а также вознаграждениями и затратами. Выделите: члены организаций также образуют группы по практическим, экономическим, социальным соображениям и соображениям безопасности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторно-практическое занятие, тема: "Команда – понятие и признаки"»

Основы проектной работы. Понятие команды проекта.

Лабораторно-практическое занятие №1.

Тема: Команда – понятие и признаки.

Цель занятия: Дать ключевые понятия, принципы построения и отличительные признаки рабочей группы и команды, познакомить обучающихся стратегией по формированию команды.


Задачи:

-знать специфику эффективного взаимодействия и группе и командной работе;

-знать факторы, влияющие на эффективность командной и групповой работы;

- иметь представление об этапах развития команды, проблемах группового взаимодействия, обусловленных тем или иным этапом ее становления;

- обладать навыками использования некоторого минимума практических приемов работы с группой (командой, подразделением).


Оборудование: ватман, цветные карандаши, фломастеры, клубок нити.


Краткие теоретические материалы по теме работы.


1.1. Введение в теоретические вопроса формирования команд.

В последние годы команды рассматриваются как важнейший групповой феномен. Команды становятся все более популярными в социальной практике, поскольку отвечают потребностям усложнения принимаемых стратегических управленческих решений; усложнения задач корпоративного обучения.

Обратите внимание на то, что, несмотря на быстро возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор возможности команд в деятельности больших организаций практически не используются. Одной из причин является недостаточно четкое понимание, что такое команда, как ее создавать и как

использовать. Несмотря на то, что командой часто называют рабочие группы, эксперты в области командообразования проводят различие между командами и традиционными рабочими группами.

Маркируйте, что команды и группы — частично совпадающие образования

и между ними нет непреодолимой разницы. Каждая из них может заниматься развитием, как своих членов, так и организации.

В каких случаях целесообразно уделять более пристальное внимание процессам построения команды, а не ограничиваться привычной работой в группах или индивидуально? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить общее и отличительное между группой и командой.

Формирование групп может быть объяснено близостью, взаимосвязью видов деятельности, взаимодействиями и чувствами, устойчивым равновесием между взаимным притяжением и общими позициями, а также вознаграждениями и затратами. Выделите: члены организаций также образуют группы по практическим, экономическим, социальным соображениям и соображениям безопасности.

Существует множество классификаций групп. Так, различают группы в зависимости отофициального статуса, численности, по характеру и частоте связей, степени однородности и т. п. Каждый тип группы имеет различные характеристики и оказывает

неодинаковое влияние на участников.

Малая группа соответствует главному критерию — имеет малую численность, достаточную для того, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. До сих пор дискуссионным является вопрос о самом определении малой группы, о ее количественных параметрах, нижнем и верхнем пределах. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7.

Проиллюстрируйте, почему проще всего работать в группе, состоящей из 5- 9 человек, ввиду эффективной коммуникации. В группах большей численности ее члены подвержены неупорядоченным коммуникациям, что ведет к дезорганизации и появлению ощущения, что много времени тратится впустую. С увеличением численности группы возрастает количество взаимодействий между ее членами.

В социальной психологии принято следующее деление групп по разным основаниям. Интерпретируйте собственные оценки представленной классификации.

  1. Деление групп на первичные и вторичные группы. Признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов.

  2. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать частота непосредственных контактов, чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.

Деление на формальные и неформальные группы.

  1. Формальные группы

обычно создаются для выполнения определенных организационных задач. Отличительными признаками формальной группы являются:

• четко определенный состав и структура, в т. ч. Организационные нормы;

• общие для группы задачи (цели);

• жесткое определение и распределение ролей;

• однозначное установление статусов, прав и обязанностей членов группы.

Неформальные группы в организации всегда создаются стихийно, по инициативе снизу, как результат новых форм активности и коммуникаций, возникающих на базе формального взаимодействия работников. Неформальные группы образуются чаще всего по политическим или социально-психологическим причинам вследствие дружбы или общих интересов. Неформальные группы не имеют четкой, устойчивой структуры и могут быть открыты для новых членов организации. Разграничение статусов и ролей в них не является жестким и заранее запланированным. Оно не задано извне, сверху, а определяется внутригрупповыми отношениями.

3. Группы членства и референтные группы. Часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которых они принимают, называются референтными. Отличие этих групп от реальных групп членства, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

4. Профессиональная группа отличается от непрофессиональной группы тем,

что входящие в нее люди осуществляют профессиональную деятельность, обладают необходимой для ее реализации квалификацией, знаниями, опытом работы в

определенной сфере.


Опираясь на материал, вы пришли к выводу, что команда как разновидность группы имеет аналогичную ей структуру. Члены команды имеют различия в статусе, объеме властных полномочий, ролях и поле деятельности. Вместе с тем команда выходит за рамки традиционной формальной группы благодаря коллективному синергетическому эффекту (целое больше, чем

простая сумма слагаемых).

Что же такое команда? Прибегая к приведенным классификациям можно утверждать, что команда относится к первичной (следовательно, малой) формальной профессиональной группе, в которой максимально совпадают формальная и неформальная структуры. Члены команды регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы, идентифицируют себя с ней.

Расширьте свое понимание содержания понятия «команда».

Часто команда определяется как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Другое, более сложное определение термина «команда»: это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы в работе, то есть для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов.


Задания к лабораторно – практической работе

Задание 1.


Всем необхимо встать в круг плечо к плечу, руки согните в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга (Свеча). Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Вы расслабленно опускаетесь на руки стоящих. Группа подхватывает вас и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник.

Задание 2.

Диспут по теме: Нужно ли доверять людям?

Круг доверия

Постарайтесь ответить на поставленные вами вопросы.

Часто замечаю такую картину - стоят люди на остановке, горит красный, тут вдруг кто-то один делает шаг вперед, и все остальные, не глядя по сторонам и на цвет светофора бегут через дорогу на красный свет...

- что это? стадное чувство, или слепое подсознательное доверие людям?

- можете ли вы с уверенностью сказать, что у вас есть человек, которому вы полность доверяете?

-можете ли вы доверить кому-то свою жизнь, свое имущество, свои тайны?

или, может быть, в наше время понятие "доверять" утратило свою силу?

- есть ли в ващей жизни такой человек которому вы можете поведать все свои тайны и мысли?


Задание 3.


Упражнение Лабиринт (доверие, умение слышать друг друга, концентрация)


На небольшом пространстве расставьте стулья. Один участник завязывает глаза. Ваша задача пройти это пространство, не наткнувшись на преграды, слушая команды другого участника.

Это упражнение может оказаться для обоих участников фантастическим переживанием. Видящему приходится напрягать всю свою фантазию и идти навстречу явным и скрытым желаниям партнера. «Слепой» партнер получает не только защиту, но и прогулку по стране фантазии.


Задание 4.

Упражнение «Доверься другу»


Каждый из вас должен сказать в кругу то, что думает. Просто проговаривает свои мысли и ощущения. Условие: высказывание должно быть начато со слов «В начале я боялся…., а теперь я понял….»




Вопросы для самопроверки (или для проверки)

1. Можно ли утверждать, что команда является малой группой, в которой формальная и неформальная структуры максимально совпадают? Поясните.

2. В чем вы видите сходства между первичной группой и командой?

3. Может ли любая рабочая группа являться потенциальной командой?

4. В чем заключаются различия между реальной и высокоэффективной командой?


Лабораторно-практическое занятие №1.

Тема: Этапы по формированию и организации команды.

Цель занятия: изучение технологии командообразования.

Задачи:

-проанализировать понятия «команда», «командообразование;

- развивать навыки конструктивного взаимодействия и общения;

-воспитывать культуру общения.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры, карандаши, ручки, карточки.



Краткие теоретические материалы по теме работы.


Девять ключевых принципов организации командной формы работ:

1. Принцип коллективного исполнения работы — каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию административного начальства (хотя последнее не исключается и в рамках команды).

2. Принцип взаимозависимости. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся информацией друг с другом. Члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.

3. Принцип коллективной ответственности — вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.

4. Принцип единой для команды формы стимулирования, оплаты за конечный результат; распределение внутри команды — это внутрикомандный вопрос.

5. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.

6. Принцип автономного самоуправления команды — управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем, а не админи- стративным начальством организации.

7. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.

8. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в состав ее может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности.

9. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.

Обобщите и сформулируйте вывод: эффект команды, ее общественное признание приходит после длительной совместной работы и достигнутых успехов. Итак, можно определить команду как малую группу специалистов, имеющих общей целью принятия нестандартных решений в экстраординарных ситуациях и разделяющих ответственность за достижение результата.


Этапы становления команды

Становление команды – это длительный и сложный процесс для всех членов команды.

1-й этап: формирование

Когда команда формируется, члены команды начинают с осторожностью изучать границы, приемлемые для группового поведения. Они, как «нерешительные пловцы, стоящие у края бассейна, которые только слегка мочат ноги». Эта стадия перехода от индивидуального к статусу члена команды и проверки лидерского управления, как

формального, так и неформального.

При формировании команды у ее членов возникают следующие

чувства:

• увлечение, ожидание, оптимизм;

• гордость за то, что его или ее выбрали для работы над проектом;

• подозрение, страх, беспокойство о предстоящей работе.

14

Члены команды совершают следующие действия:

• определяют задание и решают, как оно будет выполнено;

• определяют приемлемое групповое поведение и решают, как

справиться с проблемами группы;

• собирают необходимую информацию;

• поверхностно обсуждают понятия и результаты работы; некоторые из членов команды проявляют нетерпимость к таким дискуссиям;

• обсуждают вопросы, проблемы, не относящиеся к делу, испытывают сложность в распознавании актуальных проблем.

Работа команды незначительно улучшается, выявляется цель

проекта, а также вырисовываются те моменты, которые отвлекают

внимание членов команды от работы.

2-й этап: штурм

Штурм – это, вероятно, самый сложный этап для команды. Когда «члены команды уже прыгнули в воду и думают, что начали тонуть, не зная, за что хвататься». Члены команды начинают осознавать, что у них совсем другое задание, гораздо сложнее, чем они

представляли его себе ранее.

Члены команды спорят о том, какие шаги следует предпринять

команде, чтобы достичь прогресса. Они являются недостаточно

опытными и не владеют научными основами принятия решений.

Члены команды стараются полагаться исключительно на свой опыт,

сопротивляясь сотрудничеству с другими членами команды. На этом

этапе члены команды начинают паниковать, так как осознают, что им

предстоит выполнить большую часть работы. Они как пловцы, которые

уже прыгнули в воду и, думая, что утонут, начинают «барахтаться».

На данном этапе у членов команды возникают следующие чувства:

• характер сопротивления по отношению к заданию и поиск

подходов к решению проблемы отличны от тех, которые удобно использовать каждому члену в отдельности;

• резкая флуктуация в отношении команды по поводу того, каковы их шансы на успех.

15

Члены команды выполняют следующие действия:

• спорят между собой, даже если они на верном пути;

• обороняются и соревнуются, пытаясь сделать «выбор стороны»;

• ставят под вопрос мудрость того, кто выбирал этот проект и

выбирал других членов команды;

• ставят нереальные цели, заботясь об излишней работе.

• осознают разобщенность, возникает зависть к более успешным членам команды.

Этот этап показывает, что у членов команды есть желание и силы для осуществления командных целей. К тому же на этом этапе они

начинают лучше понимать друг друга.

3-й этап: нормализация

На этой стадии, члены команды осознают свои обязанности и

степень ответственности. Люди принимают команду, ее правила, видят свою роль в ней и индивидуальность каждого члена. Эмоциональный конфликт проходит, и существующие ранее конкурентные

отношения становятся кооперативными. Другими словами, как только команда осознает, что она не тонет, члены команды перестают

«барахтаться» и, чтобы удержаться на плаву, начинают оказывать

друг другу помощь.

На данном этапе возникают следующие чувства:

• новая возможность выражать критику конструктивно;

• принятие партнерства в команде;

• чувство облегчения, «кажется, что все идет верным путем».

Члены команды выполняют следующие действия:

• пытаются достичь гармонии путем избегания конфликта;

• становятся более дружелюбными и уверенными, делятся личными проблемами, обсуждают динамику и развитие команды;

• возникает чувство командной сплоченности, общий дух и цели;

• осознают и придерживаются основных командных правил и

норм поведения.

Члены команды способны перейти к последнему этапу.

16

4-й этап: представление

На этом этапе в команде складываются здоровые взаимоотношения. Члены команды начинают выявлять, оценивать и решать проблемы, вносить изменения в способы их решения. Наконец, они видят

и принимают сильные и слабые стороны друг друга. Определяют

свою значимость в работе команды. Сейчас они могут «плыть» в согласии.

На этом этапе возникают следующие чувства:

• проникновение в суть личного и группового процесса, глубокое понимание сильных и слабых сторон друг друга;

• удовлетворение от работы команды.

Члены команды выполняют следующие действия:

• конструктивно изменяют себя;

• имеют возможность прекратить работу или продолжить ее,

несмотря на возникшие проблемы в группе;

• крепко привязываются к команде.

Итак, Э. Деминг выделяет четыре этапа становления команды:

формирование, штурм, нормализация и представление, и для того

чтобы группа независимых индивидуальностей превратилась в команду, она должна пройти через каждый из них. У любой команды

бывают взлеты и падения, и их продолжительность зависит от того,

как быстро команда развивается и преодолевает препятствия. Осведомленность о существовании основных этапов, через которые проходит команда, должна избавить членов команды от сомнений по поводу успеха в их работе. Членам команды следует осознавать, что подобные перемены являются естественными, и не задаваться вопросом, достигнет ли команда в конечном счете успеха.

Другие исследователи командной деятельности, например,

Т. Базаров [4], выделяют пять этапов в развитии команды.

Адаптация

На данном этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осто-

17

рожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга и поиск взаимоприемлемого

поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством

настороженности и принужденности. Результативность команды на

данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены

друг в друге.

Группирование

Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп)

по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым

им содержанием задачи вследствие выявления несовпадения личной

мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит

эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который

приводит к образованию подгрупп. При группировании начинает

складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, нормирующих первые интергрупповые нормы.

Кооперация

На данной стадии происходит осознание желания работать над

решением задачи. Она характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем на предыдущих этапах, появляются элементы

групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает

сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством. Ведущей на

этом этапе становится инструментальная деятельность, имеется хорошая подготовленность членов группы к ее осуществлению, развито

организационное единство. Однако в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи.

Нормирование деятельности

На данной стадии разрабатываются принципы группового взаимодействия. Доминирующей становится сфера эмоциональной активности, резко возрастает значение отношений Я – ТЫ, личные взаимоотношения становятся особенно тесными. Одной из характерных черт

данной стадии развития группы является отсутствие интергрупповой

18

активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях

группы может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

Функционирование

С точки зрения деловой активности ее можно рассматривать как

стадию принятия решений, характеризующуюся конструктивными

попытками успешного решения задачи. Признается разнообразие

стилей и подходов к решению задач. На этом этапе группа достигает

высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерным для командной субкультуры.

По мнению Т. Базарова, поиск членами группы оптимального

решения происходит на первом этапе, называемом «адаптация».

Э. Деминг отмечает, что поиск решений, обсуждение трудностей,

проблем, которые могут возникнуть в работе команды, и определение

группового поведения складывается на первом этапе «формирование».

Как мы уже отмечали, существуют различные типы команд. Мы

можем выделить два основных типа: проектные группы, функционирующие достаточно короткое время для выполнения какой-то

определенной цели, и группы, существующие длительное время. Отсюда заметим, что и процесс формирования различных типов команд

имеет определенные отличия. Длительность каждой стадии развития

может зависеть от самого коллектива, внешних и внутренних условий

в организации. Проектные группы имеют определенные сроки существования в отличие от формирования постоянно существующей команды, что является длительным процессом.

Н.Е. Равикович [39] выделяет следующие стадии, которые проходят постоянно существующая группа, прежде чем она станет командой:

• стадия узнавания друг друга, «притирки», выработки групповых норм и правил поведения. В это время состав группы может быть

нестабилен – люди могут уходить из группы или приходить в нее;

19

• стадия распределения и закрепления групповых ролей, принятия групповых норм членами команды;

• стадия выработки, закрепления и оптимизации схем взаимодействия между членами команды;

• стадия интеграции и успешной работы сформированной команды, коллектива.

• В проектных группах роли могут быть уже распределены и

меняются в процессе работы. Проектные команды проходят следующие стадии:

• узнавание и «притирка» друг к другу, выработка норм и правил поведения внутри команды. На этой стадии возможно возникновение конфликтов;

• дальнейшая «притирка» и перераспределение ролей, отработка схем взаимодействия между членами команды для решения какихлибо рабочих и личных вопросов. На этой стадии возникновение конфликтов весьма вероятно;

• интеграция и успешная работа команды по выполнению поставленных перед ней бизнес-задач;

• команда «охладевает» к работе. Между участниками вновь возможны конфликты, так как члены коллектива начинают задумываться над тем, что им делать дальше. Важно уметь организовывать

выход коллектива из проекта, работа над которым успешно завершена.


































































































































Задание №1. «Социометрия»

Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.

Вам необходимо найти среди других членов группы тех, у кого оди­наковый с вами цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя и тому подобное.


Задание №2 «Самый-самый мой плакат»

Ребята вы должны изобразить на плакате свое любимое занятие, желание, любимое место, друзей, семью или себя в хорошем расположении духа. Готовые плакаты можно прикрепить себе на грудь и подходить знакомиться с другими.


Задание № 3 «Интервью»

Цель: проанализировать психологические особенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.

Разбейтесь на пары и в течение 10 минут проводите взаимное интервью, после которого представьте группе своего партнера. Основные во­просы для интервью заранее продумайте, например: «Чем ты увлекаешься с свободное от учебы времени?».


Задание №4 «Мы похожи?»

Цель: дать понять, что люди во многом похожи, но и многим различны, и каждый имеет право быть собой.

Обратитесь друг к другу, используя две фразы: «Ты похож на меня тем, что...» и «Я отличаюсь от тебя тем, что…»

Задание № 5 «Клубок»

Цель: знакомство, сплочение группы.

Сядьте в круг, выберите ведущего. Ведущий кидает клубок любому участнику, кото­рый должен представиться и кратко рассказать о себе. Далее - кидает следую­щему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет кинуть мячик всем по оче­реди, не повторяясь.


Вопросы для самопроверки (или для проверки)


- приятно ли получать положительные комплементы?

-какое задание нашего тренинга для вас было самым сложным?

-задание «Интервью», как вы думаете, в каких ситуациях в работе волонтера можно применить?

- как вы думаете что нужно, для сплоченности команды?

- каким направлением добровольчества вам хотелось бы больше всего заниматься?















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторно-практическое занятие, тема: "Команда – понятие и признаки"

Автор: Сеитова Мадина Руслановна

Дата: 18.04.2022

Номер свидетельства: 605060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства