КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, которые нашли отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Интеграция страны в мировое образовательное пространство обусловила необходимость соответствия требованиям государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни». Общество нуждается в функционально грамотных гражданах, умеющих работать на результат, способных к определенным, социально значимым достижениям.
Усиление внимания к понятию «функциональная грамотность» обусловлено проводимыми международными исследованиями достижений учащихся, ожидаемыми результатами образования по математике, языку и естественным наукам в программе PISA. Рекомендации PISA рассматриваются в мире как обновление содержания образования, приближение его к заказу современного общества на компетентного профессионала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ »
Заявка
на участие в Международной научно-практической конференции
КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие функциональной грамотности школьников является одним из приоритетных направлений развития образования. В связи с этим актульным является повышение профессиональных компетентностей педагогов в рамках курсовой подготовки по проблемам развития функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA. Мониторинг качества курсов повышения квалификации по данной проблематике позволит оценить их результаты и повысить эффективность.
Ключевые слова:система повышения квалификации, курсы повышения квалификации, мониторинговое исследование, качество и эффективность, международное исследование PISA.
Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, которые нашли отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Интеграция страны в мировое образовательное пространство обусловила необходимость соответствия требованиям государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни». Общество нуждается в функционально грамотных гражданах, умеющих работать на результат, способных к определенным, социально значимым достижениям.
Усиление внимания к понятию «функциональная грамотность» обусловлено проводимыми международными исследованиями достижений учащихся, ожидаемыми результатами образования по математике, языку и естественным наукам в программе PISA. Рекомендации PISA рассматриваются в мире как обновление содержания образования, приближение его к заказу современного общества на компетентного профессионала.
Приоритетные направления развития системы повышения квалификации отвечают запросу общества на подготовку педагогов к изменениям в сфере образования. В связи с этим со 2-го полугодия 2014 года филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» начал курсовую подготовку по проблемам развития функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA. Для проведения курсов по теме «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» прошли обучение 4 тренера из числа ППС филиала.
Специфика и особенности учебных программ краткосрочных курсов по проблематике PISA
Актуальность курсов, связанных с развитием функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA для различных категорий учителей-предметников, обусловлена целями и задачами современного образования, связанными с формированием компетенций и функциональной предметной грамотности, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, применять конкретные модели для конкретных жизненных ситуаций. Курсы повышения квалификации по данной проблематике призваны способствовать развитию профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовке их к выполнению заданий программы PISA.
С учетом этого разработаны типовые учебные программы краткосрочных курсов повышения квалификации по теме «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» для педагогов школ различных предметных циклов, согласованные с вице-министром образования РК Е.Имангалиевым. Они соответствуют положениям Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы, Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, Программы повышения квалификации педогогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. На их основе тренерами разрабатывалось содержание теоретического и практического материала курса.
С августа 2014 года во всех филиалах АО «НЦПК «Өрлеу» начато проведение краткосрочных курсов по обозначенной проблематике на двух языках обучения для учителей-предметников общеобразовательных школ по трем предметным направлениям: естественнонаучное, гуманитарное и математическое.
Основной целью курсовой подготовки является развитие профессиональных компетенций учителей предметных циклов по применению стратегий активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий по программе PISA. Соответственно конкретные задачи курсов разрабатывались для каждой категории слушателей. Новые учебные программы курсов по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA рассчитаны на 72 учебных часа, содержание курсов распределено по 5-ти модулям. Содержательная направленность занятий подчинена решению задач, связанных с проблемами развития функциональной грамотности учащихся, особенностями проведения международного исследования PISA среди 15-летних подростков. В задачу преподавателей курсов входит дать учителям знания о новых методах и технологиях обучения навыкам функциональной грамотности, а также сформировать навыки для их системного применения в учебной деятельности. Тематика учебных занятий со слушателями в рамках технологического и вариативного модуля связана с изучением современных технологий в процессе обучения.
В ходе курсовой подготовки слушатели готовят презентации мини-уроков (мини-тренингов), выполняют самостоятельные работы. В программу курсов включены обновленные и вновь разработанные лекции для всех категорий слушателей. В ходе обучения используются различные стратегии активного обучения. Материал курсов подается слушателям в нетрадиционной форме, с использованием стратегий активного обучения. Это позволяет учителям по окончании курсов творчески подойти к выполнению любых заданий (переработать, создать на их основе новые и применить их в соответствующей учебной ситуации).
По окончании курсов слушатели выступают с защитой проектных работ по предложенной тематике в рамках темы курсов. В завершении курсов проводится итоговое тестирование на определение уровня компетентности по теме курсов для каждой категории слушателей. Контроль и оценка знаний слушателей проводятся в форме защиты проектов (презентация урока), итогового тестирования, самостоятельных работ слушателей.
Таким образом, с августа 2014 года и по настоящее время в рамках реализации краткосрочных курсов повышения квалификации в соответствии с государственным заказом выполняется работа по обучению слушателей, учителей школ Акмолинской области, по проблемам международного исследования PISA. Это приоритетное направление развития образования в действительности является новым. В настоящее время происходит наработка опыта организации и проведения курсов повышения квалификации в этом направлении.
Мониторинговые исследования эффективности курсов по проблемам международного исследования PISA
Поскольку курсовая подготовка слушателей по данной проблематике является новой, необходимо изучение степени ее эффективности для определения дальнейших задач, над которыми предстоит работать в направлении обучения педагогов развитию функциональной грамотности учащихся.
В связи с этим в рамках курсов повышения квалификации организуются мониторинговые исследования. Целостный анализ качества курсовой подготовки слушателей дает разностороннюю информацию об эффективности курсов по проблематике международного исследования PISA. В начале и в конце периода обучения проводятся входное и выходное тестирование и анкетирование слушателей. Направлены они на выявление степени готовности к курсам повышения квалификации по заданной тематике, начального и итогового уровня сформированности знаний по проблематике курсов, а также мониторинга качества курсовой подготовки. В комплекс мониторинговых мероприятий вошла и процедура социологического опроса (в форме анкетирования) педагогов, прошедших обучение на курсах повышения квалификации.
На основании комплексного анализа данных мониторинговых исследований по каждому из трех учебных циклов (естественнонаучному, гуманитарному и математическому) составляется общая аналитическая информация, которая позволит преподавателям скорректировать свою работу на последующих курсах, улучшив качество преподавания через использование эффективных стратегий обучения и других приемов работы.
Во втором полугодии 2014 года на базе Акмолинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» были организованы 12 краткосрочных курсов повышения квалификации по проблемам международного исследования PISA и развитию функциональной грамотности учащихся для 300 учителей общеобразовательных школ Акмолинской области, работающих с контингентом учащихся среднего звена (5-9 классов). Качественно-количественный анализ контингента слушателей курсов показал, что это педагоги с достаточно большим опытом и стажем педагогической деятельности, высоким уровнем обучаемости и восприимчивости к новым знаниям. Наибольшее количество прошедших обучение - учителя дисциплин естественнонаучного цикла (химии, биологии, географии).
По результатам выходного тестирования и анкетирования слушателей получена высокая оценка качества курсов: высокий уровень овладения знаниями и навыками, а также удовлетворенности курсами. По итогам обучения уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития функциональной грамотности учащихся составил 83-86%. Все респонденты отметили удовлетворенность качеством курсов, из них 55% слушателей испытывают «творческий подъем», 45% - «ощущение удовлетворенности». Оценивая рост собственного профессионального мастерства, 63% слушателей отметили «заметное повышение своего профессионального мастерства к концу обучения на курсах», 37% респондентов отметили «повышение профессиональной компетентности в области развития функциональной грамотности учащихся». Все слушатели считают цель курсов достигнутой. В целом качество курсов, ресурсное обеспечение и работа преподавателей оценена на 95% и выше.
Анализ данных мониторинга позволил сделать вывод о том, что при подготовке к курсам преподаватели института подошли профессионально к организации образовательного процесса, с учетом того, чтобы каждый слушатель курса получил максимум новой информации, овладел стратегиями обучения и развития функциональной грамотности учащихся. Данные курсы повышения квалификации способствовали профессиональному росту педагогов, поиску способов совершенствования научной и учебно-методической деятельности.
В рамках мониторинговых мероприятий в феврале 2015 года проведен социологический опрос педагогов, обучившихся на курсах по проблематике PISA в 2014 году. Респондентам была предложена анкета, состоящая из 5-ти вопросов. Содержание вопросов анкеты было направлено на выявление и определение
степени изменений, произошедших во взгляде на процесс преподавания своего предмета после прохождения курсов,
уровня своей профессиональной компетентности по преподаваемому предмету после обучения на курсах,
активности в проведении мероприятий по реализации и внедрению знаний, полученных на данных курсах,
форм организации передачи коллегам полученных на курсах знаний,
степени заинтересованности коллег в полученной информации.
Изучение степени изменений, произошедших во взгляде на процесс преподавания своего предмета после прохождения курсов, позволило определить, что у 97% от общего числа опрошенных произошли изменения в профессиональной деятельности и методике преподавания предмета в целях развития функциональной грамотности учащихся.
Определение респондентами уровня своей профессиональной компетентности по преподаваемому предмету после обучения на курсах позволило выявить, что после обучения на курсах по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA 62% от общего числа анкетируемых оценивают как высокий уровень своей профессиональной компетентности по преподаваемому предмету. Наиболее высокую оценку уровню своей профессиональной компетентности в вопросах развития функциональной грамотности учащихся дали учителя географии (69% респондентов), биологии и физики (по 67% респондентов).
Интересным было выявить, как педагоги внедряют полученные на курсах знания. Большинство педагогов провели и приняли участие в мероприятиях по реализации и внедрению знаний, полученных на данных курсах, на школьном и областном уровне. Меньшее число респондентов приняли участие и провели мероприятия на районном уровне. Это свидетельствует о том, что непосредственно в школах и на базе ИПК уделяется должное внимание проведению мероприятий по внедрению современных методов и приемов развития функциональной грамотности учащихся в практику преподавания педагогов. Анализ ответов о формах организации знакомства педагогов школ с материалами курсов по проблематике PISA позволил определить, что наиболее частыми формами, предлагаемыми респондентами/слушателями курсов по проблематике PISA, были выступления на заседаниях методических объединений, открытые уроки, мастер-классы, а также семинары-тренинги и другие мероприятия.
В ходе соцопроса также важно было выявить степень заинтересованности коллег в полученной информации. Большинство респондентов ответили, что их коллеги «заинтересованы и применяют на практике» те знания, которые им передали учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по проблематике PISA. Пятая часть анкетируемых ответили, что их коллеги «заинтересованы, но не применяют на практике» полученные от коллег знания. Следует обратить внимание на высокую степень заинтересованности педагогов в применении новых знаний по тематике PISA.
Таким образом, курсы, направленные на повышение профессиональных компетентностей педагогов по развитию функциональной грамотности школьников, являются востребованными и своевременными. От того, насколько качественно организована подготовка и обучение педагогов, зависит развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовке их к выполнению заданий программы PISA, а значит формирование компетенций и функциональной предметной грамотности, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, применять конкретные модели для конкретных жизненных ситуаций.
Мониторинг качества курсов по данной проблематике позволил не только оценить степень их эффективности, но и посредством социологического опроса педагогов, прошедших данные курсы, увидеть результаты, определить степень изменений, произошедших в их педагогической деятельности.
Проведение мониторинговых мероприятий первых курсов по данной тематике дает основание сделать вывод: организация курсов повышения квалификации по проблематике PISA способствовала повышению общего профессионального уровня учителей и развитию соответствующих компетентностей для формирования функциональной грамотности школьников.
Инициация курсов повышения квалификации по проблематике PISA выявила высокую степень заинтересованности педагогов в применении новых знаний. Это говорит о необходимости увеличения контингента слушателей курсов по данной тематике.