kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура речи -основа журналистского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи, необходимая составляющая многих профессий, одна из них журналист! Дидактическая разработка предназначенна для учеников 9-11 классов. Для дополнительного образования по программе "Основы журналистики". РЕЧЬ ГРАМОТНОГО, ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА, должна быть красивой, чем правильнее речь, тем она доступнее для понимания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи -основа журналистского мастерства»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край район Кайеркан, Победы, дом 7, тел: 39-17-14, факс 39-39-63










Дидактическое пособие

«Культура речи-необходимое условие журналистского мастерства»





Педагог дополнительного образования

Творческое объединение «Основы журналистики»

Скрылева А.М.




















Норильск, 2016г.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - НЕОХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА



Вы уже знаете, что русский национальный язык неоднороден по своему составу: кроме литературного языка, он включает в себя и ряд внелитературных языковых пластов: диалекты, просторечие и др. Более однороден по своему составу литературный язык. Но и он делится на ряд разновидностей в зависимости от того, где и для чего он используется. Так в быту при обращении с близкими людьми мы часто употребляем такие слова и предложения, которые не употребим в официальных деловых бумагах, и наоборот. Например, в заявлении, в объяснительной записке вполне уместна такая фраза: За неимением необходимого количества автотранспорта разгрузка прибывших вагонов со стройматериалами была задержана на одни сутки. При обращении же к товарищам по работе эту же мысль выражают, например, так: Сегодня было мало машин. На день задержались с разгрузкой вагонов.

Разновидности литературного языка, обслуживающие различные стороны общественной жизни, называются стилями литературного языка. Наука, которая изучает стили и употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется стилистикой.

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя (читателя, зрителя). Чтобы говорить правильно и красиво, надо соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единство стиля; избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

ПРАКТИКУМ

  • Прочитайте предложения. Укажите в них отступления от норм литературного языка. Сделайте эти предложения правильными, такими, чтобы они соответствовали литературным нормам.

  1. Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплесневевшую жидкость. 2.Образ жизни чиновников губернского города вызывает наши негодования и презрения. 3.Прочитав комедию, мне наглядно представились ее персонажи. 4. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд неприятностей. 5. Которые книги были прочитаны Алешей в детстве, надолго сохранились в его памяти. 6. Чичиков говорил Ноздреву, что я давненько не брал в руки шашек.


  • Чем объясняется двусмысленность в следующих предложениях? Устраните ее.

  1. Хозяйка попросила жильцов пройти в свою комнату. 2. В лаборатории были

шкафы с различными приборами. Их было около десяти. 3.Пассажир попросил принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения.


  • Перепишите, устранив тавтологию.

1. Николай был красивый молодой юноша. 2.Мой дядя окончил университет и

получил высшее образование. 3.Лектор привлек общее внимание всех

присутствующих.


  • Укажите ряды, в которых синонимы различаются: 1)стилистически, 2)смысловыми оттенками, 3) и тем, и другим, 4) не имеют ни смысловых, ни стилистических различий.

  1. Простой, примитивный (опыт); 2)языкознание, языковедение; 3)есть, кушать; 4)сопровождать, сопутствовать; 5)старый, дряхлый; 6)теперь, нынче, ныне; 7)много, полно, видимо-невидимо (народу).

  • Найдите неуместные в данных предложениях канцеляризмы. Исправьте.

1. На запрос о книгах по истории шахмат ставим Вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего уведомления вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга –почтой». 2. Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть ее масляной краской. 4.Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в инструкции.


  • Какие из приведенных ниже слов и оборотов вы употребили бы в беседе с

товарищем, а какие – в официальных бумагах:

Вследствие, сестренка, чудить, злющий, крохотный, довожу до Вашего

сведения, послушай-ка, считаю необходимым, возложить обязанности,

электричка, вышеупомянутый, удостоверить, прыг, хвать, вечерком, вопреки.


В газетных и журнальных статьях, в телевизионных репортажах, в выступлениях на общественно-политические темы (публицистический стиль), естественно большое место занимает общественно-политическая лексика, например: государство, партия, мобилизовать, массы и многие другие. В публицистике широко используются слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и т.д.; употребляются всякого рода фразеологические сочетания, пословицы, поговорки. Здесь широко используются для воздействия на читателя (зрителя) различные средства разговорной речи и стиля художественной литературы.




Задания для работы в группе



1. «Путешествие картины». Преподаватель берет репродукцию известного полотна и рассказывает о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию одному из слушателей, тот – другому и так - по эстафете; каждый при этом добавляет к ранее сказанному одну фразу, организуя их все в целостный этюд или рассказ, имеющий сюжет.

Варианты: а) картина быстро запоминается и больше не демонстрируется, рассказ (этюд) составляется строго по памяти; б) составляется рассказ с произвольными сюжетными коллизиями, без репродукции и какого-либо заранее обозначенного содержания.



2. «Коллаж». Возьмем чистый лист бумаги, всмотримся в него и детально расскажем, словесно «покажем» картину, якобы видимую нами. Допустим, это образ средневековой башни, окруженной скалами. Предлагаем группе: «Попробуем вместе выяснить некоторые черты картины, которые мне плохо видны – вы их увидите лучше». И задаем вопросы: « Что за фигуры видны над первым ярусом башни, на своеобразной балюстраде?», «Какие цифры на циферблате часов - римские или арабские?», «Какого цвета камень, из которого сделан карниз первого яруса?», «А что еще видно на картине?». Далее можно продолжать словесное рисование вместе с группой, но важно помнить: объект должен быть один, на нем необходимо сосредоточить все внимание. После того, как картина будет «завершена», проведем по ней устное или письменное сочинение-описание









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Культура речи -основа журналистского мастерства

Автор: Скрылева Анна Михайловна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства