Культура речи, необходимая составляющая многих профессий, одна из них журналист! Дидактическая разработка предназначенна для учеников 9-11 классов. Для дополнительного образования по программе "Основы журналистики". РЕЧЬ ГРАМОТНОГО, ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА, должна быть красивой, чем правильнее речь, тем она доступнее для понимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вы уже знаете, что русский национальный язык неоднороден по своему составу: кроме литературного языка, он включает в себя и ряд внелитературных языковых пластов: диалекты, просторечие и др. Более однороден по своему составу литературный язык. Но и он делится на ряд разновидностей в зависимости от того, где и для чего он используется. Так в быту при обращении с близкими людьми мы часто употребляем такие слова и предложения, которые не употребим в официальных деловых бумагах, и наоборот. Например, в заявлении, в объяснительной записке вполне уместна такая фраза: За неимением необходимого количества автотранспорта разгрузка прибывших вагонов со стройматериалами была задержана на одни сутки. При обращении же к товарищам по работе эту же мысль выражают, например, так: Сегодня было мало машин. На день задержались с разгрузкой вагонов.
Разновидности литературного языка, обслуживающие различные стороны общественной жизни, называются стилями литературного языка. Наука, которая изучает стили и употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется стилистикой.
Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя (читателя, зрителя). Чтобы говорить правильно и красиво, надо соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единство стиля; избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.
ПРАКТИКУМ
Прочитайте предложения. Укажите в них отступления от норм литературного языка. Сделайте эти предложения правильными, такими, чтобы они соответствовали литературным нормам.
Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплесневевшую жидкость. 2.Образ жизни чиновников губернского города вызывает наши негодования и презрения. 3.Прочитав комедию, мне наглядно представились ее персонажи. 4. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд неприятностей. 5. Которые книги были прочитаны Алешей в детстве, надолго сохранились в его памяти. 6. Чичиков говорил Ноздреву, что я давненько не брал в руки шашек.
Чем объясняется двусмысленность в следующих предложениях? Устраните ее.
Хозяйка попросила жильцов пройти в свою комнату. 2. В лаборатории были
шкафы с различными приборами. Их было около десяти. 3.Пассажир попросил принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения.
Перепишите, устранив тавтологию.
1. Николай был красивый молодой юноша. 2.Мой дядя окончил университет и
получил высшее образование. 3.Лектор привлек общее внимание всех
присутствующих.
Укажите ряды, в которых синонимы различаются: 1)стилистически, 2)смысловыми оттенками, 3) и тем, и другим, 4) не имеют ни смысловых, ни стилистических различий.
Найдите неуместные в данных предложениях канцеляризмы. Исправьте.
1. На запрос о книгах по истории шахмат ставим Вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего уведомления вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга –почтой». 2. Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть ее масляной краской. 4.Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в инструкции.
Какие из приведенных ниже слов и оборотов вы употребили бы в беседе с
товарищем, а какие – в официальных бумагах:
Вследствие, сестренка, чудить, злющий, крохотный, довожу до Вашего
В газетных и журнальных статьях, в телевизионных репортажах, в выступлениях на общественно-политические темы (публицистический стиль), естественно большое место занимает общественно-политическая лексика, например: государство, партия, мобилизовать, массы и многие другие. В публицистике широко используются слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и т.д.; употребляются всякого рода фразеологические сочетания, пословицы, поговорки. Здесь широко используются для воздействия на читателя (зрителя) различные средства разговорной речи и стиля художественной литературы.
Задания для работы в группе
1. «Путешествие картины». Преподаватель берет репродукцию известного полотна и рассказывает о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию одному из слушателей, тот – другому и так - по эстафете; каждый при этом добавляет к ранее сказанному одну фразу, организуя их все в целостный этюд или рассказ, имеющий сюжет.
Варианты: а) картина быстро запоминается и больше не демонстрируется, рассказ (этюд) составляется строго по памяти; б) составляется рассказ с произвольными сюжетными коллизиями, без репродукции и какого-либо заранее обозначенного содержания.
2. «Коллаж». Возьмем чистый лист бумаги, всмотримся в него и детально расскажем, словесно «покажем» картину, якобы видимую нами. Допустим, это образ средневековой башни, окруженной скалами. Предлагаем группе: «Попробуем вместе выяснить некоторые черты картины, которые мне плохо видны – вы их увидите лучше». И задаем вопросы: « Что за фигуры видны над первым ярусом башни, на своеобразной балюстраде?», «Какие цифры на циферблате часов - римские или арабские?», «Какого цвета камень, из которого сделан карниз первого яруса?», «А что еще видно на картине?». Далее можно продолжать словесное рисование вместе с группой, но важно помнить: объект должен быть один, на нем необходимо сосредоточить все внимание. После того, как картина будет «завершена», проведем по ней устное или письменное сочинение-описание