kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культуроцентристский подход к образованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает современное значение культуроцентристского подхода к пониманию сущности образования.

Авторы - Пивоварова О.А. и Баранецкий А.Н. - преподаватели ГБОУ ПО Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культуроцентристский подход к образованию»


Баранецкий А. Н., Пивоварова О.А.


О современном значении культуроцентристской концепции образования.


1. Культура как творческий способ деятельности и его итоги имеет свой код и архетип и он заключён, - т.е. фиксируется этот код и этот архетип в структурах родной речи. Поэтому – при всём уважении к, скажем Китаю, китайское образование не может быть образованием русским. Хотя, хочется подчеркнуть, что в Китае коммунисты построили НИИ педагогики Василия Сухомлинского и широко используют, пропагандируют его наследие. Соответственно – Германия построила Институт семиотики культуры имени Юрия Лотмана, но это не значит, что немецкая культурология превратится в русскую или что система образования Германии будет переведена на русскую семиотику культуры.

Хотя история знает насильственные и добровольные попытки вырастить детей на ниве иноземного образования. Величие Александра Македонского состояло в том, что все эллинизированные народы вынуждены были дать знатным юношам язык и литературу ЭЛЛАДЫ. До Греков знать побеждённой страны обращали в рабство, убивали. Греки были первыми, кто заставил побеждённых превратиться в эллинов по духу.

Именно пример Эллады часто вдохновлял вестернизаторов из США, которые стиль жизнь и стиль мироотношения американцев старались жизнерадостно распространять по всей планете как победители по умолчанию. Под победой они чаще всего подразумевали победу в «бизнесе».

Римляне, - те напротив, - видели своё величие именно в том, что сумели после военной победы над греками сами объявить себя побеждёнными искусством и культурой греков. Они сами заставили сыновей учить с детства язык Эллады, начали строить театры, перевели на латынь почти всю греческую литературу, научные и архитектурные трактаты. То есть Римляне построили образование и воспитание на базе языка и культуры Эллады. Бесспорно, они превзошли своих учителей, но никогда не забывали о том, у кого учились.

Испанские, французские, итальянские, британские или немецкие аристократы всегда давали своим детям образование на родном языке. И только аристократы империи Российской в быту погружались в стихию европейских языков и часто дети их с младенчества имели няню из Европы. Как известно, А.С. Пушкин в раннем детстве говорил и думал на французском. «Люблю я очень это слово, но не могу перевести, оно у нас покамест ново и вряд ли быть ему в чести…» Так он сам отозвался о трудно переводимом французском словечке, коих у него был целый арсенал. Дух этой специфической образованности прекрасно передаёт роман Л.Н. Толстого «Война и мир», где целые диалоги прямо в тексте романа ведут на французском. А история русской философии начинается с русских кантианцев, фихтеанцев, шеллингианцев гегельянцев и марксистов, которые читали немцев не в переводе, а на немецком, во-первых потому, что учились в юности в Германии, а во-вторых потому, что переводы с них начинались.

Ведь только СССР создаст мощный пласт переводов великих книг на русский, а Золотой и Серебряный век волей-неволей погружался в оригиналы. Т.е. т.о. вполне добровольное использование языков Европы в Империи России было аналогично отношению Римлян к Элладе.

При этом изучение древнегреческого и латыни в вузах Российской империи тоже не было редкостью. Именно поэтому для досконального изучения истории античной эстетики профессионалы высшего ранга на любом континенте Земли сначала изучают русский язык и после этого читают 12 томов А.Ф. Лосева об истории античной эстетики. Ведь более глубоко, точно тонко трактовки терминов на различных диалектах древнегреческого не дал пока никто ни до ни после А.Ф. Лосева.


2. Опираясь на изложенные традиции основательного отношения к образованию своих детей, - то есть на лучшие традиции аристократического воспитания в эпоху Золотого и Серебряного века русской культуры, думается надо осмыслить особое отношение к высоте основ отечественного образования. Как и в обыкновенном строительстве обыкновенного жилья вопрос фундамента – это вопрос качества и масштабов самого здания, у одних домиков высота всего домика не выше поднятой руки, а у иных зданий фундаменты в два раза выше человеческого роста.

Грандиозность фундаментов отечественной культуры столь масштабна, что вблизи многие её не различают. Полуобразованные люди могут всю жизнь прожить маргиналами не только по отношению к уровню классических иноземных культур, маргиналом вполне можно быть и по отношению к высокой отечественной культуре.

Ведущий политический мыслитель современной Европы, автор колоссального труда «Мораль и политика» Витторио Хёсле ещё в начале 90-х столь высоко оценил изучение политической и правовой культуры в трудах многих советских авторов, что начал изучать русский тоже. Но после распада СССР общественно-политические издания тоннами сдавали в макулатуру.

Сдавали не читая.

Да и гуманные идеи Карла Маркса остались просто неизвестны организаторам отечественного образования, ведь руководили министерством просвещения не те, кто переводил Маркса на русский язык. Наследие Маркса продолжают изучать во всех университетах планеты. Только на территории СССР его наследие сначала 70 лет трактовалось исключительно в духе понятий лидера страны, а затем перестало изучаться вообще. Объективно говоря идеи Маркса отечественная интеллектуальная элита даже в эпоху СССР знала в пределах представлений Сталина, Хрущёва и Брежнева, остальные лидеры страны просто не успели передать интеллектуалам сколь либо глубокие интерпретации мировоззрения социал-демократов.

А глубочайшие интерпретации профессионалов даже в самом кругу профессионалов обсуждались раз или два, - обычно по просьбе автора. Ведь академические НИИ и Академия общественных наук при ЦК КПСС имели крайне узкий круг читателей: знатоки наследия варились в собственном соку и их идеи ни под каким предлогом не касались процесса подготовки «судьбоносных» решений высших бюрократов советской номенклатуры.

Когда то регулярно на стендах размещали цитату В.И. Ленина: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Партийные функционеры в глубине души многие лозунги оценивали как трескучую фразу. И достоинство таких лозунгов видели в шокирующей высоте предъявляемых к личности требований.

Поэтому вопрос о высоте и происхождении высоких (именно высоких, а не завышенных) требований к образованности каждого учащегося и каждого учителя – это вопрос не новый и поднимался он уже не раз.

Понятие высоты и понятие меры – это понятия на стыке таких наук как история педагогики и социология образования. Обе эти дисциплины мысли имеют более 100 лет истории. Но при подготовке тех или иных проектов реформ, нормативных документов об образовании, - скажем так – «редко используются» открытия и достижения этих наук. Если же говорить прямо, честно, и без страха обидеть чиновников, то главные достижения вообще объявлены уникальным даром для того, чтобы их не внедрять.

Иллюстрации. 1. В.Ф. Шаталов сумел доказать, что его система – не уникальный дар, а методика, и у него есть тысячи последователей, - важно что это было сделано вопреки чиновникам системы образования, которые по сей день упорно придерживаются точки зрения о том, что система Шаталова – уникальный дар его, а не методика, которую они обязаны распространить. 2. Макаренко А.С. успешно перевоспитывал преступников. Какие места лишения свободы несовершеннолетних применяют его методы? На опыт поставлено «имиджевое клеймо» - «уникальный дар», - чиновники освобождены от обязанности ломать голову над распространением методов работы Антона Макаренко. 3. Школа актёрского мастерства К. Станиславского считается предназначенной для театральной, актёрской профессии, хотя сам Станиславский просил не называть эту систему его именем, он говорил, что это явление естества, что есть мера естества в игре, в имперсонации. Бороться со Станиславским чиновникам системы образования проще всего, - она, - эта система, определяется как профильная и даже в театральных училищах не всегда обязательная. А уж готовить любого учителя как знатока высшей меры естества в искусстве игры и имперсонации, - зачем это чиновникам от образования? У них ведомственный барьер.

Им Станиславский не поднимет рейтинги и баллы в формировании имиджа последовательных сторонников Болонской системы.

Отрыв науки от жизни – черта средневекового мироотношения – делает любые попытки образовывать, дать детям ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, - тщетными и безуспешными. Отрыв науки от жизни приводит к засилью шаблона, схемы и невозможности успешно творить беспрецедентное.


Поэтому поставим вопрос о том – что культивируется? Это – центральный вопрос любого культурологического анализа.


3. Есть реальное предопределение качества учебных процессов. Это требования к учебным документам. Программирование повседневных учебных документов, которые реализуются по параллельным векторам усилий, направлены на две цели. И они не всегда едины. Одна цель, - делать такие планы и так работать, чтобы не было стыдно перед коллегами и учениками за содержание работ. Вторая цель, - вписаться в некие формальные нормативы. Часть из них создавалась ещё до индустриальной эпохи, пережила индустриальную, и игнорирует постиндустриальное настоящее. Профессор Качалкин из МГУ называет это противостоянием ФОРМАТА И ФОРМУЛЯРА.

Формуляр – это отечественная традиция. Он требует формулировать смысл любой идеи. Он основан на культуре речи. Он древнее и выше требований многих инструкций. А формат – это табличная псевдокультура пустых клеточек. Их надо заполнять символическими словами, цифрами или значками, чтобы алгоритмизированная структура автоматизированного документооборота позволила тебе сохранить статус – будь то статус учителя, будь то статус учащегося. Формат пришёл с персональным компьютером не потому, что ПК не годится для содержательной формулировки смысла.

Персональный компьютер универсален.

Его можно как угодно приспособить.

Формат в требованиях преобладает только по той причине, что так удобнее организаторам образования США.

Разумеется, образование любой страны на Земле они стараются состыковать со своими требованиями и упростили их до формата. Экспансия образовательных систем - это магистральный сюжет борьбы за власть в информационном пространстве всей планеты. Как современники Александра Македонского старались молниеносно отбросить громоздкие формы культуры Персов и Египтян, распространить свой рационализм, своё остроумие, свой дух, так и американцы продолжают внедрять фундамент системы образования любого народа по схемам форсированной вивисекции отечественных традиций.

Например, - историческая наука может где-то служить для того, чтобы как можно быстрее распространить у многих народов стыд за отечественную историю и зависть к историческому пути народа США.

Экспертные оценки новых учебников делаются на основе всё той же логики ФОРМАТА. Даже есть уже оборот речи: «формат учебника». «Предлагается то или иное в формате». А вот формулирует ли этот учебник всё то, что будет голосом сердца или совести?

Такие формулировки – не формат.

И история перестаёт быть носителем совести того или иного народа. Следующий этап – подмена истории сколь угодно безответственной фантастикой. Эта псевдо-история может быть как гиперпатриотичной, так и антипатриотичной. Но в любом векторе она будет насаждать безжизненный шаблон, который не переживёт ни одно поколение учащихся.

Когда реальные связи разорваны, то дороги в будущее не будет.

Культивирование формата в документообороте и в методах контроля за «качеством» в кавычках «учёбы» в кавычках даёт гарантии разрыва культурной преемственности.

То есть получается, что вполне солидные нормативные документы, которые спущены по линии образовательных министерств и ведомств гарантируют пресечение диалога между поколениями, гарантируют разрыв живой ткани культуры.

Если такое культивирование формата продолжится хотя бы ещё десяток лет, - сыновья больше не будут стоять насмерть за идеалы отцов и дедов. Не случайно операционные системы «айфонов» названы «Андроид» - «человекоподобный». Для его использования совсем не надо взрослеть. Можно оставаться ребёнком, водить пальчиком по оживающим картинкам и любые проблемы «решать» «пошевелив пальчиком».


4. Когда мы культивируем чей-то готовый «формат», то мы льём воду на мельницу деградации и приближаем победу инфантильной и вестернизированной субкультуры, которая не просто забудет, она сотрёт из памяти огромные пласты культуры. «Иваны, не помнящие родства» в истории уже не раз сжигали мосты. Греки приняли христианство раньше славян, но мифы Греции читает вся планета, никто не боится языческого Зевса, Геракла, Аполлона и Нептуна. А славянам надо было непременно сжечь клубки бабушкиной узелковой письменности, бересту с тысячелетними преданиями волхвов, - всё это легко горело.

Христианские миссионеры в «далёкой» Мексике или в «близком» (в смысле Византийских истоков) Египте не добились полного забвения образов архаичной религиозности. У народов этих стран старых символов в христианстве и параллельно христианству много больше, чем у славян. Хотя и у нас помнят, что «масленица» была символом солнца, а слово «православие» не из греческого и не из древнееврейского языка Библии.

Радикализм и решительность, с которой восточные славяне отринули духовный мир предков, возможно, требуется при обращении в новую веру. Но вот мера радикализма и мера решимости сжигать мосты связей со святынями дедов и прадедов у каждого народа своя и крайне маловероятно, что христианский проповедник мог распространить новое чувство меры у миллионного народа. Он распространял великую религию, а чувство меры народа воспитывалось столетиями ранее и воспитывалось в старой вере.

В 1700 – 1725 это архаичное чувство меры снова проснётся и творец империи пришпорит Русь как степную кобылицу, «взнуздает» и, – как писали в эпоху Золотого века «поднимет на дыбы». Не без лихорадочного раздражения строители Империи рушили неторопливый, смиренный и целомудренно благочестивый уклад жизни Московского Царства. «Святая Русь» не вписывалась в форсированную модернизацию и жажду догнать и перегнать Европу. Многие забывают, что эта жажда «догнать и перегнать» родилась не в ХХ, а в том имперском веке.

Разве не было аналогичного лихорадочного раздражения и в ярости гражданской войны 1918 – 1920? «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем мы наш мы новый мир построим…» - слова и музыка из Франции, но радикализм большевиков не из Франции. Жажда разорвать связь времён уже пару тысяч лет у нашего народа не иноземная, а отечественная.

Поэтому важно учесть, что не американцы насаждают нам свой формат, они его привыкли предлагать всем, но Япония, Китай и Вьетнам создают и свои форматы и свои формуляры.

Воспитание и образование юного японца, китайца, вьетнамца это итог интенсивного отношения к самим себе. Отношение к себе, к своему бытию – это содержание любой культуры, любого культивирования.

Культура и образование иногда используют как слова синонимы.


О сущности культурологического подхода к образованию.

Говоря о сущности культурологи и культурологическом подходе к постижению реалий бытия в первую очередь надо отталкиваться от двух вещей: 1. От вектора истории культурологи. Она родилась после исторической школы Вильгельма Дильтея, в которой историки ставили вопрос не о поиске закономерностей а о поиске отличий, непохожести, феноменальности, уникальности времён и цивилизаций. Поэтому вектор усилий культуролога всегда шёл и будет идти в русле переживания и сопереживания непохожему усилию народа или человека, усилию необыкновенному, недюжинному, отличному, особенному и ищущему воплощения в чём то неслыханном и невиданном. 2. От структуры вопросов того, человека, который смотрит на мир глазами культуролога и спрашивает: «что культивируется?», «кем культивируется?», «как культивируется»?

Два этих модуса мироотношения срослись в культурологическом взгляде на любые явления и характеристики людского бытия, поэтому они касаются и эволюции систем образования.

Каждый народ создаёт не только свою уникальную культуру, он создаёт и свою уникальную культурологию. Ведь культурология по определению не может быть набором шаблонов для, например, «европеизации» народов советской Средней Азии или народов Кавказа. Когда народ формирует или трансформрует свою систему образования, тогда он может сколь угодно много усваивать и переваривать зарубежного опыта, но фундамент, платформа, мироотношение, нравственная культура – это основания почти неустранимые, неподменяемые, незаменимые, их утрата редко когда восполнима в принципе. Если помнить об органичной цельности и целомудрии культуры, то уместно задать себе вопрос – в какой степени допустимо подменить живому человеку скелет, кровеносную систему, нервную систему… «свежая кровь», как известно, - не случайно стала символом оздоровления. Но одно дело – «свежая кровь», а иное дело замысел насытить кровь психотропными препаратами. Конечно, любые сравнения хромают, но в процессах реформирования образовательных учреждений бывает, что вместо молодых и энергичных учителей чиновники от образования выбрасывают из учебных процессов то, на чём держалась связь времён.

В частности, - столетиями школа и учила и воспитывала.

Вузы не случайно называли «Алма матер» - мать души.

При переходе к предоставлению так называемых «образовательных услуг» реально снизились не только требования к воспитанности учащихся, но и произошло очередное ограничение прав и свобод учителя: учитель уже не вправе отстранить от учебного процесса невоспитанного и абсолютно неподготовленного недоросля.

Над учителем установлен административный диктат и нависла перманентная угроза увольнения и дисквалификации.

Именно в итоге такого бесправного положения учителей крайне невоспитанные, необразованные и акцентуированные дети бывших советских мафиози могут в последнем десятилетии ХХ века сидеть среди депутатов парламентов, пользоваться правом депутатской неприкосновенности и формулировать законы жизни всем.

Люди, которые не способны написать диктанты без грамматических ошибок «диктуют» законы жизни и размеры пенсий юридически бесправным учителям, профессорам, врачам. То есть именно для тех, кто имеет словарный запас не 7 тысяч слов родного языка, как эти депутаты, а 35 или 55 тысяч научных понятий.

Такие порядки в обществе мог организовать только тот, кто ненавидит отечественную культуру и весь наш народ.

Чтобы уничтожить народ без войны, надо, чтобы у детей была воспитана неприязнь к родителям. Любовь к семье, к роду-племени, к Родине, любовь к Истории своего Отечества изгоняется из школы.

Как в виртуальный мир, так и в школу вводится технология соблазна.

Бесчеловечность эстетизируется, дети привыкают к тому, что убивать – это как бы «красиво» и «элегантно». Молодые готовятся к войнам, к войнам не за идеалы отцов и дедов, а за символы виртуального мира развлечений.

Но правила, порядки и законы человеческого общества долговечны только в том случае, если эти законы человечны.

Разумеется, диктовать законы своим народам может только тот, кто любит людей больше, чем родители, это – только учитель. Тогда как невежды с убогим словарным запасом могут пройти тренинги по переводу иноземного законодательство на сильно упрощённый (читай – примитивизированный) родной язык.

И после этих тренингов тысячелетняя традиция отечественной правовой культуры будет стёрта и отброшена.

Это – магистральные сюжеты профанации образования.

Необразованные и невоспитанные составители официальных циркуляров трепещут при мысли не угодить организаторам тренингов из «цивилизованной» «иностранной» «продвинутой» «передовой» «богатой» «заграницы». И если в конце ХХ века модные веяния вестернизации чаще всего приносились из северной Америки, то сегодня элита самих США расколота и не вполне понимает, что с их обществом делают глобалисты из транснациональных корпораций, финансовые олигархи, лидеры «мягкой силы» из числа участников международных форумов в Давосе.

Американская система образования не числится как «проблемная» или «находящаяся в глубоком кризисе» отчасти потому, что в ХХ веке всё её изъяны перекрывались утечкой мозгов со всей планеты.

Но сегодня богатых стран много, охота за умными головами больше не является уникальной технологией американцев.

Система образования – это фундамент спасения любой нации, - хоть российской, хоть американской.

Разумеется, для культуроцентристского подхода к образования абсолютно неприемлем диктат сиюминутного тренинга над тысячелетней образовательной традицией.






Приложение: Справка об исследованиях профессора Качалкина А.Н.

Качалкин Анатолий Николаевич, биография. Kachalkin Anatoliy Nikolaevich. 

Профессор кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ; доктор филологических наук; в 1958 году успешно окончил Ростовский Государственный Университет. Именно там зародился его интерес к диалектологии, который успешно был воплощен в кандидатской диссертации, посвященной сложению лексического состава донских казачьих говоров. Предметом особого интереса стали документы допетровской эпохи. Этой теме была посвящена докторская диссертация "Жанры русского документа допетровской эпохи историко-лингвистическом и источниковедческом отношении", успешно защищенная в 1990 году. Активно преподает и на других факультетах университета. Являясь уникальным специалистом в области документологии и деловой прозы, читает такие курсы как "Русская диалектология", "Контрактивная лексикография", "История русского документа (филологические аспекты)", "Словарь языка и язык словаря". Научная деятельность: не исчерпывается только педагогической практикой он проявляет высокую исследовательскую активность: он провел анализ более чем 40 тысяч листов древних старорусских деловых текстов, а также является автором более 40 научных работ. Благодаря незаурядному педагогическому и исследовательскому таланту, искренней заинтересованности в развитии русской документологии, непревзойденной эрудированности и неизменной доброжелательности в отношениях с коллегами и учениками пользуется заслуженным уважением в университете и его пределами.


Ссылка:__ http://viperson.ru/people/kachalkin-anatoliy-nikolaevich


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культуроцентристский подход к образованию

Автор: Пивоварова О.А.

Дата: 17.03.2017

Номер свидетельства: 401031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства