Кроссворды в профессиональном обучении как эффективная дидактическая форма изучения спец.дисциплин
Кроссворды в профессиональном обучении как эффективная дидактическая форма изучения спец.дисциплин
На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. Именно поэтому поиск новых форм и приемов профессионального обучения является сегодня не только закономерным, но и необходимым условием повышения качества подготовки молодых квалифицированных специалистов.
Мировой опыт свидетельствует, что одним из оптимальных путей в достижении целей профессионального обучения учащихся является использование дидактических игр. Это такая универсальная форма организации обучения, при которой все структурные компоненты в учебно-воспитательном и учебно-производственном процессе являются активными. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от творческой до творчески-поисковой деятельности. Лучшие дидактические интеллектуальные игры составляются по принципу самообучения, то есть так, что они сами непосредственно направляют учащихся на овладение знаниями и умениями. Такое обучение включает одновременно два компонента: поиск необходимой информации и принятие правильного решения. Такие игры демонстрируют учащимся уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, вовлекают в процесс познавательной активности, а самое главное – вызывают живой интерес к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Кроссворды в профессиональном обучении как эффективная дидактическая форма изучения спец.дисциплин
Автор : преподаватель
Работа Олег Евгеньевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь постоянно выдвигает перед педагогами новые требования. На современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу, стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. Именно поэтому поиск новых форм и приемов профессионального обучения является сегодня не только закономерным, но и необходимым условием повышения качества подготовки молодых квалифицированных специалистов.
Мировой опыт свидетельствует, что одним из оптимальных путей в достижении целей профессионального обучения учащихся является использование дидактических игр. Это такая универсальная форма организации обучения, при которой все структурные компоненты в учебно-воспитательном и учебно-производственном процессе являются активными. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от творческой до творчески-поисковой деятельности. Лучшие дидактические интеллектуальные игры составляются по принципу самообучения, то есть так, что они сами непосредственно направляют учащихся на овладение знаниями и умениями. Такое обучение включает одновременно два компонента: поиск необходимой информации и принятие правильного решения. Такие игры демонстрируют учащимся уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, вовлекают в процесс познавательной активности, а самое главное – вызывают живой интерес к изучаемому предмету.
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Все машины мира на 99% имеют одинаковую конструкцию и работают по одним и тем же физическим законам. Автомобиль является единым и неделимым, почти живым организмом. Только при полной работоспособности всех его составляющих автомобиль может выполнять те функции, которые на него возложены.
Изучая предметы «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» студент овладевает различными смысловыми понятиями, терминами, условными обозначениями, формулами, законами, определениями и т.д. Для более быстрого и полного усвоения материала обучающимися необходимо что-бы был усвоен знаково-понятийный материал предмета. С этой точки зрения крайне важно не только усвоение основных понятий материала, но и расширение объёма словесных символов в языковых анналах обучаемых. В этом смысле кроссворды, чайнворды, головоломки могут быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся, установления логических связей между изучаемыми явлениями.
Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворд можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворд содержит игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед студентом не явно, а через содержание игры. Интеллектуальные игры вообще, а кроссворды в том числе, не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей студентов, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая тем самым заряд душевной бодрости.
Как правило, решение кроссвордов эффективно и после изучения очередного раздела предмета и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. В связи с тем, что преподаватель может ставить различные задачи перед студентами при разгадывании кроссвордов, существуют кроссворды различной тематики - из истории автомобилестроения, о применении различных эксплуатационных материалов, об устройстве различных узлов и деталей, физических единицах измерения. Включая студентов техникума в эту интересную интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной (а значит, более интересной для студентов) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
В сравнении с тестами кроссворды стоят на более высоком интеллектуальном уровне и, на мой взгляд, являются недостающим звеном гениальной методики опорных сигналов педагога-новатора Шаталова В.Ф. При разработке опорных сигналов по теории Шаталова В.Ф., изучаемые технические темы очень трудно преобразовать в графические, буквенные и символические сигналы. Именно сами слова, то есть профессиональные термины при решении кроссвордов являются для учащихся опорными сигналами. И в дальнейшем, услышав или увидев их мозг учащегося будет искать в памяти информацию, связанную с этим словом. А несколько слов-терминов к какой-либо теме в дальнейшем будут служить учащимся опорными вехами, словами-ключами, которые ассоциируются в их памяти с необходимой информацией и позволят вспомнить изучаемый материал в целом.
Кроссворды дополняют изучаемый материал. Работа с кроссвордами рассчитана на непродолжительное время, что позволяет проводить работу с ними в любое время занятия: в начале, с целью проверки знаний; в середине, когда необходим момент «передышки»; в конце занятия, как закрепление.
Таким образом, технические кроссворды можно использовать в теоретическом обучении при различных видах деятельности учащихся, а именно:
- при проведении нестандартных уроков;
- при организации групповых и индивидуальных практических работ;
- для организации самостоятельных работ поискового типа;
- при проведении различных внеурочных мероприятий;
- при промежуточном и окончательном контроле знаний.
Данная методическая разработка предназначена в первую очередь преподавателям предметов технической направленности.
Цель дидактического пособия: сформировать ключевые и предметные компетенции.
Задачи дидактического пособия:
1. Учебные - закрепить приобретенные знания по устройству автомобиля, активизировать познавательную деятельность, выявить уровень и глубину знаний по предмету;
2. Развивающие - развить у студентов аналитические способности, память, мышление, внимание;
3. Воспитательные – воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету, настойчивость в достижении цели.
В ходе работы с кроссвордами:
1.Формируют ключевые и предметные компетенции;
2.Закрепляются ранее изученные термины и понятия;
3.Появляется желание решать поставленную проблему;