Просмотр содержимого документа
«Критерии ИКТ-компетентности учителя»
МБОУ лицей №82 им.А.Н.Знаменского
Критерии ИКТ-компетентности учителя
Информационно-коммуникационные технологии сегодня переживают своего рода модный бум. Они у всех на слуху и многие учителя пытаются так или иначе внедрить какой-либо элемент ИКТ в свой урок. Но все это зачастую сводится к непомерному увлечению малоинформативными, перегруженными анимацией и эффектами презентациями. Такой иллюстративный материал намного хуже, чем обычные наглядные пособия. Вот почему важна не только ИКТ-грамотность учителя, но и ИКТ-компетентность
В отличие от ИКТ-грамотности, когда учитель знает на какие кнопки нажимать, используя определенное программное обеспечение, ИКТ-компетентность предусматривает умение эффективно применять различные информационные технологии в педагогической деятельности. Попробуем выделить 4 значимых критерия ИКТ-компетентности учителя.
1. Повседневное использование информационных технологий
Взаимодействие с ИКТ формирует особый образ мышления, где расширенные при помощи технологий возможности становятся обыденными, а представления о том, как можно использовать информацию значительно расширяются. Логично, что если человек не пользуется периодически молотком, то ему трудно будет забить гвоздь при необходимости. Та же ситуация и с ИКТ. Если учитель не использует компьютер и интернет в своей повседневной жизни, то ему сложно будет его использовать и в своей педагогической деятельности.
2. Реализация профессиональных задач педагога при помощи ИКТ
Как уже упоминалось, не всегда мел и доска так уж плохи, а презентация и проектор — однозначное благо. Учитель должен отчетливо понимать, какое средство улучшения наглядности материала подойдет лучше всего для каждой конкретной темы. Этот критерий раскрывает саму суть ИКТ-компетентности — все должно быть целесообразно. Если у учителя не получается сформировать такое понимание самостоятельно, то можно пройти курсы повышения квалификации. Сегодня это доступно всем желающим в дистанционном формате (В приложении 1 Вы сможете найти ссылки на некоторые курсы повышения квалификации).
3. Разработка учебных и олимпиадных заданий для учащихся при помощи специализированных веб-сервисов
Информационно-коммуникационные технологии приходят на помощь учителю, который хочет сам разработать интересное, познавательное и увлекательное образовательное мероприятие для своих учеников. Безусловно, в одиночку провернуть такое очень сложно, ведь нужно придерживаться строгих требований ФГОС и «влезть в шкуру» профессионального методиста. Однако сегодня существуют специализированные веб-сервисы, которые выводят дистанционные олимпиады на серьезный международный уровень. Фактически такое мероприятие проводится учителем, но вся рутинная работа по составлению заданий и обработке результатов выполняется веб-сервисом (приложение 2)
4. Использование ИКТ для обмена педагогическим опытом
Мы все развиваемся, взаимодействуя с другими людьми. Узнаем что-то новое, учимся, обнаруживаем ошибки и совершенствуемся. Педагогическая сфера также требует такого взаимодействия и возможно даже больше, чем остальные. Ведь педагогика — это не вполне наука, а практически искусство. Различные тематические форумы, личные странички и блоги учителей, специализированные чаты позволяют учителям делиться своим опытом, обсуждать актуальные проблемы и находить эффективные пути их решения (приложение 3).
Таким образом каждый учитель вносит свой вклад в общее дело, которое оборачивается благом для каждого. Учитель, который использует информационно-коммуникационные технологии для обмена педагогическим опытом не ограничен какой-либо точкой зрения и не обусловлен средой своего образовательного учреждения. Он умеет смотреть на вещи широко, глобально и с разных углов, а потому достигает высокой педагогической эффективности.