kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации модели внеурочной деятельности ФГОС в 5-11 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подходы в организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС, модель развития личности и критерии успешного развития школьников

Просмотр содержимого документа
«Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации модели внеурочной деятельности ФГОС в 5-11 классах»

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС

В 5-11 КЛАССАХ


Иценко И.А.

канд.пед.наук., зав. кафедрой

педагогического взаимодействия

МАОУ СОШ № 30 г. Томска


Скороспешкина Н.И.

педагог-психолог

Почётный работник

общего образования РФ

МАОУ СОШ №30 г. Томска



Основное предназначение занятий по внеурочной деятельности – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. На основе системно-деятельностного и средового подходов проводится апробация модели развития личности школьников, структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного, индивидуального образования и внеурочной деятельности. Определяя показатели успешного развития школьников в реализации внеурочной деятельности, взяв за основу когнитивный, мотивационно-эмоциональный, средовой и деятельностно-практический критерии, в соответствии возрастными категориями школьников мы подобрали диагностический инструментарий.


Таблица 1

Критерии и показатели успешного развития обучающихся

в условиях внеурочной деятельности

Когнитивный критерий:


  • Понимание роли и значения обогащено-содержательной среды в школе для развития личностных качеств обучающихся в разных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой и профессиональной);

  • Оценка способностей и личностных качеств (интеллектуальных, творческих способностей и талантов);

  • Знание качеств личности, способствующих развитию творческих успехов (самостоятельность, активность, креативность, целеустремленность и др.).


Мотивационно-эмоциональный критерий:


  • Потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;

  • Познавательный интерес и любознательность (самопознание, самоопределение, саморазвитие, самореализация);

  • Эмоциональность, чувствительность, воля к достижению поставленной цели.


Средовой критерий:

  • Удовлетворенность отношениями с субъектами окружающей среды;

  • Ощущение психологического и социального комфорта в развивающей среде;

  • Социальная идентичность себя с успешной личностью в социуме.

Деятельностно-практический критерий:

  • Включенность в разные виды деятельности;

  • Удовлетворенность процессом и результатами видов деятельности;

  • Продукт деятельности как результат развития разных видов способностей и талантов.



Одним из важнейших и поддающихся эмпирическому изучению показателей эффективности работы школы в условиях внедрения внеурочной деятельности, является удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. Удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.

Целью исследования эффективности процесса интеграции является выявление их реального состояния, анализ изменений, происшедших в субъектах интеграции, а также определение эффективности влияние процессов интеграции на развитие субъектов – детей, родителей, педагогов, а также проводилась работа по изучению субъективных мнений относительно четырех сторон педагогического процесса – деятельностной, организационной, социально-психологической и административной.

Одним из основных показателей эффективности работы школы в условиях внедрения внеурочной деятельности, является Личность учащегося (воспитанника), его самочувствие, интересы, включенность в творческую деятельность, наличие эмоционального единства участников взаимодействия. Удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательно-воспитательном пространстве школы. А также удовлетворенность родителей и педагогов работой школы в условиях проекта. Насколько осведомлены все субъекты, мотивированы и т.д.


Таблица 2

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации проекта

Критерии эффективности

реализации проекта

Показатели

Методики изучения

1. Сформированность индивидуальности учащегося

1.Самоактуализированность

личности учащегося

Дневник достижения

учащихся, метод анализа личностных достижений

2. Нравственная направленность личности учащихся, воспитанность

Тест Н.Е. Щурковой

«Размышляем о жизненном

опыте»; самоанализ учащихся по уровню воспитанности, оценка классного руководителя; Методика Рокича (МИЦО)

2. Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью школы в рамках проекта

1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Методика А.А. Андреева

«Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучение удовлетворенности участников педагогического процесса различными его сторонами»

2. Удовлетворенность

родителей работой школы

Методика Е.Н. Степанова

«Изучение удовлетворенности

родителей работой школы»

3. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности в школе

Методика Е.Н. Степанова

«Изучение удовлетворенности

педагогов жизнедеятельностью

в образовательном

учреждении»

4. Морально-психологический микроклимат в творческих объединениях учащихся

Цветопись А.Н. Лутошкина


В ходе исследования проблемы выбора диагностического инструментария по выявлению уровня удовлетворенности всех субъектов школьной жизнью, были проанализированы и изучены в практическом применении две основные методики:

  • Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

  • Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой «Изучение удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов школьной жизнью».

Е.Н. Степанов и А.А. Андреев разработали методики изучения удовлетворенности участников образовательного процесса различными его аспектами с определением общего индекса удовлетворенности для каждой из групп субъектов (родители, ученики, педагоги) без анализа индекса удовлетворенности каждой стороной педагогического процесса.

Для получения более подробных результатов изучения удовлетворенности мы воспользовались диагностическим инструментарием, разработанным М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой. Преимущество данной методики состоит не только в возможности формулирования подробных выводов по каждому аспекту функционирования школы в условиях внеурочной деятельности, но и в возможности составления на их основе плана коррекционной работы с практическими рекомендациями.

Данные методики очень информативны. Методики построены таким образом, что просматриваются основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования.

Основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования:

  • удобство организации для его участников (режим, расписание);

  • функционирование детского коллектива;

  • психологический климат в педагогическом коллективе;

  • система взаимоотношений «педагог-ученик (воспитанник)»;

  • система взаимоотношений «педагог-родитель ученика».

  • Соответствие материально-технической базы целям и задачам.

  • Соответствие организации взаимодействия участников дополнительного образования целям развития личности.

В связи с данными характеристиками можно отследить основные показатели удовлетворенности всех субъектов участвующих в проекте.


  1. Физическое самочувствие школьников (это показатель результативности, главным образом, организационной и управленческой стороны проекта).

  2. Эмоциональное благополучие, комфортность, безопасность (названные аспекты показатель результативности решения проблемы взаимодействия участников проекта, прямое следствие создания соответствующего психологического климата в системах отношений «учитель-ученик», «детский коллектив»).

  3. Мотивация участия в проекте, занятие позиции субъекта (это показатель заинтересованности учащихся в пространстве дополнительного образования).

Все эти показатели с учетом специфических особенностей могут быть применены и для педагогов и родителей.

К проведению диагностики предъявляются следующие требования:

- выборка участников должна составлять не менее 30 % от каждой возрастной группы и 30% родителей учащихся каждой возрастной группы;

- предпочтительно участие в диагностике всех педагогов школы и педагогов участвующих в проекте;

- анонимность опроса, проявление высокого уровня заинтересованности в результатах исследования.

Работа по исследованию удовлетворенности всех участников проекта различными его сторонами стала ежегодной систематической практикой административного звена школы и выполняет задачи прикладного характера.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» 2012г.

2. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС 5-11 классов. http://kopilkaurokov.ru. Свидетельство № 356509, 2016г.

3. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. Образовательно-воспитательная деятельность школы в условиях реализации ФГОС с детьми разного вида одаренности и возможностями здоровья (ОВЗ). // «Наука. Образование. Общество». Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес. Наука. Общество», 2016, стр. 47-49









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иценко И.А., Скороспешкина Н.И.

Дата: 14.09.2018

Номер свидетельства: 477774

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства