Конспект занятия по внеурочной деятельности: "За обеденным столом"
Конспект занятия по внеурочной деятельности: "За обеденным столом"
В ходе занятия познакомить обучающихся с основными правилами поведения за обеденным столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности: "За обеденным столом"»
Тема беседы-диалога: «За обеденным столом»
Цель: познакомить обучающихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд.
Задачи:
Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
Обобщить знания правил поведения за столом;
Повторить назначение столовых приборов;
Развивать умение накрывать на стол, что как едят, сервировка стола.
Вести целенаправленную систематическую работу по воспитанию навыков и привычек культурного поведения.
Осуществлять связь воспитания культуры поведения с формированием этической культуры и нравственности.
Ход беседы
Разъяснение правил, культурного поведения за столом,
а) Правила посадки за столом.
Давайте представим, что мы сидим за обеденным столом в школьной столовой. Вспомним правила красивой посадки: первое – спинка прямая; второе – руки касаются края стола; третье – локти прижаты к себе, чтобы не толкать соседей.
Тренинг: посадка за столом в соответствии с правилами этикета.
б) Правила сервировки стола.
Ну, а теперь, когда мы по правилам этикета разместились за столом, подумаем о сервировке. Что это такое?
Сервировка – это удобное и красивое расположение посуды и еды на столе. Чтобы научиться этому, надо нам решить вот такую этическую задачку:
Дано: две тарелки: одна глубокая, вторая мелкая; стакан, вилка, ложка, хлебница.
Требуется: расположить все так, чтобы было, во-первых, удобно, во-вторых, красиво.
(Дети "сервируют" стол на листочках бумаги, один ученик – на доске или столе, используя настоящую или детскую посуду).
Правильное решение:
Перед собой ставится глубокая тарелка (для первого блюда), сзади нее (или чуть вправо) – мелкая (для второго блюда), справа от большой тарелки – ложка, рядом – вилка, причем ложка и вилка кладутся вниз выпуклой стороной, стакан – чуть справа от мелкой тарелки, хлебница – посередине стола.
(Контроль усвоения)
Скажите, что едят вилкой? (котлеты, салаты, рис, макароны, картофель). Что едят ложкой? (суп, борщ, каши, творог). Что едят с помощью ножа и вилки? (птицу, отбивные котлеты, отварное мясо). А сколько обычно подают блюд к обеду? (три блюда; первое – жидкое, второе – мясо или рыба с гарнирами, третье – напиток).
в) Правила приема пищи.
Ребята, к нам пришло необычное письмо. В нем – советы едокам. Давайте послушаем, правильны ли они? И попробуем составить свои правила правильного приема пищи.
1. Хлеб надо брать вилкой.
Правильно: Хлеб надо брать руками и столько, сколько съешь, лучше сразу отложить необходимые кусочки.
2. Если сосед попросит передать кусочек хлеба, то бери его своей рукой.
Правильно: Нужно подать всю тарелку с хлебом.
3. Из общего блюда хватай кусочек получше, а соседу оставь похуже.
Правильно: Это не вежливо, из общего блюда берите то, что смотрит на вас, т.е. лежит рядом.
4. Если тебе нужно достать приглянувшийся кусочек пирожного, то тянись через весь стол.
Правильно: Это некрасиво, нужно тихонько попросить соседа передать.
5. Косточки от рыбы, мяса нужно прямо из рта вытаскивать рукой.
Правильно: Самый лучший выход – аккуратно губами выложить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить их на край своей тарелки.
6. Соль из солонки можно брать руками.
Правильно: Лучше на кончике ножа или специальной ложкой.
7. Можно есть с ножа.
Правильно: Ножом только режут, есть с ножа – некрасиво, да и легко порезать язык, губы.
8. Косточки от компота можно выплевывать прямо на стол.
Правильно: Поднести ложку ко рту и положи косточку на блюдо.
9. Когда пьешь чай, то оставь ложку в чашке.
Правильно: Размешивать нужно не слишком резко, по возможности нешумно. Размешав сахар, надо вынуть ложку и положить на блюдо.
10. После еды нужно облизывать ложку.
Правильно; Грязные ложки и вилки лучше всего положить на тарелку. Ручками вправо – это знак окончания еды.
11. Наедаться всегда надо впрок, чтобы не остаться голодным.
Правильно: Есть надо сдержанно и знать меру, ведь известна старая мудрость; «Лучше недоесть, чем переесть».
12. Полотняную салфетку прикрепить к груди.
Правильно: Правильнее положить на колени, чтобы не запачкать одежду, бумажными салфетками вытирают губы и руки.
г) Правша общения за столом.
А теперь давайте сдадим экзамен о премудростях поведения за столом.
Тест: «Проверь себя, культурный ли ты едок»: отвечать необходимо «да» или «нет».
Сидя за столом ты:
1. Ешь беззвучно, не спеша
2. Сидишь прямо
3. Чавкаешь и сопишь
4. Шмыгаешь носом
5. Жуешь с открытым ртом
6. Моешь руки перед едой
7. Откусываешь сразу большой кусок
8. Разговариваешь с полным ртом
9. Благодаришь за еду
10. Болтаешь ногами
11. Вслух говоришь о непонравившейся еде
12. Поласкаешь рот после еды
13. Раскладываешь столовые приборы удобно и красиво.
Обработка результатов:
Если ты ответил «да» на вопросы: 1, 2, 6, 9, 12, 13 и «нет» на вопросы: 3, 4. 5, 7, 8, 10, 11 – значит, ты культурно ведешь себя за столом.
Если ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, а на вопросы 1, 2, 6, 9, 12, 13 «нет» – твое поведение за столом можно охарактеризовать как некультурное, недопустимое.
При других комбинациях ответов твое поведение можно охарактеризовать как требующее коррекции.
Подведение итогов
Закончить нашу беседу хотелось бы вот таким поучительным стихотворением Ирины Горюновой, которое так и называется «Правила поведения за столом».