Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Полхов - Майданская матрёшка"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Починковский Центр дополнительного образования"
Конспект открытого занятия
объединения "Искусство видеть мир",
3 год обучения
на тему:
"Полхов – Майданская матрёшка"
Подготовила:
педагог дополнительного
образования
Горелова Елена
Владимировна
Починки, 2023
Дата проведения: 09.02.2023
Тема: Полхов – Майданская матрёшка.
Цель: Познакомить учащихся с Полхов-Майданской матрешкой и ее росписью.
Задачи:
Образовательные: углубить знания учащихся в области народного искусства; учить анализировать детей произведения народного искусства.
Развивающие: развивать эстетические чувства; наблюдательность, внимание и логическое мышление; потребность в творчестве; умения свободно владеть карандашом, кистью; развивать умения в работе с акварелью. Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству; эстетический вкус; аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. Форма проведения занятия: практическое занятие.
Для учащихся – альбом, акварельные краски, палитра, кисть, простой карандаш, шаблон матрёшки.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Слайд 2
-Приветствие группы.
Педагог:
-Ну, здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте! (дети)
-Как ваше настроение?
-Очень хорошо! (дети)
-Пора нам заниматься!
-Да-да-да! (дети)
-Мы будем все стараться!
-Так же, как всегда! (дети)
Педагог:
- Сядьте так, чтобы я видела, кто готов меня внимательно слушать и усердно работать.
-Молодцы!
-Проверка учащихся по журналу.
-Проверка готовности к занятию.
Педагог:
- Проверим все ли готово у вас к занятию. Я буду говорить, что нам сегодня понадобится для работы, а вы проверяйте только глазками. - Нам понадобятся: краски, альбом, кисть, простой карандаш, палитра и шаблон матрёшки.
2.Основная часть.
Педагог:
- Сегодня на занятии мы будем говорить об одной очень необычной игрушке. У этой игрушки есть родственница - неваляшка.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, о какой игрушке мы будем говорить.
Загадка
Ростом разные подружки,
Но похожи, друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Слайд 3
Педагог:
- Верно, ребята – это матрешка.
- Какая же тема нашего занятия? (Ответы учащихся) - Правильно, а кто мне может объяснить, что такое матрёшка? (Ответы учащихся) - Матрешка - это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от 3 и более.
- Мы уже рисовали матрёшку. Кто помнит какую? (Загорскую)
Слайд 4
-Посмотрите на мой рисунок с изображением матрешки. Кто мне скажет, чем эта матрешка отличается от той, какую мы уже рисовали? (Ответы учащихся) - Загорская из Сергиева Пасада матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник.
- Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме.
- Простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Слайд5
3. Физкультминутка.
Педагог:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
4.Практическая работа.
Педагог:
-Сегодня мы продолжим изображать матрешек и нарисуем "Полхов-Майданскую матрешку".
Слайд 6
-Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы, у них нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, волосы изображены кудряшками и в основном чёрным цветом. Поэтому их и прозвали "Майданские татарушки". В росписи этих матрешек используются такие цвета как – красный, жёлтый, тёмно-синий зелёный и обводку черным цветом. Основными элементами росписи игрушек являются цветы шиповника, полураскрытые бутоны, яблоки.
Этапы построения матрёшки
Слайд 7 - 12
Педагог:
- У вас на столах лежат шаблоны. Мы с вами эти шаблоны должны обвести. Прижимаем шаблон к центру листа, придерживаем его левой рукой и обводим тонкой линией.
- Теперь опуститесь вниз окружности, примерно по середине поставьте точку. От этой точки проведите дугу к левой части матрёшки. Поставьте там точку. На таком же расстоянии перенесите точку на правую сторону и проведите дугу к верхней точке. Так же и внизу прорисовываем две дуги. Одну снизу, а другую чуть выше.
- Начинаем прорисовывать недостающие мелкие детали.
- Начинаем рисовать сверху вниз, начинаем с лица, ставим точку в верхней части окружности примерно в центре. Из этой точки ведем кудри к левой стороне окружности лица, затем из этой же точки проведем кудри к правой стороне лица, получим челку.
- Опускаемся ниже, нарисуем две дуги примерно равной величины брови.
- Опускаемся еще ниже, рисуем две дуги больше это у нас ресницы, под ресницами в центре рисуем две окружности в центре – это глаза.
- Опускаемся еще ниже, ставим две точки – это у нас ноздри.
- Опускаемся еще ниже, проводим линию рта, окружностью прорисовываем губы. - Теперь прорисуем элементы орнамента в самой матрёшки.
- Опускаемся в нижнюю часть и рисуем круг с завитушкой. Вокруг него прорисовываем лепестки, полуовалы. Ниже рисуем линию (стебель) и два листа по бокам. - А выше от нашего цветка рисуем три стебля. Один посередине, а другие два по бокам. На концах каждого стебля прорисовываем три круга. В этих кругах выше проведите три дуги. - Затем между стеблей рисуем листья.
- Матрёшка почти готова. Осталось её раскрасить. У вас на партах лежат маленькие листочки, это палитра. Чтобы наша матрёшка получилась яркой и красочной мы сначала всё закрасим жёлтым цветом. А затем прорисуем всё остальное. Но чтобы мы быстрее приступили раскрашивать цветы, необходимо, чтобы жёлтая краска быстрее высохла. Для этого мы и используем палитру, разбавим жёлтый цвет с водой и бледно-жёлтым закрасим матрёшку сверху вниз. - После того как матрёшка более менее просохла, мы рисуем дальше. Мелкие детали лица можно раскрасить обратной стороной кисточки. Кудри обязательно чёрным цветом.
- Цветок розы и шиповник красим красным цветом и листья зелёным. Контуры орнамента обводим чёрной краской, концом кисти.
Педагог:
- С чего мы начинаем работу простым карандашом?
- С чего начинаем прорисовывать мелкие детали?
- С какой детали мы начинаем прорисовывать внутри матрёшки? А что затем?
- Расскажите, как мы начинали работу в цвете?
-Когда будем раскрашивать матрёшку жёлтым цветом, чем мы ещё должны пользоваться?
- После того, что мы раскрасили матрёшку жёлтым цветом, мы сразу должны приступать к прорисовыванию цветка и листьев красками? - А каким цветом мы будем проводить контуры в матрёшки? (Ответы учащихся)
Слайд 13
Самостоятельная работа учащихся (работают карандашом, затем выполняют работу в цвете)
5. Заключительная часть.
Педагог:
- Сейчас выйдут ко мне со своими рисунками те, кого я назову.
- Посмотрите, какой красивый и яркий хоровод у нас получился.
Просмотр рисунков, анализ работ.
Педагог:
- Чья матрешка вам понравилась больше всех? Чем?
- Все работы выполнены красиво, аккуратно. Молодцы, ребята! Присаживайтесь на места.
- А теперь, вы можете посмотреть матрешки друг дуга.
- О каких куклах мы сегодня говорили? - Какую матрёшку мы нарисовали?
- Наведите порядок на рабочих местах.
Слайд 14
- Занятие закончено. Спасибо за работу! До свидания!