Просмотр содержимого документа
«Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации»
Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации.
МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)
Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого
Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!
Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.
Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.
4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку) 3 балла – имеются одна-две ошибки 2 балла – больше двух ошибок 1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков 0 баллов – правильных участков нет. За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.
МЕТОДИКА «КОЛДУН» (К.Н.ПОЛИВАНОВА, А.Л.ВЕНГЕР)
Цель: изучение особенностей учебного сотрудничества со взрослыми, отношения ребенка к взрослому и предполагаемым со стороны взрослого задачам.
Материал: незаконченные рисунки
Ход работы: методика включает три серии: 1. Самостоятельная работа по заданию взрослого. 2. Работа под непосредственным руководством взрослого. 3. Самостоятельная работа по заданию взрослого после работы под его непосредственным руководством.
СЕРИЯ 1.
Инструкция ребенку: «Вот посмотри, какие у меня картинки (рис1.). Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал их так, что остались только контуры, но их можно расколдовать».
Ребенку дают на отдельном картоне фигуру (автобус рис.3), и показывают, как ее можно «расколдовать». После этого ребенку дают карандаш и говорят: «Вот тебе волшебная палочка, расколдуй эти вещи, нарисуй их опять такими, какими они, на твой взгляд, были раньше. Ты пока рисуй, а я закончу свою работу. Потом позанимаемся вместе».
В случае надобности инструкция повторяется, отдельные моменты уточняются. Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом, экспериментатор, сообщив инструкцию, садится в отдалении от ребенка, изображает занятость. В случае обращения ребенка за помощью, за разъяснениями, с вопросом о выполнении задания, экспериментатор уклоняется от прямых указаний. Если ребенок отказывается «расколдовывать» третий рисунок – неваляшку, то ему предлагают закончить работу и переходят ко 2-ой серии.
СЕРИЯ 2.
Инструкция ребенку: «А теперь я буду учить тебя это делать. У меня есть еще контуры, их тоже надо расколдовать (рис 2.). Давай попробуем вместе. Посмотри на первую картину.(рис 2,а) Как можно ее расколдовать? (тоже относительно рис 2 б, 2 в)
Экспериментатор сидит рядом с ребенком, но реально не вмешивается в его работу. На вопросы отвечает: «Нарисуй, я посмотрю как это у тебя получится». Кроме того экспериментатор подбадривает ребенка. Если ребенок отказывается выполнить задание с конфликтным рисунком, с ним соглашается: «Действительно этот рисунок здесь случайно»
СЕРИЯ 3.
Инструкция ребенку: «Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь сделай это совсем хорошо»(рис 1). Экспериментатор вновь садится поодаль.
Обработка результатов: оценивается качество выполнения рисунков, их содержательная сторона, отношение ребенка к конфликтному рисунку каждой серии, особенности поведения ребенка во время выполнения задания. На основании выделенных критериев вывод о принадлежности ребенка к одному из типов развития:
- дошкольный тип: дети не принимают учебную задачу, не смотря на дополнительные объяснения, одинаково низкий уровень выполнения заданий во всех сериях;
- псевдоучебный тип: дети не обращаются с вопросами и за помощью, тревожны. Рисунки во 2 серии ниже по качеству, чем 1 и 3. Конфликтные рисунки вызывают отказ, либо выполняются формально;
- коммуникативный тип: дети контактны, демонстративны, задают много вопросов, чаще не имеющих отношения к заданию, задачу принимают только во 2 серии;
- предучебный тип: дети способны выполнять посильные задания, но только в присутствии взрослого. Более высокий уровень выполнения заданий во 2 и 3 сериях;
- учебный тип: дети легко справляются с заданиями во всех сериях, работаю молча, редко обращаются к взрослому. Конфликтные рисунки либо отказываются дорисовывать, либо включают их в сложные композиции.
Рисунок мужской фигуры. Цель: диагностика личностной готовности к школе.
1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища. 2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения. 3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней. 4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей). 5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
П.Т.Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует «головонога», то в 7 лет — презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.