kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации»

Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации.

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку) 3 балла – имеются одна-две ошибки 2 балла – больше двух ошибок 1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков 0 баллов – правильных участков нет. За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

МЕТОДИКА «КОЛДУН» (К.Н.ПОЛИВАНОВА, А.Л.ВЕНГЕР)

Цель: изучение особенностей учебного сотрудничества со взрослыми, отношения ребенка к взрослому и предполагаемым со стороны взрослого задачам.

Материал: незаконченные рисунки

Ход работы: методика включает три серии: 1. Самостоятельная работа по заданию взрослого. 2. Работа под непосредственным руководством взрослого. 3. Самостоятельная работа по заданию взрослого после работы под его непосредственным руководством.

СЕРИЯ 1.

Инструкция ребенку: «Вот посмотри, какие у меня картинки (рис1.). Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал их так, что остались только контуры, но их можно расколдовать».

Ребенку дают на отдельном картоне фигуру (автобус рис.3), и показывают, как ее можно «расколдовать». После этого ребенку дают карандаш и говорят: «Вот тебе волшебная палочка, расколдуй эти вещи, нарисуй их опять такими, какими они, на твой взгляд, были раньше. Ты пока рисуй, а я закончу свою работу. Потом позанимаемся вместе».

В случае надобности инструкция повторяется, отдельные моменты уточняются. Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом, экспериментатор, сообщив инструкцию, садится в отдалении от ребенка, изображает занятость. В случае обращения ребенка за помощью, за разъяснениями, с вопросом о выполнении задания, экспериментатор уклоняется от прямых указаний. Если ребенок отказывается «расколдовывать» третий рисунок – неваляшку, то ему предлагают закончить работу и переходят ко 2-ой серии.

СЕРИЯ 2.

Инструкция ребенку: «А теперь я буду учить тебя это делать. У меня есть еще контуры, их тоже надо расколдовать (рис 2.). Давай попробуем вместе. Посмотри на первую картину.(рис 2,а) Как можно ее расколдовать? (тоже относительно рис 2 б, 2 в)

Экспериментатор сидит рядом с ребенком, но реально не вмешивается в его работу. На вопросы отвечает: «Нарисуй, я посмотрю как это у тебя получится». Кроме того экспериментатор подбадривает ребенка. Если ребенок отказывается выполнить задание с конфликтным рисунком, с ним соглашается: «Действительно этот рисунок здесь случайно»

СЕРИЯ 3.

Инструкция ребенку: «Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь сделай это совсем хорошо»(рис 1). Экспериментатор вновь садится поодаль.

Обработка результатов: оценивается качество выполнения рисунков, их содержательная сторона, отношение ребенка к конфликтному рисунку каждой серии, особенности поведения ребенка во время выполнения задания. На основании выделенных критериев вывод о принадлежности ребенка к одному из типов развития:

- дошкольный тип: дети не принимают учебную задачу, не смотря на дополнительные объяснения, одинаково низкий уровень выполнения заданий во всех сериях;

- псевдоучебный тип: дети не обращаются с вопросами и за помощью, тревожны. Рисунки во 2 серии ниже по качеству, чем 1 и 3. Конфликтные рисунки вызывают отказ, либо выполняются формально;

- коммуникативный тип: дети контактны, демонстративны, задают много вопросов, чаще не имеющих отношения к заданию, задачу принимают только во 2 серии;

- предучебный тип: дети способны выполнять посильные задания, но только в присутствии взрослого. Более высокий уровень выполнения заданий во 2 и 3 сериях;

- учебный тип: дети легко справляются с заданиями во всех сериях, работаю молча, редко обращаются к взрослому. Конфликтные рисунки либо отказываются дорисовывать, либо включают их в сложные композиции.

Рисунок мужской фигуры. Цель: диагностика личностной готовности к школе.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища. 2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения. 3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней. 4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей). 5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

П.Т.Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует «головонога», то в 7 лет — презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс методик на выявление школьной дезадаптации

Автор: Ермоленко Инна Сергеевна

Дата: 27.12.2020

Номер свидетельства: 568688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства