В соответствии с ФГОС II поколения необходимо акцентировать внимание на познавательной активности учащихся. В работе представлены рекомендации, как необходимо повышать мотивацию к учению и вовлекать детей в творческую, поисковую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кластерный и проектный подходы в обучении»
Слайд 2
Проблема развития социальной активности личности всегда находилась в центре внимания исследователей. Она по-разному ставилась и решалась в различные периоды развития общества. Развитие социальной активности студентов является государственным заказом образовательным учреждениям, они призваны обеспечивать их социальное становление в соответствии с интересами, способностями и склонностями каждого.
Слайд 3
В образовательной парадигме постиндустриального общества особое значение приобретают методы образовательной деятельности, которые формируют профессиональные компетенции, не только адекватные динамике изменений социума, но и способные сформировать такие личностные качества будущего специалиста, которые позволят ему стать активным участником преобразований профессиональной деятельности.
Слайд 4
К одним из таких методов относится метод проектной деятельности, который первоначально появился в 20-е гг. прошлого столетия в США, связывался с идеями гуманистического направления в образовании Дж. Дьюи. Со временем идеи претерпели множество изменений, но суть и принципиальные позиции остались актуальными до настоящего времени. Рассмотрим подробнее развитие технологий.
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В результате проектной деятельности рождается проект.
Слайд 5
Признаки проекта:
признак «наличия цели» (проекта без цели не существует, цель определяет всю деятельность по проекту; цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования; исходя из реальных проблем, противоречий и ресурсов (т.е. данного, существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности тех или иных изменений);
признак «изменения» (осуществление проекта несёт изменения вещественной системы или предметной области, в которой реализуется проект; реализация проекта связана с изменением некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в некоторое желаемое состояние);
признак «ограниченность во времени» (любой проект имеет определённое начало и завершение, которые ограничивают продолжительность осуществления проекта; начало проекта обычно ассоциируется с началом затрат усилий и средств на инициацию проекта; завершение проекта наступает, когда достигаются цели проекта или когда становится ясно, что цели проекта не могут быть достигнуты и проект прекращается);
признак «неповторимость» (относится не к отдельным частям проекта, а к проекту в целом, так как даже в проектах с высокой степенью новизны имеются процессы (или мероприятия), которые характерны не только для данного проекта, но используются и в других проектах);
признак «ограниченность требуемых ресурсов» (проект предполагает утверждённую спецификацию и график потребления ресурсов (люди, финансы, оборудование и др.);
признак «комплексность и разграничение» (комплексность означает учёт всех внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты проекта; в то же время каждый проект имеет чётко определённые рамки своей предметной области и должен быть отделён от других проектов);
признак «специфическая организация проекта» (крупные проекты на время их реализации требуют создания «специфической для проекта организационной структуры», чего для мелких проектов часто не требуется).
Слайд 7.
Рассмотренные признаки позволяют сформулировать следующее определение проекта: проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с возможными ограничениями расходования средств и ресурсов со специфической организацией.
Слайд 8.
Проектную деятельность можно рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества педагогов и студентов, как способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определённых условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием её участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и др.).
Слайд 9.
В процессе проектирования студент может выступать как заказчик, непосредственный субъект проектировочной деятельности, как эксперт по отношению к ней.
В проектировочной деятельности студент проявляет свою «самость» в различных ситуациях, например:
1) когда необходимо заявить свои цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и педагогами;
2) когда необходимо согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество (цель-средство) в общей работе;
3) когда необходима творческая самомобилизация.
Слайд 10
Проектирование может являться материалом для выявления собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования, созидательной формой активности. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе».
Таким образом, проектирование является фактором социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования, а в более узком смысле – фактором развития социальной активности.