kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс «Мёд – чудесный дар природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс «Мёд – чудесный дар природы»»







Кейс «Мёд – чудесный дар природы»

на проверку функциональной грамотности




















2020











ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


Ребята!


Вам предстоит выполнить работу на оценку функциональной грамотности в формате PISA.

На выполнение работы отводится 60 минут.

В ходе выполнения работы вам необходимо внимательно прочитать предложенный текст и выполнить 9 заданий. Задания разные. Одни задания могут показаться вам легче, другие – труднее. В любом случает не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, пропустите его и переходите к следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если вы хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

Желаем успеха!





















Прочитайте текст и выполните задания.

Трудно найти в мире человека, который не знал бы о мёде. Ароматный, вкусный мёд обожают и дети, и взрослые. Мёд – продукт, имеющий широкое ритуальное применение, символ плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья. Его называют пищей богов и эликсиром жизни.

Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. В античные времена, мёд считался у древних даром неба, поскольку считалось, что пчёлы собирают его из утренней росы.

Мёд —сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый. Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковых растений. Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.

В сложном процессе получения мёда участвует весь рабочий состав пчелиной семьи. Пчёлы-сборщицы улетают за взятком за несколько километров от улья. Своими маленькими хоботками они собирают нектар с цветов. Возвратившись в улей, они передают сбор молодым пчёлам-приёмщицам и опять отправляются за нектаром. Для того чтобы получился 1 г мёда, одна пчела-сборщица должна принести в улей примерно 300 г нектара, то есть 5000 нош. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье. Одна пчела обрабатывает одну ношу почти 20 минут. Затем перекладывает её в восковую ячейку. В этих ячейках в течение нескольких дней нектар загустевает. После этого пчёлы-упаковщицы переносят его в новые ячейки и запечатывают их. Мёд готов!

Сортов мёда – великое множество. Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект. Польза мёда определяется содержанием в нём микроэлементов.

Гречишный производится пчелами из нектара цветущей гречихи. Отличается насыщенным цветом с оттенком от светло-коричневого до красного. Имеет терпкий вкус, оставляющий першение в горле. Рекомендован, в первую очередь, для лечения анемии. Продукт является хорошим средством профилактики простудных заболеваний, а также используется для устранения негативных последствий после перенесенных инфекционных заболеваний.

Донниковый производится из цветков белого и желтого донника. Продукт имеет слегка желтоватый цвет. Основной особенностью донникового меда является повышенное содержание вещества кумарина. Обладает специфическим вкусом лекарственного растения. Рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и в качестве средства профилактики инфаркта и инсульта.

Дягилевый производится из нектара дягиля или дудника лекарственного. Продукт имеет красный или коричневый оттенок и резкий аромат. Обладает горьковатым вкусом с привкусом карамели. Является хорошим природным антисептиком и рекомендован для терапии инфекционных заболеваний: стоматит, гингивит, язвенная болезнь. Обладает отхаркивающим и патогенным свойством, что позволяет использовать его для лечения органов дыхательной системы.


Мёд в косметологии – это еще один вариант применения данного ценнейшего продукта питания: для лица, волос и тела. Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи.


Задание №1. Закончите данные высказывания предложениями из текста.

  1. Мёд известен человеку…

  2. По происхождению натуральный мёд может быть…

  3. Пчёлы-приёмщицы не вылетают…

  4. Каждый сорт мёда имеет…

  5. Косметика с мёдом…


Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Найти и извлечь

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

1.Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э.

2. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый.

3. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье.

4.Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект.

5.Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи.


Задание №2. Какие из следующих утверждений верны? В ответ запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других символов.


  1. Мёд вырабатывают только одни пчёлы.

  2. Пчёлы вырабатывают мёд, собирая сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.

  3. Существует всего три вида мёда по медоносам.

  4. Мёд рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и не только.

  5. Мёд применяется в косметологии.

Ответ:_____________________________


Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Интегрировать и интерпретировать

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

245


Задание №3. Объясни, как ты понимаешь выделенное в тексте выражение «Его называют пищей богов и эликсиром жизни».

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Осмыслить и оценить

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

Предполагаемый ответ: бессмертие богам давал эликсир жизни. Боги должны были регулярно принимать таинственные продукты, такие как мёд, чтобы поддерживать бессмертие, силу и долголетие. Если обычные люди будут есть пищу богов (мёд), они сами станут бессмертными, как боги.


Задание №4. Сколько граммов нектара должна собрать пчела, чтобы получилось 14 г мёда (одна чайная ложка) и сколько нош она должна принести для этого?

Запишите Ваше решение:









Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

4200 грамм; 70000 нош



Решение


1 г мёда – 300 г нектара – 5 000 нош

14 г мёда – ? г нектара – ? нош

300 * 14 = 4 200 г нектара

5 000 * 14 = 70 000 нош


Задание №5. Определите, сколько примерно дней должна потратить пчела-приёмщица для обработки нош нектара, из которого получится одна чайная ложка мёда?

Запишите Ваше решение:








Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

Примерно 1945 дней



Решение

1 ноша – 20 минут

3 ноши – 60 минут= 1 час

70000 нош - ? дней

Пчела работает только световой день, а не круглые сутки, поэтому под понятием «день» принимаем примерно 12 ч.

3 * 12 = 36 нош – за световой день

70000 : 36 = 1 944 дня (остаток 16 нош) – примерно 1945 дней


Задание №6. 10 литров мёда разлили в банки объёмом 500 мл и 700 мл. При этом оказалось, что все 6 банок по 700 мл заполнены полностью, а одна из банок по 500 мл заполнена чуть больше, чем на половину. Сколько получилось полностью заполненных мёдом банок по 500 мл? (1 литр = 1000 мл).

Запишите Ваше решение:








Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

11



Решение.

1) 10 л = 10000 мл — объём всего мёда в мл;

2) 6 · 700 мл = 4200 мл — объём мёда в банках по 700 мл;

3) 10000 мл — 4200 мл = 5800 мл — объём мёда в банках по 500 мл;

4) 5800 = 500 · 11 + 300 — число полностью заполненных банок по 500 мл равно 11.


Задание №7. При каких заболеваниях рекомендуют применять мёд?


Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________


Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Объяснять

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Здоровье

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

Инфекционных, простудных, органов дыхания…



Задание №8. Заполните таблицу. Укажите, из нектара, какого растения производится пчелами сорт мёда, его цвет и вкус?


Сорт мёда

Название растения

Цвет мёда

Вкус мёда

Гречишный

Гречиха

Светло-коричневый, красный

Терпкий

Донниковый

Донник

Желтоватый

Специфический лекарственного растения

Дягилевый

Дягиль, дудник

Красный, коричневый

Горьковатый с привкусом карамели


Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Исследовать

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Природные ресурсы

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

См. таблица



Задание №9. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопрос: какой мёд из перечисленных в таблице наиболее полезен? Свой ответ обоснуйте.


________________________________________________________________________________________________________________________________________


Название мёда

Содержание микроэлементов (мг/кг)

Калий

Кальций

Натрий

Магний

Цветочный с клевера

643

225

89

92

Акациевый

401

249

90

116

Липовый

199

268

76

97

Гречишный

492

300

112

136

 



Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Интерпритация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Здоровье

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

Гречишный. В нём больше всего полезных микроэлементов: кальция, натрия и магния, чем в других сортах мёда. Лишь по количеству калия немного уступает цветочному с клевера.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Кейс «Мёд – чудесный дар природы»

Автор: Гусак Елена Николаевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства