Как помочь трудному ребёнку, попавшего в трудную жизненную ситуацию в учёбе
Как помочь трудному ребёнку, попавшего в трудную жизненную ситуацию в учёбе
Что делать педагогу с ребенком,который попал в трудную жизненную ситуацию? Как повысить учебную мотивацию подростка? ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как помочь трудному ребёнку, попавшего в трудную жизненную ситуацию в учёбе»
Как помочь трудному подростку в учёбе
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Что мы вкладываем в понятие трудный ученик? Плохо обучающийся ученик? Или имеющий отклонения от норм в поведении? Чаще всего и то, и другое. Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребёнка к положительному социальному опыту.
Американский педагог Рудольф Дрейкурс вывел 4 мотива плохого поведения детей:
1. стремление привлечь внимание;
2. стремление к власти;
3. стремление к мести;
4. стремление избежать неудачу.
Из множества причин, вызывающих отклонения в поведении и педагогическую запущенность, можно назвать некоторые:
1.Был запущен сенситивный период развития (от рождения до 8 лет). Родители не уделяли достаточного внимания развитию ребёнка;
2. Родители не знают как подготовить ребёнка к школе, не умеют направлять его учебную деятельность;
3. Частые смены учителей ( нет единых педагогических требований);
4. Авторитарность педагогов. Команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими действиями и др.
В зависимости от причин, трудновоспитуемых подростков можно разделить на группы:
1. с отклонениями в эмоционально-волевой сфере;
2. ребята, имеющие ситуативную трудновоспитуемость, в результате педагогически неверных форм воздействия;
3. имеющие значительные пробелы в овладении моральными и этическими знаниями, несформированность нравственных представлений и навыков нравственного поведения.
Что же делать педагогу в работе с такими детьми?
Главное, чтобы у ребят не появилось отвращение к школе. Ведь никому не хочется идти туда, где ругают.
Важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы (методы: поощрение, соревнование, положительные перспективы)
Необходимо поднять авторитет в глазах одноклассников. (А для этого нужно не просто выполнять команды учителя, а научиться самостоятельно мыслить).
Учить уважать себя и видеть достоинства других. (Для этого нужно провести много классных часов, диспутов, чаепитий, походов, экскурсий и других коллективных дел).
Защитить ребёнка от чрезмерной критики учителей, а если нужно, то даже и от своих родителей.
Повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. (Викторины, Брейн-ринги, познавательные экскурсии, тематические стенгазеты, исследовательские и творческие работы, обсуждение книг и политических новостей.)
Обсуждение житейских ситуаций, с постоянным вопросом: «Чтобы вы делали на его месте?», и анализом ситуаций.
Вовлекать ученика в интересные дела класса и школы, где вероятны успехи ребёнка. Это повысит самооценку. (Ведь если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка.) Поэтому необходимо избегать праздности. Предлагать дело для реализации способностей и появления ощущения успеха.
Не читать нотаций, лучше просто беседовать.
Обучать навыкам самоконтроля и самооценки;
Не оскорблять недоверием.
Учить делать полезные дела, учить приносить радость другим людям.
Учить ребёнка планировать своё время, сокращать непроизводительные потери времени. Учить планировать свою деятельность. Это позволит увеличить время на приготовление домашних заданий, которые он будет выполнять сначала с помощью, а потом самостоятельно.
Учить детей думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о призвании человека.
Вот как многому надо научить маленького Человека! Точка опоры при «реконструкции» характера всегда то самое ценное в воспитаннике, что дорого и ему самому и тем, кто к нему хорошо относится. На поддержку и помощь этих людей можно и нужно рассчитывать педагогу в своей работе.
Это большая, кропотливая, каждодневная работа. Но ведь мы понимаем, очень много зависит от нас, взрослых .
В этой статье я ещё хочу остановиться на учебных трудностях «трудных» детей.
Благоприятная ситуация для обучения – это когда способ преподавания соответствует способу усвоения учебного материала. Как этого достичь? Что же необходимо знать и учитывать в своей работе со слабоуспевающими учащимися?
Характеристика учебных трудностей слабоуспевающих учеников.
1. Нестойкость усвоенных знаний.
Для устранения этой проблемы в работе с такими учениками, необходимо планировать более длительное время и больший объём решаемых репродуктивных задач. Рекомендую, также, учащимся ведение блокнотов, где записываются основные формулы и алгоритмы решения задач, иногда даже образцы решения типовых задач. Урок начинаю с того, что прошу открыть блокнот и просмотреть записи, необходимые для урока в течении одной минуты.
Этот приём не только тренирует память, но и формирует необходимые общеучебные навыки: классификации и систематизации учебного материала.
2. Низкий познавательный интерес.
Практически это означает: то, что не получается или требует больших эмоциональных, физических, интеллектуальных и волевых затрат, становится неинтересным.
Что делать? Помнить об эффекте новизны при планировании работы на уроке.
Необходимо также направить воспитательное воздействие педагогов, родителей, психолога на развитие у ребёнка волевых усилий, навыков преодоления трудностей. Ребёнка нужно поощрять за каждую удачную попытку, но при этом важно пояснять: что сначала «усилие» , а потом «поощрение». Ведь «бесплатный сыр только в мышеловке».
3. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Мой опыт работы показывает, что решение задач должно основываться на наглядно-образном мышлении. Т.е. необходимо делать рисунки, схемы, графически изображать алгоритмы. Просить воспроизводить эти схемы.
4. Низкая работоспособность.
Это означает: быстрая утомляемость, истощаемость, рассеянность, неусидчивость, пресыщение, медленный темп работы. Часто эти недостатки связаны с медицинскими проблемами.
С этим можно бороться только часто меняя виды деятельности на уроке и применяя принцип необходимости и достаточности.
Как повышать мотивацию слабоуспевающих детей.
Суть проблемы можно свести к реализации трёх факторов:
- повышать уровень озабоченности за результат;
-развивать оттенки положительных чувств;
- дать ощутить успех.
Прежде всего нужно от похвалы умело переходить к новому заданию: «Идея правильная, но нужно овладеть технологией её реализации...», «В этом, конкретном случае, всё сделано верно. Попробуй сделать вывод, обобщить.»
Важно формировать интерес к изучаемому предмету (новизна, увлекательность изложения, связь с жизненной ситуацией, опора на небольшой практический опыт ученика). Интерес – это мощный рычаг повышения внутренней мотивации, т.е получение удовлетворения от самого процесса учёбы. Подчёркиваю: удовлетворение от процесса учёбы, а не только результата.
Кстати, результаты своего труда ребёнок обязательно должен знать. Значит: если ученик, прилагая усилия, был озабочен результатом, испытывал при этом положительные эмоции, добивается успеха и если материал для него нов, посилен и интересен, а также учитель сообщил о результатах труда, то повышается вероятность, что понравится сам «процесс». Вот такая получается схема!
Что и как мы оцениваем.
Правило1. Ученик должен знать критерии выставления оценки. (В каждой проверочной работе обязательно указывать этот критерий, необходимо иногда напоминать его ребятам или разместить памятки на стенде).
Правило2. Ученик должен иметь возможность исправить неудовлетворительные оценки. Таковы концепции нейро - лингвистического программирования.
- Пока человек жив, он может начать меняться к лучшему, и у него есть шансы.
- Желание сильнее способностей – если есть желание, способности появятся.
Правило3. Отметка должна стимулировать ученика на дальнейшие успехи и вложение своих сил.
Правило 4. Школьная отметка – это не показатель ума или личностных качеств ученика.
Правило 5 . Избегайте стереотипов.!
Правило 6. Не сравнивать учебные достижения ученика с успехами других учеников.
Основными показателями появившегося интереса к учёбе будет:
1. отсутствие пропусков уроков без уважительных причин;
2. улучшение успеваемости;
3. желание выполнить задание для школы;
4. изменение поведения.
Всё это прописные истины, но как непросто выстроить урок и ещё сложнее свои отношения с учениками, чтобы учесть все важные методические факторы и добиться долгожданного результата! Однако ресурсы личности неисчерпаемы, а способности к изменениям - её природное свойство, будем помнить это.
И ещё: серьёзные улучшения требуют от педагогов не только труда и терпения, но и надежды, веры и любви.
Список информационных источников:
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. «Работа с трудными детьми».- М.: Просвещение, 1986.
Тагирова А.С. Психолого –педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, Пед.общ.России, 2003.