Из опыта работы: "Анализ педагогических условий, влияющих на качество образования и оценка результативности работы над повышением качества образования"
Из опыта работы: "Анализ педагогических условий, влияющих на качество образования и оценка результативности работы над повышением качества образования"
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?
Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегодняшний день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Анализ педагогических условий, влияющих на качество образования и оценка результативности работы над повышением качества образования"»
Выступление на педагогическом совете
Тема: Анализ педагогических условий, влияющих на качество образования и оценка результативности работы над повышением качества образования.
Подготовила: Шевченко О.В., учитель начальных классов
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...» С. Соловейчик
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?
Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегодняшний день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
В моём 4 «Б» классе качество составляет 50 % . Из 22 учащихся на «5» успевает 1 учащаяся, на «5» и «4» - 10 учащихся. С низкими познавательными способностями 40 % учащихся.
Исходя из этого, на уроке придерживаюсь определённых правил, которые помогают учащимся с разными ученическими способностями усвоить материал.
- Вовремя начатый урок и чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но посильной деятельностью.
- Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Оптимальная смена видов заданий: познавательных, вербальных, игровых и практических.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, даю задания по образцу, алгоритмического вида, носящие репродуктивный характер. Для школьников с высокими учебными возможностями подбираю в основном задания творческого характера.При индивидуальной работе использую карточки разного уровня. Детям с высокими учебными способностями карточки с заданиями на опережающее обучение, с целью выявления возможностей.Практически на каждом уроке ребята работают по карточкам (ведётся тетрадь для индивидуальных работ).
В учебниках даны задания под звездочкой, повышенной трудности, их можно дать для решения домой или в классе более сильным ученикам.
Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и, в конце концов, могли включиться в коллективную работу наравне с другими, а учащиеся с повышенной мотивацией к учебно-познавательным процессам не потеряли интерес к обучению.
- Использование заданий на развитие познавательных способностей.
Часто на уроках русского языка я предлагаю найти «лишнее» слово. (Игра «Третий лишний»). Такие задания развивают внимание, мышление.
Урок русского языка:
Тема «Глагол». Работа в группах.
1) Плывём, думает, читать.
2) Кружить, искать, спешить.
3) Летала, плыли, изучает.
4) Плывёшь, идёте, летите.
Такой вид работы использую при проведении орфографических пятиминуток.
Найти закономерность в изменении чисел и назвать следующее число:
270, 260, 290, 280, 310, ? (300)
170, 150,130, ? (110)
3, 6, 4, 8, 6, ? (12)
Отгадывание ребусов.
Урок русского языка по теме «Числительное как часть речи».
Задание выполняется в группе.
СМОР1А, ПО 2 Л, ЭЛЕК З К, 100л, ВИ 3 НА, ПА 3 ОТ, О5, 100 РОНА, 100 ЯНКА,
ПИ 100 ЛЕТ, 7 Я, 100 П, 40А.
- Более частое использование наглядных дидактических пособий, ТСО.
При объяснении нового материала использую опорные схемы.
Часто на уроках использую памятки, которые помогают учащимся правильно решать задачи, выполнять порядок действий, находить площадь и периметр прямоугольника. Постоянно на уроках звучат вопросы: «Почему?» «Зачем?» «Для чего?» «Как лучше сделать?» «Докажи», «Сравни», «Объясни».
На уроках познания мира и литературы использую презентации.
- Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух.
На уроках часто использую хоровое проговаривание.При таком виде работы усваиваются и теоретические знания, и лучше усваивается алгоритм выполнения практических упражнений.
- Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Стараюсь на уроке создать атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
-физкультминутки;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (пальчиковая, для развития мелкой моторики, для тренировки зрительного анализатора).
- Использование игровых технологий позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности.
На уроках использую игру в мяч. На уроках математики при изучении таблиц сложения и вычитания, умножения и деления.
На уроках русского языка: «Совершенный вид глагола – несовершенный вид» (лететь - прилететь), «синонимы - антонимы» (молчать - говорить).
Игра «Распределяй-ка». Распределить глаголы на группы по временам (хлопнуть):
1 ряд – глаголы в настоящем времени, 2 ряд – в прошедшем времени, 3 ряд – в будущем времени.
Рекомендации для реализации повышения качества обучения: - Личностно-ориентированный подход. - Создание ситуации успеха. - Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся. - Вовлекать родителей в учебный процесс. - Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительнойдеятельности. - Обучение через диалог. - Обучение через интерес. - Психологическое единство с классом. - Мотивация познавательной деятельности. - Дифференциация заданий. - Разнообразие форм организации учебного процесса.