Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы педагога-наставника»
Большинство воспитанников детского дома не умеют общаться с людьми вне учреждения, испытывают трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками. Наблюдается отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Воспитанники не понимают, не принимают других. Опираются только на свои желания и чувства. Низкий уровень социального интеллекта, мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, что затрудняет формирование адекватной картины мира и оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.У детей слабое развитое чувство ответственности за свои поступки. Отношение к близким, государству, обществу - потребительское.
Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны осложняет жизнь воспитанников.Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей - обедняет интересы ребёнка. Очень важно воспитаннику детского дома к кому-то «прислониться». Вот почему нужен надежный взрослый, которому они доверяют.
Поэтому наставником становится педагог, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, осуществляющий процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Наставник должен отдавать себе отчет в том, что все это - лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это внутренний мир ребенка, который трудно поддаётся диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
Нужно быть готовым к постоянному проявлению недостатков, отрицательных черт характера и иметь терпение снова давать ребёнку шанс. Дети всегда испытывают взрослых и «трудные» не исключение. Напротив, они очень не доверчивы и только проявление правдивости и выполнение данных подопечному обещаний помогает наладить контакт.
Наставник не дает оценку, не судит, а оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Систематические беседы в неформальной обстановке, беседы «по – душам», на всевозможные темы которые, интересовали ребёнка – послужили для наших доверительных отношений.
Очень важно, чтобы наставник умел уважать личность ребёнка, проявлял к нему искренний интерес. Общаясь с воспитанником, он делает много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.
Например, в ходе занятий я поняла, что при воспитании собственных детей делала некоторые вещи неправильно, поэтому наставничество для меня - это возможность разобраться в себе, по-другому посмотреть на воспитание, на взаимоотношения в семье
По данным наших наблюдений, как только у воспитанника детского дома появляется человек, готовый стать ему другом, взрослым советником, ребенок начинает меняться. Эмоциональное состояние его улучшается. Подопечный становится более общительным. Начинает активно проявлять инициативу, появляется уверенность в своих силах
Наставник — это старший друг ребенка. Мы оба делаем друг друга интереснее, ответственнее, добрее, счастливее. Взаимоотношения наставника и воспитанника-это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Безусловно, только искренность и принятие человека таким, какой он есть даёт положительный результат.
Для достижения конструктивного взаимодействия и желаемого результата между наставником и воспитанником мы придерживаемся следующих правил общения:
-Не приказывать. Следует помнить, что такого рода общение вызывает протест. Этот прием категорически не приемлем в профилактике девиантного поведения воспитанников и тем более, в выстраивании доверительных отношений.
-Не угрожать. Угроза – это признак слабости и педагогической несостоятельности и некомпетентности наставника. Следует помнить, что угроза провоцирует конфликт и не способствует установлению отношений сотрудничества.
-Не проповедовать. «Ты обязан…», «На тебе ответственность….». Конечно, в процессе воспитания нельзя не призывать воспитанников к ответственности, иначе, педагогика теряет смысл. Но речь идет именно о призыве, о полном понимании воспитанником чувства ответственности и добровольного принятия этого качества характера человека.
-Не поучать. Это правило вытекает из предыдущего. Наставник должен помнить о том, что недопустимо навязывать свою точку зрения.
-Не подсказывать решения. «На твоем месте я бы…» - такого рода фразы чаще произносят с оттенком превосходства, и как правило, ущемляют самолюбие людей вообще, а тем более ребёнка. Нужно помнить, что задача наставника научить подопечного принимать решения самостоятельно и самому нести за них ответственность.
-Не выносить суждений. Такой тип общения вызывает протест и сопротивление у воспитанников, даже в случаях, когда они абсолютно правы. Особенно дети «трудные», которые постоянно находятся в подобном состоянии ко всем вокруг.
-Не оправдывать и не оправдываться. Такая форма общения снимает некоторое напряжение, но не дает результатов. В отношении с «трудными», особенно, нужно создавать ситуацию успеха.
-Не ставить «диагноз». Эта форма общения непременно насторожит воспитанника и настроит против наставника.
Наставничество можно трактовать как взаимодействие старшего и младшего, более мудрого, влиятельного человека и ребенка. Характерной чертой таких отношений является игнорирование любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя «на равных». Но, в то же время, важно не потерять субординацию.
Свою практику наставничества считаю неким принципом служения, без ожидания награды. Она нацелена на помощь воспитаннику, в освоении мира социума, на создание новой среды общения и положительные ценностные представления, приобретение самостоятельных навыков и положительного жизненного опыта.
Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Поэтому, взяв на себя ответственность, исполнять роль наставника, помогаю ребенку поверить в себя и взрастить уверенность в собственных силах. Способствую созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизненного пути и быть ответственным за их осуществление. Главным, является – гармоничное воспитание и развитие личности духовно нравственных качеств, чувства патриотизма, а из практики – успешная социализация воспитанника, трудоустройство, умение адаптироваться и управлять своей жизнью самостоятельно, поэтому вместе мы идем к цели по формированию социальной и правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Решаем задачи: владение навыками культурного общения и быть социально адаптированным человеком. Вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену. Иметь представление о значимости предметов первой необходимости. Профориентация воспитанника. Вопросы, касающиеся жизни в семье.
В результате наставнической деятельности у воспитанника должно сформироваться:
- чувство психологической защищенности и комфорта;
- осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения и общения;
- умение самостоятельно ориентироваться и существовать в быту;
- необходимые навыки в кулинарии и по хозяйству;
- привычка экономить и пользоваться подручными средствами;
- гигиена и чистоплотность. Иметь мнение, следовать и жить по принципу выражения «Мой дом - моя крепость»;
- самостоятельное принятие решений и ответственность;
- профессиональное самоопределение;
- умение правильно реагировать в кризисных ситуациях;
- психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка.
суг: «Масленица», «День здоровья», «День защиты детей» ит. д.
Вектор взаимодействия «наставник - воспитанник» по установлению доверительных отношений: «Я расскажу - ты послушай». «Я покажу - ты посмотри». «Сделаем вместе». «Сделай сам – я подскажу». «Сделай сам и расскажи, что сделал!»
Наставничество как технология сопровождения воспитанников интернатных учреждений разрабатывается уже несколько лет. За это время были изучены некоторые особенности организации наставничества, определены условия, необходимые для реализации технологии. Так, наставничество строится на конфиденциальных отношениях взаимного доверия и уважения; предполагает значительные временные затраты; отношения направлены на развитие воспитанника, а не на оценку его деятельности; необходимо совместное определение цели сотрудничества и его результатов; моделирование наставником такой деятельности, в которой воспитанник имеет возможность себя оценивать; развитие умения воспитанника проанализировать свою деятельность; прекращение наставничества после того, как воспитанник может вести себя независимо и решать проблемы самостоятельно; важно помнить, что в основании наставничества - принцип служения, сосредоточенность на развитии другого, без ожидания награды.
Каковы же задачи наставничества в детском доме?
- смягчение ситуации депривации воспитанников: появление мудрого друга, который становится посредником между воспитанником и окружающим миром, способствует восстановлению утраченных связей и гармонизации отношений;
выявление сильных сторон воспитанника и оказание поддержки в их развитии;
развитие умений и навыков, формирование ценностей, необходимых для успешной социализации;
развитие рефлексивной практики с целью обеспечения процесса самовоспитания.
Наставничество требует времени, четкости взаимоотношений, ответственности обеих сторон, целенаправленности действий и – что принципиально – наличия у наставника большего опыта, чем у воспитанника. В связи со сложностью этого процесса особые требования предъявляются к наставнику. Наставником может быть человек, обладающий эмпатией; умением задавать вопросы; способностью слышать и обсуждать проблемы; принимать решения, рефлексировать и давать конструктивную, не порицающую, оценку (вербальную и невербальную). Иначе говоря, наставник должен создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.
Список использованной литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23
4. Боброва Л.В.Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников -2004 №8-С 103.
5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Ин- тов по спец. № 2115 «Преподаватель нач . воен. Обучения и физ. воспитания». – М.: Просвещение ,1988-192с.