Просмотр содержимого документа
«Исследовательская статья: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством метода проетов"»
Исследовательская статья по теме:
«Формирование коммуникативных УУД у младших школьников посредством метода проектов».
Аннотация. Данная статья посвящена такой проблеме, как формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредствам метода проектов. В которой рассматриваются теоретические основы понятия универсальных учебных действий, коммуникативные универсальные учебные действия, а также сущность метода проектов в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
В настоящее время школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школе должно осуществляться «формирование основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Исходя из вышесказанного была определена тема исследовательской работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством метода проектов». Цель которой была: теоретически и практически обосновать возможность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредствам метода проекта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Остановимся более подробно на коммуникативных учебных действиях. Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных умений: договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Задача педагога сформировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно, но большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
При формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В ходе исследования нами была проанализирована проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста, используемые для этой цели, разработан проект «Образовательный проект по окружающему миру на формирование познавательных универсальных учебных действий по теме «Страны мира»».Обоснованием для разработки данного проекта являлся потенциал учебно-методического комплекса «Школа России», в рамках которого можно активно использовать метод проектов. Это позволило спроектировать содержание этапов проекта, направленное на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста развивает умение общаться; работать в группах; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; чувствовать себя комфортно в любом коллективе и уметь находить общий язык с любым человеком.В процессе работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий развиваются высшие психические функции учащегося (мышление, внимание, память, речь). Наиболее полно этим требованиям отвечает метод проектов. Именно он позволяет учащимся взаимодействовать с родителями, педагогами, сверстниками и работать в группах. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». И, как показывает опыт работы учителей, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». И, как показывает опыт работы учителей, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Список литературы
Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 –с.31-35.
Александрова Э.И., Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. - М., 2010.
Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 2. – С. 74-78.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. - № 6. – С. 53-56.
Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2012. - № 5. – С. 44-46.
Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. - № 5. – С. 50-57.
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 10. – С. 50-51.