Исследовательская работа на тему "Святой Лука: архиерей, хирург, педагог".
Исследовательская работа на тему "Святой Лука: архиерей, хирург, педагог".
Вот уже 60 лет мы живем под мирным небом. За это время успело вырасти целое поколение людей, не слышавших ни воя сирен, ни грохота снарядов. Для нас Великая Отечественная война – далекая история. Но сколько бы ни минуло лет с тех пор, память неизменно вновь и вновь возвращает нас к давним событиям. За эти годы о войне, о людях, прошедших ее от начала до конца написано очень много. В своей исследовательской работе я хочу поделиться мыслями о судьбе удивительного человека: Валентина Феликсовича Войно – Ясенецкого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Святой Лука: архиерей, хирург, педагог". »
ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г.Тамбова»
Исследовательская работа
«Святой Лука: архиерей, хирург, педагог»
Работу выполнила:
студентка 4 курса
группы ПНК-41
Колганова Юлия.
Руководитель:
Шаталова О.А.
Тамбов,2014
Оглавление
Введение 3
«Из неудавшегося художника, я стал художником в анатомии и хирургии» 3
Божий призыв 4
Первое испытание 5
Великая Отечественная война 7
Деятельность на территории Тамбовской области 7
Проповеди владыки 8
Скорбь раставания 13
Увековечивание памяти 14
Заключение 15
Приложение 17
Введение
Вот уже 60 лет мы живем под мирным небом. За это время успело вырасти целое поколение людей, не слышавших ни воя сирен, ни грохота снарядов. Для нас Великая Отечественная война – далекая история. Но сколько бы ни минуло лет с тех пор, память неизменно вновь и вновь возвращает нас к давним событиям. За эти годы о войне, о людях, прошедших ее от начала до конца написано очень много.
В своей исследовательской работе я хочу поделиться мыслями о судьбе удивительного человека. Его жизнь взволновала меня, и я стала собирать о нем все сведения, чтобы объяснить себе его уникальность. Он не был великим военачальником, не бросался на амбразуру, не ходил в разведку. Но всю жизнь он посвятил великому служению Родине, лечил не только тело человека, но и его душу. Претерпев унижения от правительства, многочисленные ссылки, тюремные заключения он не перестал любить свою Родину, быть добрее к другим, слышать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.
«Из неудавшегося художника, я стал художником в анатомии и хирургии»
Жизнь Святого Луки поучительна и интересна. Давайте перенесемся в 1877 год. Именно в этом году 27 апреля в Керчи, в семье аптекаря, родился Валентин Феликсович Войно – Яснецкий – это мирское имя Святого Луки. Отец его был католиком, мать – православной. По законам российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Впоследствии семья переезжает в Киев. Здесь Валентин Феликсович окончил гимназию и рисовальную школу. Он много рассуждает о жизненном пути. Для себя делает вывод, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избирает вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. Но мечта его все же сбывается, он осуществляет свое горячее желание «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», и поступает на медицинский факультет. Учится блестяще. Он часто любил говорить: «Из неудавшегося художника, я стал художником в анатомии и хирургии». После окончания университета Валентин Феликсович мог заняться наукой, но он объявил о своем желании всю жизнь быть, медицинским, земским врачом, помогать бедным людям.
В годы Русско – Японской войны он заведует отделением хирургии в госпитале Киевского красного креста, Читы. Здесь он обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской. В последующие годы работает в разных губерниях России и Украины. И только в 1908 году сбывается его мечта – жить и работать в Москве. Валентин Феликсович стал экспертом в хирургической клинике профессора П. И. Дьяконова.
Только в это время, после продолжительных плодотворных лет практики, он начинает заниматься научным исследованием. В 1916 году защитил диссертацию. Варшавский университет наградил его премией за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
Божий призыв
В течение восьми лет работает хирургом в Новой городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе. Но жизнь преподносит тяжелое испытание. В 1919 году от туберкулеза умирает жена. Осталось четверо детей. Валентин потерял самого близкого человека, но это горе не затмило преданность своему делу. Он боялся, что горе навсегда разучит лечить, думать, мечтать, помогать людям.
Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру хирургии и анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В этом же году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», - обратился владыка. «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение в иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует научном съезде врачей Туркестана.
Первое испытание
Через два года отец Валентин принимает монашеский постриг. При постриге он получил имя апостола и евангелиста, врача и художника святого Луки. Расплата за выбор своего жизненного пути и исповедываемые взгляды не заставила себя долго ждать. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: связь с оренбургскими контрреволюционными казаками и с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.
В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где он перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука был отправлен в ссылку на Енисей. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.
В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск. По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.
6 мая 1930 года Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета на кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.
Три года Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Задумываясь о потере зрения, владыка Лука будет проводить наблюдения, которые впоследствии он отразит в своей работе «Дух, душа и тело». В этой работе на жизненном опыте, он будет подтверждать мысль: для того чтобы в человеке развивались трансцендентальные способности необходимо угасание ее феноменальных способностей. Его наблюдения за слепыми, немыми, глухими людьми показывало, что у них происходит обострение других чувств (вместо потерянного зрения, языка, или слуха) и появляется возможность обретения иного трансцендентального « шестого» чувства.
Через год удается издать «Очерки гнойной хирургии». Святитель Лука продолжает совершать церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.
Насупил страшный 1937 год - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.
Великая Отечественная война
Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакуационном пункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых. В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским.
После окончания третьей ссылки в Красноярске Владыка Лука ходатайствует о своём переводе из Сибири. Осенью 1943 года ему стараются угодить и гражданские и военные власти. После подачи заявления Владыка пишет в письме своему сыну, что нарком Третьяков очень хорошо отнёсся к нему, и теперь он ожидает перевод в Москву или Горький. Наркомздрав и Московская Патриархия несколько месяцев согласовывали проблему перевода свт. Луки из Красноярска в другое место. Наконец обе стороны договорились: «Намерены перевести Вас в Тамбов, - протелеграфировал нарком Третьяков.
Деятельность на территории Тамбовской области
С этого момента начинается его активная деятельность на территории нашей малой Родины. Одновременно патриарх Сергий специальным Указом назначает Луку Архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В феврале 1944 года, архиепископ Лука приехал на территорию нашего родного края. “После окончания моей ссылки в 1943 году я возвратился в Москву, и был назначен в Тамбов, в области которого до революции было сто десять церквей, а я застал только две: в Тамбове и Мичуринске. Имея много свободного времени, я и в Тамбове около двух лет совмещал церковное служение с работой в госпиталях для раненых.”1Прихожане Покровского собора города Тамбова, бывшие очевидцами приезда и служения святителя, говорили: “Когда и маленький луч солнца врывается в плохо освещенную комнату, он наполняет её светом, а живущих в ней – радостью. Владыка Лука, можно твёрдо сказать, - это яркий луч духовного солнца. Он наполнил храм наш неземным, благодатным светом. Скралось убожество нашего храма. Он придал полноту всему – не только что храму, а всему городу…”2Он продолжал делать добро для людей. Сердечностью проникнуты каждое его слово. Из прочитанных книг видно, как ему дорога Родина, простые люди. Ему дорого все: и небо, и шелест ветра. Своей любовью, теплотой, душевностью, простотой он доказывает, что нравственность и доброта – великие силы.
Проповеди владыки
В проповедях он говорит, добро воспитывает и возвышает человека, а злость и равнодушие унижают его. С равнодушием ему приходилось часто сталкиваться. Очевидцы вспоминали, что жизнь Луки в Тамбове была нелегкой. Жил Владыка на Комсомольской улице. Хозяева к нему относились равнодушно. То мыло у него кончится – без мыла сидит, то гребешок сломается; то пищу ему подадут не подходящую для его здоровья. Владыка никогда не жаловался. А весной и осенью у нас на Тамбовщине – грязища непролазная. Старенький он уже был, идет один по грязи. Случалось, и падал. Первая его проповедь в Тамбове была посвящена возрождению Покровского храма. Весть о его открытии быстро облетела весь Тамбов. В Пасхальное богослужение в ночь с 15 на 16 апреля 1944 года в храме присутствовало около четырёх с половиной тысяч человек. Архиепископ Лука разработал стройную программу возрождения духовной жизни в епархии: просвещение интеллигенции, воспитание в религиозном духе детей через соответствующую работу с родителями, организацию воскресных школ по изучению Закона Божия, Истории Церкви и Катехизиса для детей и взрослых. Все сохранившиеся в области храмы должны быть немедленно открыты, а в тех населённых пунктах, где храмов не сохранилось или они временно заняты, требовали большого ремонта и т. д., необходимо было, по его мнению, строить новые молитвенные здания простого типа под названием «церкви – обыденки». Из всех инициатив архиепископа Совет поддержал лишь передачу из краеведческого музея незначительного количества церковной утвари, не имеющей культурного и исторического значения. Все остальные притязания приказано было отклонить. Совет потребовал не допускать участия архиепископа – хирурга в светских мероприятиях в церковных одеждах, категорически пресекать молитвенное служение в госпитале, так как стали ходить по городу слухи, что яко бы святитель Лука повесил икону в хирургическом отделении госпиталя и перед операцией начинает молиться, становясь на колени. По всем этим вопросам владыка лично в июне 1944 года давал объяснения председателю Совета Карпову и Наркому здравоохранения РСФСР Третьякову. Владыка не считался со своим изношенным здоровьем. Домой владыка шел пешком вдоль берега Цны, в сопровождении верующих, до Комсомольской улицы, где жил ( дом № 9, с мемориальной Доской, - В. Л.). К литургии владыка прибывал до чтения часов, читались они при нем. Часы читали большей частью монахини, их тогда было немало. Службы его чинные, спокойные, слезные. Нет той службы, когда бы служил владыка и не плакал. Плакал во время своего облачения, когда умилительно пел хор. Крупные, они быстро катились из –под его очков, заливая все его лицо, - словом, вся служба на слезах. Такое молитвенное настроение никак не могло не передаваться людям. Проповеди владыки, его слова и рассуждения, часто даже по простым житейским вопросам, устно или письменно передавались среди прихожан.
Большой вклад внес святой Лука и находящиеся под его началом церкви в победу над фашистской Германией. За несколько месяцев 1944 года три действующие церкви епархии перечислили более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей. Сохранились многочисленные свидетельства о личном вкладе святителя – хирурга Луки в Великую Победу, когда он, как врач, спасал многие и многие жизни, врачуя тело и душу. Заслуженный медработник 2 – ой городской больницы имени Архиепископа Луки города Тамбова Людмила Сёмёновна Лесных, которая была старшей операционной сестрой в эвакогоспитале № 1106, рассказывает об одной из первых операций, сделанных владыкой Лукой сразу по приезде в Тамбов: “Когда прибывали раненые в Тамбов, то мы, медсёстры, не поднимая головы, их принимали, обмывали, оперировали, бинтовали… Если предстояла операция с каким–нибудь известным врачом, то ассистировать направлялись лучшие медсёстры. Так было и с владыкой Лукой. Когда он приехал, пришло распоряжение направить наиболее опытных медсестёр, чтобы перед приезжим профессором показаться с лучшей стороны. Мы вместе со второй медсестрой подготовили операционный стол и инструменты. Вдруг открывается дверь и входит доктор с седой бородой, запомнились сразу его добрые глаза. Он вошёл в операционную, сам перекрестился и перекрестил нас всех, обращаясь со словами: “Ну что, голубушки, у вас всё готово?” Мы были в волнении, зная, что должны были показаться с хорошей стороны приезжему профессору, но его мягкий и тихий голос как – то сразу успокоил и настроил на доверительное расположение во время операции. После операции, когда мы сняли перчатки, владыка Лука вновь всех благословил, перекрестив своей рукой и, уходя, подошёл к нам, медсёстрам. “До свидания, спасибо, голубушки. Ваши руки очень хорошо помогают!”- сказав эти слова, он поцеловал наши руки. Для нас это было так неожиданно, не от каждого доктора, да ещё в такое время, медсёстрам оказывалось такое почтение.”3 Тамбов был перевалочным пунктом для раненых, здесь шла обработка больных, а дальше везли их вглубь, в Саратов, тех, которые были нетранспортабельны, оставляли. Именно таких и приходилось оперировать профессору Войно – Ясенецкому. В среде медперсонала о нём говорили как о необыкновенном человеке, который сразу мог поставить точный диагноз и определить, стоит ли проводить операцию или нет. Все восхищались его операциями, потому что проводил их удачно. Многие из тех, кого владыка Лука исцелял, избавившись от своей болезни, приходили к вере в Бога, часто посещали церковь, в которой служил святитель. Александра Емельяновна Кашеварова вспоминает, как владыка Лука помог её сестре получить не только исцеление, но и найти дорогу к храму. “У моей сестры Серафимы Емельяновны Акимушкиной с трехлетнего возраста сильно болело колено правой ноги, она много лечилась, но ничто не помогало, встал вопрос об ампутации ноги. В 1946 году мне удалось попасть на прием к владыке Луке. Он, выйдя из своего кабинета, несмотря на то, что было много больных, просящих об операции, поглядев на всех, сразу указал, кому будет делать операцию. Среди них была и моя сестра. Для того чтобы договориться о конкретном времени и месте проведения операции, мне пришлось ходить к владыке Луке домой на Комсомольскую улицу. Владыка Лука посоветовал договориться о проведении операции в Железнодорожной больнице, так как здесь были лучшие условия, как он сказал, это была более чистая больница, чем остальные. Сергей Николаевич Глагольев, главный врач этой больницы, дал свое разрешение на проведение операции…Операция была зимой. Владыка Лука оперировал правую коленку сестры, снимал чашечку, все очищал от нагноения, после этого была отпилена кость на три сантиметра. Операция прошла удачно. Вместо туберкулеза кости, от которого сестру лечили все врачи, владыкой Лукой был поставлен диагноз – остеомиелит кости. На второй день у сестры появилась небольшая опухоль, ассистировавший при операции врач обследовал эту опухоль и неожиданно заявил, что якобы она появилась в результате халатности профессора Войно – Ясенецкого. Он заявлял, что с бороды владыки Луки во время операции упал волос, который был зашит в колене. Своим видом этот врач показывал неприязнь к владыке, но, несмотря на это, сестра вскоре встала на ноги и в этом же году поступила в педагогический институт”.4
Многие вспоминают, что рядом с ним появлялись ассистирующие врачи, которые критиковали его за то, что негигиенично носить бороду в медицинском учреждении. Вокруг владыки придумывались различные басни, что якобы “профессор Войно – Ясенецкий вообще не дезинфицирует руки перед операцией, а помолясь, моет руки под краном и идет оперировать.”5Мало того, на владыку писали доносы, чаще всего это были молодые врачи, возмущавшиеся, что архиепископ на своем рабочем месте и в общественных местах появлялся как духовное лицо.
Но не смотря на это, 5 августа 1945 года Нарком здравоохранения СССР Третьяков прислал телеграмму: “Советское правительство, лично великий и мудрый вождь товарищ Сталин отметил ценность Ваших научных работ для советской страны, для советской науки.”6. Большую часть денежного вознаграждения, полученного вместе со Сталинской премией, архиепископ Лука пожертвовал сиротам павших во время войны и сообщил об этом телеграммой Сталину: “ Прошу принять 130 тысяч рублей на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов.» Сталин прислал ответную телеграмму: “Тамбов, тамбовскому архиепископу Луке Войно – Ясенецкому, профессору хирургии. Примите мой привет и благодарность правительства Союза ССР за вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов. Сталин.”
Скорбь раставания
Тяжким и печальным для всех прихожан Покровского собора, был неожиданный перевод владыки Луки из Тамбова. “Подошел этот тяжелый день. Владыка отслужил литургию, выходит на солею и начинает говорить: “Указом Святейшего я перевожусь с Тамбовской кафедры на Симферопольскую. Весть, я понимаю, для всех вас очень нерадостная, как и для меня. Я знаю, что любили вы меня, любил и я вас. Но ослушаться нельзя. Я ослушался в Ташкенте Святейшего, за что был наказан слепотою одного глаза. Не печальтесь, хочу утешить вас. Груз, который беру я отсюда, очень тяжелый. Но всего тяжелее – это ваши сердца. Я беру их с собой и буду всегда молиться о вас!”7 Народ плакал, перед отъездом владыки прихожанами было написано письмо, где говорилось о невыносимой скорби расставания, которая так велика, так безмерна, что ее нельзя высказать, не только что описать. В день отъезда на вокзале было большое стечение народа. “Владыке дали стул, и люди, кто желал, подходили под благословение, даже военные. Вот близко время отправления. Владыка в сопровождении народа вышел на перрон, вошел в свое купе, убранное цветами. Потом вышел в тамбур, став около подножек. Вот и свисток отправления. Владыка поднял свои руки, благословляя народ. Благословлял до тех пор, пока скрывался, а народ до земли ему поклонился и, рыдая, разошелся…”8 Но отъезд владыки из Тамбова в Симферополь не означал полного разрыва с тамбовской паствой. Не раз ещё владыка поздравлял всех верующих Тамбова в телеграммах на торжественные и юбилейные праздники. Да и паства тамбовская не забывала своего владыку, многие из прихожан Покровского собора состояли в многолетней переписке с владыкой Лукой вплоть до его кончины в 1961 г.
1946 - 1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота. Ослепший архипастырь продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.
Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых.
Увековечивание памяти
Жизнь святителя Луки пришлась на бурный и полный трагических событий ХХ век. Архиепископ разделил с народом тяготы военных лет, выпавших на долю нашей Родины. Работая в военных госпиталях, будущий святой спас от смерти множество людей. Под его хирургическим ножом не умер ни один человек, каждую операцию он начинал с молитвы. Работа практического хирурга сочеталась с огромной фундаментальной научной работой. Своими трудами святитель Лука наглядно опроверг атеистический миф о несовместимости науки и религии, веры и знания. Даже богоборческая власть не смогла не оценить великий талант: после всех ссылок архиепископ Лука был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.
Владыка пишет в своих мемуарах: "Мои "Очерки гнойной хирургии" были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды".
За те годы, что архиепископ Лука возглавлял Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, он занимался восстановлением храмов на Тамбовщине, много проповедовал и продолжал медицинскую работу. На его попечении было 150 госпиталей.
В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя.
Память о великом подвижнике свято берегут и на Тамбовщине. Его именем названа городская клиническая больница в Тамбове. А в 2011 году в областном центре была установлена мемориальная доска на здании Музейно-выставочного центра Тамбовской области. В этом здании в 1944-1945 гг. в эвакуационном госпитале №5355 учёный-хирург оперировал раненых, вёл большую научно-исследовательскую деятельность.
Заключение
Проходит время, сегодня в нашей стране и на территории нашей малой родины, по-другому относятся к православной церкви. Тысячи россиян приходят в храмы, обретая здесь духовную защиту и поддержку. И я думаю, что это правильно. В настоящее время, на мой взгляд, первоочередными проблемами в нашем обществе являются: недостаток патриотических качеств в человеке и душевной теплоты. Все чаще мы видим, что люди стремясь к собственному благополучию, забывают, что живут в этом мире не одни, что кругом тоже люди, с которыми необходимо считаться. Черствость души – самая страшная болезнь на свете.
Жизнь святого архиепископа Луки ярко показывает, что христианские идеалы ведут человека через все испытания, учат милосердию и терпению. Мне кажется, что стоит брать пример с таких людей, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Ведь и сегодня важно в современном мире находить силы проявлять благородство, доброту, заботу о ближних.
Литература:
1. Автобиография. Я полюбил страдание. М. «Русский хронограф» 1999. стр. 85.
2. Лисюнин В. Ф. Истории Покровского собора города Тамбова. Тамбов 2001 год.
3. Лисичкин В. А.. Крестный путь святителя Луки. М. «Троицкое слово» 2001г. Подлинные документы из архивов КГБ
4. Марущак Василий Протодиакон Святитель – хирург. Житие архиепископа Луки (Войно - Ясенецкого) М. Даниловский благовестник. 1997 год.
5. Чеботарев С.А. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века. Т. 2004 год
Приложение
Богослужение в кафедральном Свято-Троицком соборе
Святитель Лука произносит проповедь
Памятник АрхиепископуЛуке (В.Ф. Войно-Есенецкому)
1 Я полюбил страдание. Автобиография. стр. 85.
2 В. Ф. Лисюнин. История Покровского собора города Тамбова. стр. 59.
3. В. Ф. Лисюнин Истории Покровского собора города Тамбова. стр. 73
4 В. Ф. Лисюнин Истории Покровского собора города Тамбова. стр. 80
5 В. Ф. Лисюнин Истории Покровского собора города Тамбова. стр.83
7 В. А. Лисичкин. Крестный путь святителя Луки стр. 419.