Народные традиции и приметы в праздновании Пасхи……………….. 13
Народные гуляние и забавы народа ……………………………………... 17
Пасха в разных странах…………………………………………………… 20
Заключение ……………………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 23
Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, -
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!
ВВЕДЕНИЕ
На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?
Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего-день памятный, посвящённый определённому событию.
По прошествии многих лет мы снова имеем возможность открыто чтить праздники церковные.
Тема моего исследования: «Народные традиции русской православной недели».
Цель исследования: изучить историю возникновение, традиции и обычаи празднования Пасхи.
Пасха Христова к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в России в каждой христианской семье. Я хочу собрать более полный материал об этом празднике. И пусть в XXI веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.
Задачи исследования:
анализ литературы, материалов
сбор материалов и обобщение результатов
Изучить основные пасхальные обряды церкви и народные традиции;
Сравнить пасхальные обряды и традиции в церковном и народном понимании.
Объект исследования: христианский праздник Пасха.
Предмет исследования: история и традиции празднования Пасхи.
Сейчас праздник Пасхи в России отмечается практически в каждой семье. Для русского человека, это самый красивый и торжественный праздник, который объединяет людей, помогает нам становиться добрее и милосерднее по отношению друг к другу. Пасха вселяет не только праздничное настроение, но и надежду, что все в жизни будет хорошо. Для меня праздник Пасхи, это возможность для всей семьи собраться вместе, поздравить. Побывать в храме на заутренней службе, послушать колокольный звон.
Мне было интересно познакомиться более подробно с истоками данного праздника. Изучить христианские (церковные) пасхальные обряды и традиции. Сравнить их с народными представлениями. Понять, почему крестьяне России по-своему адаптировали христианскую мораль к своим повседневным земным нуждам. Как русский народ праздновал Пасху на рубеже XIX XX вв.
Глава I . Празднование Пасхи
1.1.Истоки и время праздника
Пасха, Христов День, Великдень - праздник церковного православного календаря. Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие, добра и света над злом и тьмой. Истоки праздника уходят в ветхозаветное время.
По закону Моисея, празднование Пасхи (от еврейского песах – переход, прохождение) было установлено древними иудеями в память об исходе из египетского плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время их долгого странствия.
Это можно считать совпадением, но Христос воскрес именно на праздник еврейской пасхи. Исследователи и тут находят повод поспорить: одни говорят, что в праздничный день Иисус только въехал в Иерусалим, другие специалисты утверждают, что все описанные в Евангелии события случились за неделю до еврейской Пасхи. Однако знаменательное событие воскресения, так или иначе, связано с праздником песах.
Дата христианской Пасхи у православных и католиков приходится на разные дни, Пасха может отмечаться в середине апреля, в начале мая, но всегда приходится на воскресный день недели. Самое близкое к истине объяснение кроется в иудейских истоках праздника.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскресении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от ДУХОВНОЙ СМЕРТИ.
Христианская Пасха празднуется после иудейской Пасхи. Так как, по церковной истории накануне иудейской Пасхи после вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом в Гефсиманском саду, обречен на муки и распят в первый день праздника (15 –день месяца нисан по лунному иудейскому календарю), а воскрес в ночь с субботы на воскресенье. Праздник христианской Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год – 354 суток). Согласно постановлению I Вселенского собора в Нике (325г). С первым полнолунием после весеннего равноденствия в первое воскресенье после этого полнолуния христиане празднуют Пасху. Время Пасхи рассчитано на много лет вперед в таблицах – пасхалиях. Через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются в том же порядке. По календарю Пасха всегда приходиться на промежуток между 4 апреля и 7 мая (по новому стилю).
В народе были свои приемы исчисления Пасхи. Например, крестьяне В центральных губерниях России и в Сибири считали, что если на Рождество был молодой месяц, то мясоед должен продлиться 8 недель (включая Масленицу), а если на Новый год , то мясоед продлиться 9 недель. О времени начала Пасхи судили также по продолжительности мясоеда в прошлом году: если он (вместе с Масленицей) составлял 5 или 6 недель, то в настоящем году должен быть 8-9 недель, а в следующем 6-7 недель.
Такие вычисления были не точны. К ним люди прибегали, когда были лишены возможности часто быть в городе или в храме (удаленность от храма). В основном о дате Пасхи узнавали у священников.
1.2. Пасхальное богослужение
Богослужение в Пасху особо торжественное. Как правило, оно начинается незадолго до полуночи, но лучше прийти в церковь заранее, чтобы не оказаться за порогом, — большинство церквей в пасхальную ночь набиты битком и многие прихожане занимают места уже за несколько часов.
Вечером в предпасхальную субботу, еще задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм. Примерно в половине двенадцатого ночи во всех храмах служится пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение сорока дней - до дня Вознесения Господня.
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверьми храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых...» Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!..» Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Между песнями канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Пасхальный канон - одно из самых известных произведений церковной словесности. Этот глубоко содержательный и красивый по форме канон вводит верующих в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет всесторонне пережить и понять это событие.
В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину Воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться». По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но эти правила могли соблюдаться лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в домовых церквях, где бывало немного молящихся. В наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие и заканчивает его троекратным возглашением «Христос Воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, и после этого возвращается в алтарь.
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Первые последователи Христа, его ученики, «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается сущность христианской веры.
Затем звучит Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех радоваться: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе». После утрени сразу совершаются часы и литургия, при открытых царских вратах, которые не будут затворяться в течение недели в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия. Пасхальные часы читаются не только в храме - всю пасхальную неделю их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. На литургии звучит начало Евангелия от Иоанна. Если литургия совершается несколькими священниками, то Евангелие читается на разных языках. На Пасху все, по возможности, причащаются.
Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб - Артос.
1.3. Христианские пасхальные обряды
Христианские пасхальные обряды во многом были унаследованы от Византии. На первом Вселенском соборе (Никеи) отцы церкви приняли каноны пасхальных обрядов.
Крашеное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности. Оно стало знаком, символом праздника Пасхи. Церковь видит в нем символ гроба Господня и возникновения жизни в самих недрах его. При этом красный цвет, в который по традиции окрашивают пасхальные яйца, рассматривая как символ возрождения верующих» кровью Христа». Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами Крашеное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности. Оно стало знаком, символом праздника Пасхи. Церковь видит в нем символ гроба Господня и возникновения жизни в самих недрах его. При этом красный цвет, в который по традиции окрашивают пасхальные яйца, рассматривая как символ возрождения верующих» кровью Христа». Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами в Пасху был установлен Марией Магдалиной подавшей красное яйцо императору Тиверию со словами: « Христос воскреси!».
Красивая христианская традиция – обмениваться яйцами в церкви при христосовании в знак любви и братского единства верующих. Их дарили как в первый день. Пасхи, так и в течение всей Светлой недели. Красивое или расписанное, оно стало знаком, символом праздника (Приложение 1). В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником; берут с собой, отправляясь в гости. Существовал обычай хранить эти яйца целый год. Сейчас на пасху яйца красят разными красками (Приложение 6,10)
Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют: (Приложение 5)
Крашенки – от слова «красить»;
Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;
Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;
Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.
Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.
При росписи широко использовали знаки – символы, например:
точка - начало начал, семена будущей жизни;
круг - солнце, символ жизни;
ёлочка - символ здоровья;
барашек - символ благополучия;
конь - символ солнца;
олень - символ нарождающейся жизни.
При рождении ребенка – дочке – дарили писанку с одной звездочкой, а сыну - с дубовым листочком. От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником.
Но центральное место принадлежит всё же ярким красным яйцам. Меня заинтересовало, почему? История сохранилась нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последовали разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому великому императору Тиверию. Так как к императору не принято приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в Воскресшего Господина, мы и красим яйца.
Кроме крашеных яиц важное место на пасхальном столе занимает обрядовая еда: пасха и кулич. Кулич - высокий, вкусный, круглый хлеб. Считали, ели кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, - жди несчастья. Поэтому хозяйки старались, соблюдали все тонкости и секреты при выпечки(Приложение 8).
Кулич- праздничный хлеб, символ страданий Господа. На Тайной вечере Иисус Христос разломил и подал ученикам хлеб , назвав его телом Своим. Кулич должен быть высоким , округлой формы и обязательно с изображением креста наверху и буковками «ХВ», что означает «Христос Воскресе»
Глава II. Народные традиции в праздновании Пасхи
Народные традиции и приметы в праздновании Пасхи
Светлое Христово Воскресение – величайший из всех христианских праздников. С праздником Пасхи связывалось множество поверий, преданий, легенд, обычаев и обрядов.
Считалось, что с первого дня Светлой Пасхи вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле и при этом они выглядят как простые нищие. Странствуя, они испытывают людское милосердие.
Существует поверье, что на Пасху солнце играет, радуясь воскрешению Христа.
К Пасхе готовились заранее. В течение последней недели поста во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вычищали всю грязь, накопившуюся в доме.
Мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не пришлось хлопотать.
В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.
По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боялись выходить во двор и на улицу: в каждой черной кошке, в каждой собаке и свинье они видели оборотня, черта в виде животного. Даже в свою приходскую церковь мужики избегали ходить в одиночку, точно так же, как и выходить из нее.
Чтобы поглумиться над нечистой силой, деревенские жители выходили с пасхальным яйцом на перекресток и катали его по дороге. Считалось, что тогда черти непременно должны будут выскочить и поплясать.
Кроме того, существовало поверье, что во время заутренней пасхальной службы можно легко опознать колдунов. Достаточно для этого было обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю.
В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной. Какая лежит смирно - та ко двору, а если животное ворочается - не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.
Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили "караулить солнышко". С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».
Пожилые люди мечтали умереть в Пасхальную неделю, потому что считалось, что именно в это время ворота в рай не закрываются и их никто не охраняет.
Христиане верили, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают огромной силой и могут помочь в трудные минуты. Всю еду хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться. Существовало поверье: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья и она превратится в летучую мышь. А кости с Пасхального стола закапывали рядом с пашней или бросали в огонь во время грозы, чтобы избежать ударов грома. Сохранялась также головка от освященного кулича. Только во время сева крестьянин брал ее на поле и съедал на ниве. Это должно было обеспечить щедрый урожай.
Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.
Существует еще ряд пасхальных примет:
- если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил;
- если в щи упала муха - жди свидания;
- если губы чешутся - не миновать поцелуя;
- если брови станут чесаться - увидишься с любимым.
Даже преступники (воры, бесчестные игроки в карты и пр.) создали своеобразные приметы, приуроченные к Пасхе. Воры прилагали все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви и притом сделать это так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. В случае успеха предприятия они были уверены, что могут смело воровать целый год и никто их не поймает.
Игроки же, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету с твердой надеждой, что эта мера принесет им крупный выигрыш. Но чтобы сделаться непобедимым игроком и обыгрывать наверняка всех и каждого, нужно было, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты и сделать следующее святотатство: когда священник покажется из алтаря в светлых ризах и в первый раз скажет «Христос Воскресе», пришедший с картами должен ответить: «Карты здеся». Когда же священник скажет во второй раз «Христос Воскресе», безбожный картежник отвечает: «Хлюст здеся». В третий раз: «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается.
Очень много существовало примет, связанных с пасхальным яйцом. Нельзя было, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу. Крестьяне верили, что на протяжении всей светлой седьмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходит по земле, и по неосторожности в него можно попасть скорлупой.
Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.
При помощи пасхального яйца и живые получают облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже двенадцати лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным - и всю хворь с них как рукой снимет.
Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.
Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.
Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям. Ведь всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия. Тогда остается только взять лопату и спокойно отрыть себе котлы с золотом.
В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь...
Даже у охотников существовали свои пасхальные традиции, которые сводились к главному требованию: никогда не проливать крови в праздничные дни. Считалось, что животные тоже празднуют Христово Воскресение.
Народные гуляние и забавы народа
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Закликали весну - тоже по кругу. Круг - символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.
Пасха - время первого весеннего гулянья. Молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: «Кто меня поцелует, то и выручит». В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя, например, в игре «На калиновом мосту» (Приложение 3).
В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры - пляски, весёлые и задорные, под гармошку, игра - пляска «Передача платочка».
Всю Пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.
1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и соответственно все чаще хоровод меняет направление кружения.
2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру ручеек. Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, вдоль по которому ходят «молодцы». Их задача проста – выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.
3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей Пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей — сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается себе, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими, способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.
4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные – увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели не парные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца. Катание на качелях сопровождалось припевкой:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься —
Потом повенчаешься.
Фомино воскресенье
Заканчивается Пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова – Фома Неверующий.
Этот день еще называют: Антипасха или Красная Горка. По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия, и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны.
В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой
Пасха в разных странах
У этого древнего и популярного, святого праздника очень богатые традиции. Преломившись в исторических и культурных гранях разных стран, праздник обрел интересные и специфические особенности у разных народов.
Я хочу рассказать вам о самых интересных пасхальных традициях некоторых стран.
Пасха в Германии
Главной традицией встречи Пасхи в Германии являются разведение большого костра, который символизирует приход теплой и долгожданной весны, и катание яиц со склонов. В земле проделываются две бороздки и яйца катятся навстречу друг другу. У кого оказывается самое крепкое яйцо, тот считается победителем в этой игре. Молодежь ходит по домам с песнями и поздравлениями, за что получает сладости.
Пятница, суббота и воскресение в Германии официальные выходные дни. В пасхальное утро глава семейства прячет в доме пасхальные подарки. Чаще всего подарки прячутся в корзинах и прикрываются травой, и все члены семьи принимаются их искать. Это очень интересная и веселая традиция. После этого вся семья садится за праздничный завтрак.
Главным блюдом на пасхальном столе является запеченная рыба, а на десерт печется печенье различных форм. На столе в Пасху обязательно должен присутствовать букет нарциссов, так как в Германии эти цветы называют – пасхальными колокольчиками, и они являются одним из главных символов Пасхи.
После обеда, в Германии принято ходить в гости друг другу, поздравляя всех с праздником. Гостей принято угощать чаем с шоколадным печеньем. Существует примета, что люди, встретившиеся тебе в этот день на пути, останутся твоими верными друзьями на всю жизнь. Ругаться же, наоборот, ни с кем нельзя, чтобы не приобрести себе вечного врага.
Пасха в Польше
В Польше на Пасху принято устраивать народное гуляние с песнями и хороводами вокруг костра. В этот день считается хорошей приметой умыться из ручья. Это, по поверью, даст силу и здоровье.
Мужчины на Пасху ходят по городу с прутиками и легко стегают ими проходящих мимо девушек. Считается, что отшлепанная девушка станет после этого красивее и удачливее.
На Пасху в Польше принято печь «бабы» и «мазурики». «Бабы», пекутся из сладкого дрожжевого теста в огромных цилиндрических формах. Начинка у них может быть самая разнообразная: от марципана до шоколада. «Мазурики» представляют собой, песочные пироги, украшенные сахарными яйцами, кремовыми цветами и шоколадными веточками.
Печь выпечку принято в четверг, но, ни в коем случае, не в пятницу. Если какая-то, нерадивая хозяйка, берется за работу в пятницу, считается, что в наказание всю деревню постигнет засуха и неурожай. Избежать этого можно только, замочив корыто, в котором она месила тесто, в озере.
Пасха в США
В Америке на Пасху проводят уличное шествие. Огромное количество людей наряжаются в яркие костюмы, целые колонны богато украшенных машин движутся по главным улицам городов. Обязательным у американцев является посещение церкви в Пасху. При этом возносятся молитвы во славу Господа.
Американская церковь проводит особое пасхальное служение "На рассвете солнца" в 6 утра.
Любимым пасхальным развлечением американцев является, катание яиц по наклонному газону. Это очень увлекательная и веселая игра, в которой могут принять участие все члены семьи.
Главными блюдами на пасхальном столе являются: картофель и ветчина с ананасами, а на десерт фруктовые салаты.
В подарок на Пасху принято преподносит корзины с крашеными яйцами и огромным количеством различных сладостей. Каждое яйцо по традиции содержит вопрос, и человек, получивший такое яйцо, должен непременно ответить на него.
Заключение
Многие пасхальные обычаи сохранились до наших дней. Это и крашение яиц в луковой шелухе, и колокольные звоны для всех желающих, и «чистый четверг». Во многих семьях Пасха - семейный праздник. После праздничного завтрака вся семья отправляется в церковь, звонить в колокола. Обряды сохранились, может немного изменилось их толкование. Но люди любят этот Великий праздник, с радостью его отмечают. В школе дети изучают основы религиозных знаний.
ПАСХА, Светлое Христово Воскресение — величайший из всех христианских праздников, «торжество из торжеств», которым завершался семинедельный Великий пост. С праздником Пасхи связывалось множество поверий, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Считалось, например, что с первого дня Светлой пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле и при этом небесные странники выглядят как простые нищие; странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают добрых и великодушных людей и наказывают злых. Существовало также поверье, что на Пасху солнце «играет», радуясь воскрешению Христа, а враг рода человеческого (Сатана) лежит в аду ничком, не шелохнется всю Святую неделю до самого Вознесения.
Самое главное, чтобы люди помнили и понимали, что только доброе отношение друг к другу, бережное отношение к своим традициям и памяти человеческой, - всё это позволит жить в мире, добре и любви между народами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.
Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.
Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.
Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.
Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: http://paskha.ru, свободный.
Дети - земные Ангелы (электронный ресурс). Режим доступа: http://paskha.ru/kids, свободный.