Исследование в действие по теме " Вовлечение обособленного ребенка в активный процесс обучения посредством работы в группах"
Исследование в действие по теме " Вовлечение обособленного ребенка в активный процесс обучения посредством работы в группах"
В данной работе представлен отчет по исследованию в действии на практике, по программе 7 модулей. Думаю, что она будет полезна не только для учителей, но и всем тем кто задействован в учебно-воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование в действие по теме " Вовлечение обособленного ребенка в активный процесс обучения посредством работы в группах"»
Тема: Вовлечение обособленного ребенка в активный процесс обучения посредством работы в группе.
Раздел 1. Обоснование темы Исследования, согласованной с тематикой семи модулей Программы
Школа – это неиссякаемый источник новых методических целей, творческая лаборатория, в которой путем тщательного и квалифицированного исследования, изучения и обобщения определенного метода, можно найти оптимальный вариант не только в изучении предмета, в повышении качества знаний, но и формирование морально-нравственных ценностей характера учащихся.
Мы все прекрасно знаем, что человек является биосоциальным существом, с первых минут жизни человека окружают близкие люди, а после и совершенно чужие люди могут стать таковыми, как может угнетать одиночество и как важно не только общение, но и ощущение значимости, быть принятым в коллективе, что как следствием всего этого дает уверенность в себе, желание взаимодействовать, учится и уметь решать проблемы, справляться с трудностями с которыми сталкивается каждый человек в процессе жизни. Все это имеет место быть и в школьных коллективах, однако, не все ученики попадают под перечисленные критерии.
Учеными было выявлено, что недостаточные навыки общения оказывают влияние на снижение активности детей на уроках, что исключает их из учебной деятельности и приводит к низкому уровню достижений.(Ресурс «Раздаточный материал» 1 неделя 5день «Кейс-Стади»).
Работая учителем в школе, к сожалению, порой являешься свидетелем, когда в силу каких-то обстоятельств, но чаще после словесных издевательств со стороны одноклассников и сверстников, некоторые учащиеся стараются занять определенную автономию в классе, тем самым замыкаясь в себе. В частности, это касается обособленных, неуверенных в себе детей, они являются отчужденными и испытывают на себе со стороны одноклассников и сверстников некое превосходство над собой, которые, руководствуясь нездоровыми амбициями, считают за оскорбление сидеть с ними за одной партой, прислушиваться к их мнению, выполнять общее задание, включать в обсуждение вопросов как школьного характера, так и вопросов выходящие за его пределы. В основном под категорию отчужденных детей попадают дети из социально уязвимых слоев населения: многодетных, малообеспеченных или неполных семей.
Хочу отметить, что категория обособленных учащихся в ученическом коллективе меня волновала давно, они всегда вызывали в душе чувство сострадания, сочувствия, обиды за них, а порой и негодования из-за детской жестокости по отношению к ним. Видеть такую дискриминацию в отношениях одних ребят к другим мне было и неприятно, и невыносимо. Конечно же, неоднократно, совместно коллегами, проводила беседу с одноклассниками и сверстниками обособленных учащихся, с целью изменить ситуацию, но увы, все это носило временный характер.
Неоднократно задавала вопросы себе: как изменить такое отношение классного коллектива к ним, чтобы их нахождение в школе было комфортным и желанным, как
помочь полюбить им школу, как вовлечь их в процесс активного обучения? Ощущала незнание того, что делать. Эта проблема не давала мне покоя ни как педагогу, ни как матери, ни как гражданину.
Ответ для решения данной проблемы был найден, когда в силу сложившихся обстоятельств я была отправлена для обучение на уровневых курсов в Кокшетау в Центр педагогического мастерства, где отучившись первый месяц этапа «лицом к лицу» на занятиях, проходивших в группах и в тесном сотрудничестве, и на себе ощутив насколько эта форма работы эффективна, и в плане развития имеющегося потенциала для обучения, и в плане активного взаимодействия.
Буду откровенна, что раннее была противницей работы в группе, считая её некой игрой, которая не дает прочных знаний, плюс ко всему является напрасной тратой учебного времени и по сему не уделяла должного внимания данной форме работы. Но, как говорится, все изменил случай, и моя педагогическая деятельность разделилась на «до» и «после». Конечно же, данная форма работы будет применима и в дальнейшем на уроках, если это будет являться целесообразным, как, к примеру, в случае Исследования в действии при прохождении практики в школе по теме «Вовлечение обособленного учащегося в процесс активного обучения через работу в группах». Будучи уверена, что взяв за основу подростковые качества характера и наложив их на метод групповой работы на своих уроках, я попытаюсь разобраться в этой проблеме и решить ее, так как исходя из Руководства с.178: Концепция «Я» представляет собой активный компонент, тяготеющий к компетентности, разрешению конфликтов на определенных этапах жизни и мастерству в контексте реального мира, в то же время рассматривается как социальный продукт, сформированный под взаимодействием личности с другими прошлым и текущим опытом в рамках социальных контекстов и институальной принадлежности, таким образом представляя собой сочетание когнитивных и аффективных компонентов с различными индивидуальными характеристиками, которые заставляют нас двигаться вперед и направляют наше поведение и, следовательно являются социальным стимулом к совершенствованию. Карл Роджерс.
В коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, и вынуждены выражать и защищать свои идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции. [1 с. 228]
Вернувшись в школу для прохождения второго этапа «Практика в школе», твердо сказала себе, что вот наступило то самое время, когда можно и нужно решать проблемы, которые наросли как снежный ком, при этом ломая судьбы и развивая комплексы в сознании ни одного учащегося. Для начала посчитала своим педагогически долгом ликвидировать нестандартные отношения по отношению к обособленным детям, пока хотя бы в одном из классов, в котором преподаю биологию.
В связи с чем я обратилась к психологу школы, члену фокус-группы, с предложением провести в 9 классе анкетирование (Тест на выявление самооценки учащихся – Приложение 1). Полученные результаты анкетирования подтвердили
правильность выбора темы исследовательской работы и определили объект моей деятельности – Н., ученицу 9 класса. Для более полной картины моей объективности побеседовала с администрацией школы, с классным руководителем, с учителями – предметниками в ходе которой все они отметили актуальность выбранной темы, что окончательно развеяли сомнения. Данная проблема может быть и незначительна по масштабу и объему, но я помнила слова своего тренера, которая однажды сказала, что «если вы поможете одному ребенку, то это уже будет огромной помощью, помните, что все ваши действия должны быть направлены на учащегося…». А сейчас при написании отчета на ум пришла притча, которая когда-то была прочитана на станицах интернета:
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Чтобы проследить взаимоотношения и поведение Н. и ее одноклассников, посетила ряд уроков и провела личное наблюдение за ребятами уже непосредственно в учебном процессе на разных уроках, что все это определило задачи в работе над проблемным вопросом: «Каким образом работа в группе способствует вовлечению в активное обучение обособленного учащегося?»:
Задачи:
1.Приобщить Н. посредством групповой работы на уроках биологии к активной работе в группе, к желанию наравне с другими обсуждать и решать вопросы по темам урока;
2.Дать возможность одноклассникам по-другому взглянуть наН., увидеть в ней положительные качества и принять в свой коллектив;
3. Повысить морально-психологический потенциал Н., вселить уверенность в свои возможности, разрушить существующий в ее сознании комплекс.
4. Помочь ей достичь успеха, не останавливаться на достигнутых результатах, стремиться к новым победам.
Раздел 2. Описание изменений в практике.
Проработав и проанализировав теоретический материал из различных источников, долго размышляла и обдумывала над процессом практики, какие стратегии выбрать для решения поставленной цели. Расставив приоритеты, приступила к реализации разработанного плана.
Каждый урок, как и занятие на уровневых курсах, начинала с психологического настроя и вела активное наблюдение. Результат первого «бодрячка», эпиграфом которого я определила слова известного американского поэта и философа Ральф Уолдо Эмерсон»: «Каждыйчеловекменявчем-топревосходит; и в этом смысле мне естьчему у него поучиться», усилил мое желание изменить ситуацию к лучшему в отношению Н., так как образовав «Круг радости», я попросила сказать комплемент рядом стоящему однокласснику, надо отметить, что некоторым учащимся это удавалось легко, но, у кого-то вызывало затруднения. Когда пришел черед сказать комплимент в адрес Н., то рядом стоящая С. - девочка, обладающая ярко выраженной завышенной самооценкой о себе, с ухмылкой на лице обратившись к ней сказала: «Ну, пусть ты будешь- умной», вызвав насмешки многих учащихся в классе. С моей стороны последовал вопрос «Ты действительно, так считаешь или тебе нечего сказать?». «Мне нечего о ней сказать!» - последовал ответ. Тогда я обратилась ко всем стоящим в кругу детям с просьбой сказать комплимент Н., после которого Т., девочка, которая отличается высокой нравственной культурой, сказала, что Н. – отзывчивая, если кому-то нужна помощь, она в силу своих возможностей поможет. В душе была рада, что в классе уже есть одна ученица, которая видит достоинства в Н. В свою очередь Н. с легкостью сказала комплимент рядом стоящему однокласснику Ш., который является всеобщим любимцем в классе. Отметив в нем такую черту характера, как уверенность, возможно, потому что именно этой черты характера, так не хватает ей.
Распределив учащихся по группам в случайном порядке с помощью разрезной мозаики с высказыванием известных людей, я предложила каждой группе обсудить и прокомментировать их, при этом я вела свое наблюдения и поняла, что как некомфортно себя чувствует Н. в группе, которую она попала,так как никакого процесса взаимодействия Н. с другими членами группы я не наблюдала.
Афоризм, который необходимо было объяснить группе, в которой находилась Н.: «Не тот герой, кто победил тысячу врагов, а тот, кто сумел победить самого себя», намерено подвергла более тщательному разбору, так как важно было, чтобы Н., проанализировав, возможно, поняла бы истину и начались бы те метаморфозы, которые желала ей всем сердцем. Для начала, послушав общее мнение от группы, а далее и каждого члена группы, обратившись к Н. я задала ей вопрос: «Как ты считаешь верным ли считается данное утверждение?». Услышав утвердительный ответ, задала второй вопрос: «Как ты думаешь, что поможет человеку одержать победу над собой, над недостатками, которые у него имеются?». На что она ответила: «Я думаю, что сила воли, любовь, вера».
Далее обратившись к классу, предложила представить следующее ситуацию: «Вы пришли в магазин где можно оставить один свой недостаток и взять какое-то достоинство, каковы ваши действия». Я спросила мнение пяти учащихся, в том числе и у Н.
Ответы учащихся:
Пессимизм на оптимизм
Рассеяность на внимательность
Лень на трудолюбие
Страх на решительность
Ответ Н: Нерешительность на смелость …
Подводя итоги, еще раз обратила внимание на афоризм «Каждыйчеловекменявчем-топревосходит; и в этом смысле мне естьчему у него поучиться», подчеркнув, что нет идеальных людей, у всех нас есть как достоинства, так и недостатки, мы можем жить со своими недостатками, ловко маскируя их, а возможно, что наличие достоинств помогут нам избавиться от них- все это зависит от самого человека.
Инструментом для решения вопроса исследования, как уже было выше отмечено, – групповая форма работы, которую практически до этого не использовала на своих урока, в связи с чем изначально необходимо было, чтобы учащиеся научились работать в тесном сотрудничестве. Как следствие из этого, они будут достигать поставленных целей и задач при выполнении того или иного задания. Поэтому на следующем этапе урока предложила обсудить и сформулировать правила работы в группах, которые после легли в основу общего свода правил:
Каждый участник группы работает на общий результат
Не считать свое мнение абсолютным, а уметь его аргументировать
Слушать и слышать одноклассников
Не боятся высказывать свои мысли, идеи
Соблюдать отведенное время для работы
Результат отдельного участника – есть результат всей группы
Изначально была против шестого пункта, но учащиеся убедили в его
необходимости, приводя в качестве аргумента девиз Д’Артаньяна и трех мушкетеров «Один за всех и все за одного». На тот момент не знала, что именно наличие этого пункта станет переломным в сознании как Н., так и многих ее одноклассников.
Следующий урок опять начала с «бодрячка», предложив образовать круг учащимся и отметить, что есть общего у вас с соседом, стоящего слева от вас, пояснив, что это может быть, как интересы, так и черты характера ... Проблем с заданием не возникло, так как дети учатся уже довольно долго друг с другом, но когда необходимо было однокласснице В. отметить что-то общее с Н., услышала от неё следующую фразу: «Что у меня может быть общего с ней?». На что сразу же опять отреагировала Т.: «Вы одноклассники», реакция Т. вызвала легкую улыбку на лице Н. Было видно, что она была благодарна ей за поддержку.
Далее определила четырех учеников, которые по очереди называли имена одноклассников, кого они хотели бы видеть в своей группе. В день проведения данного урока в классе было семнадцать учащихся и поэтому последней осталась Н., но надо отметить, что этому нисколько не была удивлена. На вопрос к лидерам: в чьей команде будет работать Н., Т. сказала, что в её. Далее при рассмотрении темы урока «Нуклеиновые кислоты» активно наблюдала за тем как эмоционально себя чувствует Н., а также как она работает в группе.
На первом этапе урока при проверке домашнего задания, которое предложила проверить с помощью составления глоссария по темам урока: «Химический состав клетки» и «Строение клетки», замечала, что пока она только внимательно слушает и наблюдает за работай других членов группы.
В течении урока я неоднократно призывала учащихся помнить правила работы в группах, акцентируя внимание на первом пункте – Каждый участник группы работает на общий результат. При подведении итогов одни группы справились с заданием хорошо, а результат других желал лучшего, на вопрос «Как вы думаете могли бы вы справиться с заданием лучше и что вам помешало это сделать?» последовало несколько ответов: «Да, если бы все были бы готовы к уроку!», «Да, если бы все были бы активны в процессе работы!», «Помешало получить хороший результат, то что не все с полной серьезностью отнеслись к работе надеясь на других». После чего был сделан вывод, что необходимо придерживаться правил и с большей ответственностью относиться к заданиям. Далее при рассмотрении нового материал по теме «Нуклеиновые кислоты» предложила индивидуально учащимся ответить на вопросы в
процессе чтения параграфа, а после обсудив их в группе, выполнить следующее задания, которое составила для каждой группы:
Строение и функции молекулы ДНК – отразить на постере
Строение и функции молекулы РНК- отразить на постере
Дать сравнительную характеристику ДНК и РНК – составить и заполнит таблицу на постере
Озвучить видеоролик по теме «Хромосомы»
Необходимо отметить, что после проведенного анализа предыдущей работы, учащиеся активно приступили к выполнению предложенного задания включая и мой объект исследования, наблюдалась положительная динамика в плане работы в группе, и в плане того, что Н. стала к приобщаться к коллективу благодаря данной форме работы. С той целью, чтобы помочь Н. как можно быстрее влиться в коллектив, стала использовать различные методы и приемы. Вот к примеру, в завершении данного урока, определила её вести счет при использовании стратегии для проверки имеющихся знаний учащихся «Тематический теннис» . В качестве домашнего задания учащиеся получили, окончательно разобраться в рассмотренной теме урока, а также составить по два вопроса по последним двум темам «Клеточное ядро» и «Нуклеиновые кислоты».
Улучив момент в течение дня, я подозвала к себе Н. и предложила ответить дома на 20 вопросов по биологии.
На следующий урок после проведения «бодрячка» и сбора вопросов, составленных учащимися дома, объявила, что проверка домашнего задания будет проходить на «Горячем стуле», на который попадут два учащихся от класса и тем самым получат оценку не только они, но и вся группа, так как изменений в составе групп с прошлого урока не произошло. И вот на «Горячий стул» пригласила Н. Какова же была реакция группы, которую можно сформулировать в одном вопросе: «Что если она получит «два», то все мы тоже получим «два»?» На что я просто напомнила шестой пункт правила работы в группах «Результат отдельного участника – есть результат всей группы»
Незаметно подменив вопросы, собранные у детей, вопросами которые дала для самостоятельной работы Н. дома, стала их задавать. Нужно отметить, что переживала не меньше Н., но опасения были напрасны из 10 предложенных вопросов Н. ответила на 8 полностью и 1 частично. Обратившись к классу, попросила оценить и поставить оценку ей и соответственно всей её группе. Какого же было удивление, когда ребята, которые раннее не могли сказать в адрес Н. доброго слова, единогласно стали называть оценку «5». Я была довольна вместе с Н. и группой, для которой она заработала положительную оценку. Понимаю, что поступила нечестно, но, исходя из моральных суждений, которое находит отражение в [1 с. 210] Постнормативное моральное суждение. Этап 6 – Универсальные принципы.
Последний этап морального суждения по Колхбергу основывается на универсальных этических принципах и абстрактном суждении. На этом этапе субъекты следуют
усвоенным принципам справедливости, даже если они не согласны с правилами и законами.Я считаю, что это была ложь во спасение.Именно после данной стратегии
Н. стала чувствовать себя увереннее.
Далее при рассмотрении темы «Митоз» и отражении его фаз на постерах каждой группой, познакомила учащихся с вопросами высокого и низкого порядка, после чего учащиеся по данной теме в группе учились составлять вопросы согласно их типологии, еще раз убедилась, что многим учащимся легче составлять вопросы низкого порядка, включая и Н., нежели вопросы высокого порядка.
На следующем уроке после рассмотрения темы «Мейоз», в качестве закрепления изученного материала на данном и предыдущих уроках, а также в качестве отработки навыков формулировать вопросы высокого и низкого порядка, я предложила учащимся стратегию «Поймай вопрос». Хочу отметить, что в ходе данной работы Н. смогла заработать для группы три балла ответив на вопрос «Что за процесс деления клетки – митоз?».
Очень рада, что в процессе работы в группе Н. стала приобщаться к коллективу, на переменах стала замечать, что она разговаривает с некоторыми одноклассниками, хотя, конечно же, не все изменили свое отношение к ней, но наблюдаю положительную динамику в данном вопросе и хочу верить, что на этот раз она не будет носить временный характер.
Раздел 3. Анализ данных
На основании собственного наблюдения, фото и видео доказательств, анализа анкет, отзывов самих учащихся стали заметны изменения в решении проблемного вопроса.
Самым ярким доказательством является, мнение бабушки, которая отмечает, что Н. изменилась, стала внимательней к ней. Все это её как близкого человека радует.
Кроме того, Н. с большой охотой спешит в школу, она по вечерам стала учить уроки, особенно ей еще больше стала нравится биология.
Классный руководитель: Если в прошлом Н. на уроках за партой сидела одна, даже при групповой работе, то сейчас это происходит очень редко, даже при традиционном распределении посадочных мест.
На заданный вопрос в контексте исследования учитель истории З.Б. отметила, если раньше Н. выполняла в основном письменные работы, тесты, то теперь, наконец-то, она услышала её устные ответы, которые направлены пока на знание теоретического материала, но и это уже является неплохим показателем в учебном процессе.
Учитель географии, также заметил позитивные изменения, шутя отметив, используя географическую терминологию: «Н., из автономии перешла в федерацию и чувствуется особая ответственность, когда она работает в группе».
Из интервью с Т., одноклассницей Н., также можно судить о положительных изменениях:
- Т….., ты присутствуешь ежедневно на уроках, скажи изменилось ли отношение Насти к учебе?
- Твердо скажу, что –да, причем это не только мое мнение, многие заметили в классе, что Н. стала лучше заниматься.
- Скажи, какие чувства ты испытываешь по отношению к Н.?
- Мне её жаль, я знаю, что у неё определенные проблемы дома, так как у неё нет отца, а у мамы сложности со здоровьем.
-Ты именно только из-за этого поддерживала Н. на уроках
- Нет, не только, она мне симпатична, как человек, она добрая, отзывчивая. А еще я недавно узнала, она неплохо играет на фортепиано, но только музыкальные произведения у неё какие- то мрачные, грустные.
- Вы с ней разговаривали на эту тему?
- Да. мы обсуждали это на перемене, и она обещала разнообразить свой репертуар.
- Скажи, как отреагировали на эту новость в классе?
- Это было открытием для всех, ведь никто в классе после отъезда М. (девочка, которая в прошлом была близкой подругой) с Н. тесно не общался.
- Т….. а, как ты думаешь, может ли Н. обращаться к тебе, если в этом возникнет необходимость, сможешь ли ты её поддержать?
- Думаю, что –да.
- Спасибо. Хорошего дня.
-Спасибо
Сама Н. восторженно отзывается о методе «Горячий стул», на котором она смогла блистательно ответить на вопросы и получить положительную оценку не только для себя, но и для всей своей группы. После чего авторитет Н. заметно поднялся.
Н. также понравилось работать в группе, она отметила в эссе, что с проведением работы в групповой форме уроки стали проходить интереснее.
На основании вышеизложенного, отрадно заметить то, что в ученическом коллективе изменилось отношение одноклассников к Н., как отмечено некоторыми учителями, которые проводят урок в форме группового взаимодействия и при делении класса на группы, ученики спокойно реагируют, если в их группу попадает Н. Это говорит о том, что Н. смогла изменить некогда утвердившееся мнение о себе , как о слабой ученице и сдвинуть с мертвой точки вопрос одиночества в коллективе, так угнетавшее её, представляя тем самым эмоциональный дискомфорт и, который как следствие, находил прямое отражение на её успеваемости. Теперь она представляет в глазах своих одноклассников личность, способную наравне с другими находить ответы на поставленные вопросы, выбирать стратегии для решений проблем, ощущать себя частью ученического сообщества и вносить посильный вклад в общее дело.
При сравнительном анализе результатов анкетирования в 9 «А» классе, проведенные на начальном и конечном этапах практики для определения самооценки учащихся и в частности Н., психологом школы М. (Тест на выявление самооценки приложение 2), также можно отметить изменения в положительную сторону. Уровень самооценки у Н. остается низким от критического порогового до низкого, но приближенного к адекватному.
Динамика изменения уровня самооценки, учащейся 9 класса Н.
Изначально Спустя месяц
-5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2+3 +4 +5
Низкая Адекватная Завышенная
Из всего вышеизложенного можно смело утверждать, что работа в группах достигла своей цели.
Анализируя эссе учащихся 9 классов по теме «Эффективность групповой работы», мнение Н. единодушно сошлось с мнением ребят: работать в группе стало интересней, урок стал проходить быстрее несмотря на то, что во время работы в группах возникали трудности, которые они сообща преодолевали, то есть коллективный дух помогал им находить ответы на поставленные вопросы и справляться с заданиями.
Раздел 4.Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.
В ходе практики было приятно наблюдать своё педагогическое развитие, которое привело к пусть пока незначительным и робким шагам Н., но уверена, что при внедрении в дальнейшем стратегий, помогающих учащимся взаимодействовать, сотрудничать результат можно будет улучшить и закрепить. Также анализируя практику убедилась, что мало быть организатором обучения, надо постоянно обдумывать до мелочей каждый этап урока, стараться, чтобы уроки соответствовали учебным потребностям каждого учащегося и при всем этом не упускать из внимания объект своего исследования. В процессе проведения исследования и написания отчета научилась рефлексировать, анализировать, систематизировать и делать выводы.
Отмечая результаты, вижу и ограничения:
В ходе исследования столкнулась с проблемой объективности самооценивания и взаимооценивания учащихся при работе в группе, поэтому в дальнейшем думаю уделить большее внимание по усвоению модуля "Оценивание для обучения, оценивание обучения ".
Сказывается небольшой объём моего практического опыта по Программе второго (основного) уровня.
Также при формировании доказательной базы было сделано много лишнего, поняла, что для их сбора необходимо было сфокусироваться на объекте исследования.
Сложные межличностные отношения детей из состоятельных семей и детей малоимущих.
Для преодоления сложных межличностных отношений детей из состоятельных семей и детей малоимущих, буду работать в содружестве с психологом, быть внимательной при формирование групп переменного состава с учетом когнитивных, эмоциональных и социальных особенностей учащихся. Также хочу отметить важную роль в проработке теоретического материала перед Исследованием в действии. Так как из книг по психологии, я почерпнула много важного для решения проблемного вопроса, к примеру, одним из первых шагов при вовлечении обособленного учащегося была рекомендация найти в коллективе ребенка, который служил бы проводником при вовлечении обособленного учащегося в коллектив, именно таковым стала девочка Т.
Благодаря ей стало возможным наблюдать метаморфозы в отношении Н.
Для улучшения и закрепления полученного результата в дальнейшем входит в планы организация выступления Н. на школьной сцене от класса, беря за основу её умение играть на фортепиано. Безусловно, работа, проведенная с ученицей Н., подтверждает правильность моего исследования. Результат убедил продолжить данную работу с большим количеством детей, но уже со слабой мотивацией к учебе.
Возникла потребность поделиться имеющимися наработками со своими коллегами, в целях развития собственной практики и практики коллег школы. Думаю, что мой опыт поможет им в их профессиональном развитии. У нас в школе уже шесть учителей прошли переподготовку, пока только на третий уровень, и я осознаю, как тяжело быть пионером, но в тоже время очень благодарна коллегам за поддержку, которую они оказывали во время прохождения практики. Уверена, что это было бы значительно сложнее, а процесс исследования был бы более трудоемким. В дальнейшем в наши планы входит образовать педагогическое сообщество с коллегами-практиками и оказывать помощь другим, менее компетентным учителям в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей их учащихся. Я согласна с точкой зрения, что учителя, прошедшие курсовую подготовку, станут проводниками идей семи модулей и Программы второго (основного) уровня.
Использованная литература:
[1] Руководство для учителя: Второй (основной уровень). 3-е издание: Издательство Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014
Интернет- ресурсы
Приложение 1
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении
Со мной большинство ребят советуются (считаются).
У меня отсутствует уверенность в себе.
Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня ребят в классе.
Временами я чувствую себя никому не нужным.
Я все делаю хорошо (любое дело).
Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
В любом деле я считаю себя правым.
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Приложение 2
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, то ощущаю это как собственное поражение.
Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
Я редко жалею о том, что уже сделал.
Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
Мне чаще везет, чем не везет.
Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответов «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -5 до +1. Результат от -5 до -2 свидетельствует о низкой самооценке; от +2 до +5 - о высокой самооценке; от -3 до +3 об адекватной самооценке.