kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии коллективного воспитания как средства формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня общество предъявляет к подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии коллективного воспитания как средства формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников». »

«Использование технологии коллективного воспитания как средства формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников».

Сегодня общество предъявляет к подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

 Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Решение данной проблемы составляет цель нашей работы.

Объектом исследования является процесс организации внеурочной работы с использованием системы КТД в начальном общем образовании.

Предмет исследования:  психолого-педагогические условия эффективности организации внеурочной работы с использованием системы КТД для формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.

Задачи: 

1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить и теоретически обосновать условия эффективности организации внеурочной работы с использованием системы КТД для формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.

3. Экспериментально подтвердить условия эффективности организации внеурочной работы с использованием системы КТД для формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.

4. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих по ФГОС нового поколения.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, математическая обработка данных, эксперимент.

Гипотеза: если в организации внеурочной работы с использованием системы КТД будет соблюдаться совокупность следующих психолого-педагогических условий:

  • учёт индивидуальных, возрастных особенностей;

  • соблюдение принципов систематичности и непрерывности;

  • развитие познавательных интересов школьников в области КТД;

  • применение системы упражнений (в том числе и занимательного характера);

  • создание атмосферы сотрудничества при работе;

  • совместное творчество,

то работа по формированию гуманистических отношений в коллективе младших школьников будет проходить более успешно и уровень сформированности социально-нравственных качеств повысится.

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено А.С. Макаренко в середине 60-х годов. КТД – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Продолжил педагогическое наследие и стал последователем А.С.Макаренко И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ Первомайской СОШ в 3 классе и включала в себя следующие этапы эксперимента:

  • констатирующий,

  • формирующий,

контрольно-итоговый

Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что использование методики коллективного воспитания в работе с младшими школьниками для формирования гуманистических отношений важно во внеурочной работе с коллективом класса.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

- выявить начальный уровень групповой сплоченности и гуманистических отношений экспериментального класса;

- выявить причины проблем формирования гуманистических отношений в коллективе.

Для выявления особенностей работы педагога по формированию групповой сплоченности и гуманистических отношений в коллективе был проведён анализ плана воспитательной работы и беседа с учителем - классным руководителем экспериментального класса.

Для определения уровня сформированности групповой сплоченности и отношений в коллективе был проведён опрос учащихся класса, который включал себя следующие методики:

- социометрия,

- «Необитаемый остров»,

- «Кактус»,

- «Шарики чувств».

- «Направленность личности».

При обработке данных методики «Необитаемый остров» были получены следующие результаты. К сожалению, на вопросы дети не всегда давали полные ответы. Чаще всего затруднение вызывал вопрос «Почему?». На вопрос «Хотели бы вы вернуться домой?» 4 человека ответили отрицательно. Это означает, что в семье и с друзьями у этого ребенка не всё так, как ему хотелось бы. К сожалению, данный тест еще раз доказывает, что современные дети читают очень мало книг. Судя по ответам, у ребят плохо развит словарный запас, на вопросы отвечают не полно, однотипно, необоснованно.

Для того чтобы организовать работу в классе необходимо знать отношение детей к творческой работе, так как именно творческая работа помогает выявить эмоциональный настрой ребенка. Было проведено исследование направленности личности.

Методика «Кактус», проводимая с учащимися 3 класса выявила внутренне состояние детей, указала, на что нужно обратить внимание при работе с ними, частично раскрыла их эмоциональное состояние и внутренний мир. В результате были сделаны определенные выводы. К примеру: Даниил У., импульсивный ребенок, об этом говорит сильный нажим карандаша, рисунок нарисован отрывистыми линиями. На вопрос: «Этот кактус колется?» мальчик отвечает положительно, что еще раз говорит о резкости и колкости его характера.

3) Аделина Г., нарисовала свой кактус в центре листа, но он не очень большого размера. Девочка стремится к лидерству, но не всегда. Показателем ее мягкости и женственности является цветок на кактусе.

Мария А., является старостой в классе, и это еще раз доказывает ее рисунок. Маша нарисовала свой кактус большим и в центре листа. Открытость характера девочки подтверждается выступающими отростками.

5) Катя М., девочка замкнутая, неуверенная. Маленький рисунок, расположенный внизу листа еще раз подчеркивает это.


Методика «Шарики чувств» помогает детям выразить и осознать свои чувства, а педагогу понять какие переживания, чувства переполняют ребенка в данный период времени. В первом шарике дети писали все известные им чувства, он назывался «Разные чувства», второй шарик «Мои положительные качества», в нем ребята писали свои положительные качества, пользуясь вариантами первого шарика. В третий шарик «Мои отрицательные качества», учащиеся вписывали отрицательные на их взгляд, качества присутствующие в их характере, пользуясь ответами первого шарика. В результате проведения методики было выявлено несколько проблем: у ребят довольно маленький словарный запас, некоторые относят одно и то же качество в оба шарика, это значит, что они не совсем уверены в своем выборе, или совсем не понимают определение и значение данного качества. К примеру, честность Даниил вписал в шарик «Мои отрицательные качества» объясняя это тем, что не всегда честные слова и высказывания радовали его, его друзей и окружающих. В целом, эта методика подтвердила то, что положительных эмоций и качеств в себе, некоторые ребята выделяют чуть меньше, чем отрицательных. И над этим нужно работать.


Исходя из всего этого был определен уровень сформированности гуманистических отношений учащихся класса.

Результаты опросов и используемых методик показали, что ребёнок, который понимает основные понятия; принимает нормы гуманного поведения; ведёт себя толерантно по отношению к окружающим; рефлексивен в классе всего лишь один. Детей, со средним уровнем сформированности гуманистических отношений в классе большинство, но есть и такие, которые только частично понимают понятия (либо понимание отсутствует); чаще не принимает нормы гуманного поведения; ведут себя интолерантно по отношение к окружающим; рефлексивность поведения отсутствует, таких в классе два человека.

Поэтому на формирующем этапе нужно будет проводить мероприятия и занятия направленные на толерантное поведение людей, знакомить учащихся с основными гуманными понятиями, прививать с помощью данных занятий нормы гуманного поведения.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:

- разработать и апробировать программу театрального кружка, которая поможет повысить уровень групповой сплоченности у экспериментального класса;

- разработать и апробировать систему внеурочной работы по повышению уровня групповой сплоченности в форме коллективных творческих дел.

На основе изучения психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогов по проблеме исследования была спланирована внеурочная работа (театральный кружок), состоящая из КТД с классом.

Занятия кружка проводились во внеурочное время два раза в неделю на протяжении пяти недель.

Занятия, направленные на формирование и развитие гуманных отношений, позволяли расширить и раскрыть творческие способности и потенциал учащихся. Для занятий были выбраны следующие темы: «Волшебный мир театра», «Театральные этюды», «Театр - это праздник».

Цель занятий: освоение умений и навыков актерского мастерства.

Задачи: 

- познакомить детей с видами театра;

- развивать способность к перевоплощению через создание образов;

- формировать способности к импровизации;

- развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

- развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

- развивать физические возможности тела через тренинг мышечного расслабления;

- развивать умения взаимодействовать с партнёром;

- воспитывать заботливое отношение к животным;

- формировать навыки сотрудничества.

После этих занятий учащиеся применили свои знания, умения и навыки на практике. Было подготовлено выступление пальчикового театра к сказке «Заюшкина избушка» для учеников начальных классов, так же ребята выступили перед своими мамами и бабушками на родительском собрании. Большим финальным выступлением стало праздничное театрализованное представление для родителей и ребят детского сада «Любимые мамы». На протяжении всех пяти недель, учащиеся активно посещали занятия кружка, стали более открытыми, позитивными.

Помимо театральных занятий, систематически проводились беседы на классных часах, во время занятий, внеклассные мероприятия на темы «По дороге добра», «Литературное путешествие», «Знай и люби родную природу», «Веселая масленица», которые так же повлияли на формирование гуманно-личностных отношений в коллективе младших школьников. С их помощью дети сблизились, раскрепостились, сдружились и, конечно же, они вызвали у ребят положительные эмоции .


Задачами контрольно-итогового этапа эксперимента явились:

- определить уровень сформированности гуманистических отношений и групповой сплоченности у учащихся экспериментального класса на конец эксперимента;

- провести сравнительный анализ изменений уровня сформированности гуманистических отношений и сплоченности учащихся экспериментального класса на начало и конец эксперимента.

В ходе контрольно-итогового этапа эксперимента проведены методики: «Шарики чувств», «Кактус», наблюдение за поведением учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

По итогам проведения методики «Кактус», можно сказать о том, что у некоторых учащихся 3 класса изменились результаты.

Нажим карандаша у Даниила У., стал менее сильным, не таким напористым, грубым, это говорит о том, что мальчик стал менее импульсивным. На вопрос: «Этот кактус колется?» мальчик по-прежнему отвечает положительно, что еще раз говорит о резкости и колкости его характера, но затем добавляет, что не очень сильно.

Катя М., нарисовала свой рисунок чуть ближе к середине в отличие от первого, девочка по-прежнему замкнутая, неуверенная, но результаты все-таки есть. Она стала более открытой. Хотя по-прежнему мало общается со сверстниками, не всегда соглашается выполнять какие-либо творческие задания, боится быть оцененной.

Сергей Л., нарисовал кактус чуть большого размера, в отличие от первого, но уже не украсил его цветком. Это говорит о том, что мальчик стал чувствовать себя в коллективе более уверенно.

Что касается остальных ребят, то их результаты практически не изменились.

Методика «Шарики чувств» показала, что у многих ребят изменилось представление о качествах личности, эмоциях, переживаемых ими, которые они должны были вписать в первый шарик. Многие из этих качеств и эмоций ребята слышали на совместных беседах. К примеру, Катя, которая написала меньше всего качеств и эмоций в первый раз, повторно проходя тест, улучшила свой результат. Устно спросив значение прилагательных, девочка дала всем им точное определение. Но самое важное, что при написании слов в шарик «Мои положительные качества», некоторые ребята пишут именно те качества и эмоции, которые они смогли раскрыть в себе после проведения занятий.

Наблюдение за поведением учащихся класса на уроках и во внеурочное время позволило сделать следующие выводы:

- учащиеся стали лучше владеть основными понятиями;

- практически всегда принимают нормы гуманного поведения;

- толерантно ведут себя по отношению к другим;

- рефлексивны.

Результаты опросов и используемых методик показали, что начальный результат отличается от конечного. Конечно, для того чтобы полностью сформировать гуманную личность, потребуется больше времени.

Проведя опытно-практическую работу в данном классе я получила следующие изменения:

Уровень сформированности гуманных отношений


Констатирующий этап


Контрольно- итоговый

В

10%

20%

С

70%

80%

Н

20%

0%


Сделав анализ результатов можно сказать, что, уровень сформированности гуманистических отношений учащихся экспериментального класса повысился, но не в достаточной мере, т.к. необходимо больше времени для их формирования.

В нашем исследовании мы не решили всех вопросов, следует продолжить начатую работу. Мы будем и в дальнейшей работе акцентировать свое внимание на вопросах организации работы над формированием гуманного поведения детей.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калачёва Мария Сергеевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства