Использование разнообразных видов деятельности, как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке
Использование разнообразных видов деятельности, как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке
Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает, не слышит учителя. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс, и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и учеников.
Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, отрабатывают навыки за компьютером.
Какие формы нарушения дисциплины бывают?
Разговор на уроке
Хождение по классу во время урока
Прогулы уроков
Драки
Порча школьного имущества и оборудования
В последнее время особенно популярными стали
Прослушивание музыки на уроке (с помощью телефона и наушников)
Sms – переписка
Словесное оскорбление учителя
Игнорирование вопросов учителя
Почему это бывает? Причин нарушения школьной дисциплины несколько:
эффект стадности
непрофессионализм педагога («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»)
небольшая разница в возрасте между учителем и учениками
негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Решение проблемы дисциплины напрямую связано с:
ростом профессионального мастерства педагогов;
выдержкой педагога;
дружелюбным отношением к ученикам,
разнообразием видов деятельности, которые способствовали бы созданию благоприятного психологического климата на уроке, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение.
Особенно серьезное влияние на повышение дисциплины в классе оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину учащихся во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководителем. А между тем главная причина недисциплинированности - это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисциплину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как их силы не заняты полезным делом. К. Д. Ушинский требовал, чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при этом условии «классная дисциплина в наших руках».
Причины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», - утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.
Для того что бы грамотно построить урок, необходимо знать несколько правил:
Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
Разнообразьте методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа.
Уважайте личность ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.
Ваши действия как педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке, дисциплина будет утеряна.
Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.
В начальной школе неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.
Смена видов деятельности – это такой прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
На своих уроках я использую различные виды деятельности для организации разумной дисциплины уроке:
Лекции
Лекция +презентация ( задействован зрительный и слуховой канал)
Практическая работа
Самостоятельная работа
Работа в микрогруппах
Работа с ресурсами интернет
Работа с электронными учебниками
Система тестирования (с помощью пультов во 2-3 классе по ФГОС)
Однажды в интернете я наткнулась на книгу В.М.Букатова. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.) Она меня очень заинтересовала, и некоторые методы я стала применять на своих уроках. Сегодня я хочу ими поделиться с вами, хотя может кому-то они и знакомы, но как гласит народная мудрость «Повторение – мать учения».
Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.
Спасительная незатейливость. Например, учительницу не устраивает шум, затылки учеников, повернувшихся для разговора с соседями на задней парте, отсутствие внимания учеников к предлагаемой работе, их погруженность в какие-то свои соображения и интересы. Первая команда: «Все встали!» Во время произнесения этой команды учителю хорошо бы подать пример, то есть встать самому. (Заметим, что если он уже стоит, то ему сначала все же лучше сесть, а затем, произнося команду, опять встать.) Вторая команда — «Посмотрели на потолок» или «Погладили себя по голове» и другое — ребята выполнят с удовольствием. После третьей команды — «Тихо сели за парты, внимание к доске». Ученики явно готовы «внимать» учителю, предлагающему им следующее из запланированных заданий.
Громкая тишина. Перекричать расшумевшихся детей — нет ни желания, ни сил. Тихо, себе под нос преподаватель бубнит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». «Кто меня слышит, поднимите обе руки» «Кто меня слышит, — все также тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза». Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и со здоровым голосом не сразу дозовешься. «Кто меня слышит — встаньте». Встают уже все. В классе идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет. «Кто меня слышит (а слышат уже все!), сядьте; внимание ко мне». Все садятся. Чуть повысив голос, учитель продолжает объяснять тему урока.
Тянут потянут. Учительница, объясняя новый материал, замечает, что за одной из парт идет оживленная беседа явно на постороннюю тему. И хотя учительница не отвлекается и по-прежнему продолжает объяснение, ее речь изменяется: гласные (особенно ударные) ста-но-о-овят-ся до-о-ол-ги-ми и кру-у-уп-ны-ми. «Болтуны» вздрагивают и покорно смолкают. УКРУПНЕНИЕ РЕЧИ, возникающее при растягивании гласных (прежде всего ударных) с параллельным включением сочных «верхов» и «низов» в голосе, — еще один рычаг настойчивости. К сожалению, он часто используется учителями при запугивании учеников:«Не-е-ет, вы у меня попля-я-шете!» Вспомним и школьный урок физкультуры. Эстафета. Учитель: «На старт! Внима-а-ание… мАрш!» Представим, что эти сигналы он подал бы без приемов укрупнения. Наверняка, энтузиазма и азарта у учеников заметно бы поубавилось.
Используйте стратегию «Подхожу ближе». Учитель может встать рядом с учеником, группой учеников, нарушающих дисциплину. При этом учитель не делает замечаний ученику, он должен уметь выдержать паузу, дождаться, пока ученики успокоятся.
Можно использовать прием «Поменяй место». В случае возникновения конфликта между учениками предложите им поменять место в классе, а после урока поговорите с каждым учеником отдельно.
Своё выступление мне бы хотелось закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование разнообразных видов деятельности, как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке »
МКОУ Соляновская СОШ
Выступление на районном методическом объединении
учителей информатики
«Использование разнообразных видов деятельности,
как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке»
из опыта работы
Учитель информатики: Лущик М.Г.
август, 2014 г.
Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает, не слышит учителя. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс, и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и учеников.
Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, отрабатывают навыки за компьютером.
Какие формы нарушения дисциплины бывают?
Разговор на уроке
Хождение по классу во время урока
Прогулы уроков
Драки
Порча школьного имущества и оборудования
В последнее время особенно популярными стали
Прослушивание музыки на уроке (с помощью телефона и наушников)
Sms – переписка
Словесное оскорбление учителя
Игнорирование вопросов учителя
Почему это бывает? Причин нарушения школьной дисциплины несколько:
эффект стадности
непрофессионализм педагога («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»)
небольшая разница в возрасте между учителем и учениками
негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Решение проблемы дисциплины напрямую связано с:
ростом профессионального мастерства педагогов;
выдержкой педагога;
дружелюбным отношением к ученикам,
разнообразием видов деятельности, которые способствовали бы созданию благоприятного психологического климата на уроке, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение.
Особенно серьезное влияние на повышение дисциплины в классе оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину учащихся во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководителем. А между тем главная причина недисциплинированности - это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисциплину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как их силы не заняты полезным делом. К. Д. Ушинский требовал, чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при этом условии «классная дисциплина в наших руках».
Причины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», - утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.
Для того что бы грамотно построить урок, необходимо знать несколько правил:
Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
Разнообразьте методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа.
Уважайте личность ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.
Ваши действия как педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке, дисциплина будет утеряна.
Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.
В начальной школе неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.
Смена видов деятельности – это такой прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
На своих уроках я использую различные виды деятельности для организации разумной дисциплины уроке:
Лекции
Лекция +презентация ( задействован зрительный и слуховой канал)
Практическая работа
Самостоятельная работа
Работа в микрогруппах
Работа с ресурсами интернет
Работа с электронными учебниками
Система тестирования (с помощью пультов во 2-3 классе по ФГОС)
Примерные методики для каждого этапа урок
Разделы
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Начало урока
Интеллектуальная разминка или
простой опрос
«Да -нетка»
Удивляй! Отсроченная отгадка
Взаимо -опрос
фронтальный опрос, со всем классом
Обсуждение выполнения Д/З
Проблемный вопрос
Мозговой штурм
А знаете ли вы что?
Шифр Цезаря
Объяснение нового материала
Привлекательная цель
Удивляй!
Фантастическая добавка
Практичность теории
Прессконференция
Вопрос к тексту
Лови ошибку!
Доклад
Театрализация
Проблемный диалог
Кластер
Ребус
Закрепление, тренировка, отработка умений
Лови ошибку!
Щадящий опрос
Игра
тренинг
Самостоятельная работа
«Да-нетка»
Практическая работа
Тренировочная контрольная работа
Устный опрос
Взаимо-опрос
Пометки на полях (инсерт)
интервью
Повторение
Своя опора
Повторяем с контролем
Свои примеры
Обсуждаем Д/З
Опрос-итог
Деловая игра «Компетентность»
Деловая игра «Точка зрения»
Деловая игра «Пан или пропал»
«Да-нетка»
Показательный ответ
Контроль
Опрос по цепочке
Тихий опрос
Блиц-
контрольная
Обычная контрольная работа
Практическая работа
Тестирование
синквейн
кроссворд
Домашнее задание
Три уровня домашнего задания
Необычная обычность
Особое задание
Творчество работает на будущее
Написание эссе
кроссворд
Конец урока
Опрос-итог
Отсроченная отгадка
Обсуждаем Д/З
Синквейн
ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Однажды в интернете я наткнулась на книгу В.М.Букатова. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.)Она меня очень заинтересовала, и некоторые методы я стала применять на своих уроках. Сегодня я хочу ими поделиться с вами, хотя может кому-то они и знакомы, но как гласит народная мудрость «Повторение – мать учения».
Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.
Спасительная незатейливость. Например, учительницу не устраивает шум, затылки учеников, повернувшихся для разговора с соседями на задней парте, отсутствие внимания учеников к предлагаемой работе, их погруженность в какие-то свои соображения и интересы. Первая команда: «Все встали!» Во время произнесения этой команды учителю хорошо бы подать пример, то есть встать самому. (Заметим, что если он уже стоит, то ему сначала все же лучше сесть, а затем, произнося команду, опять встать.) Вторая команда — «Посмотрели на потолок» или «Погладили себя по голове» и другое — ребята выполнят с удовольствием. После третьей команды — «Тихо сели за парты, внимание к доске». Ученики явно готовы «внимать» учителю, предлагающему им следующее из запланированных заданий.
Громкая тишина. Перекричать расшумевшихся детей — нет ни желания, ни сил. Тихо, себе под нос преподаватель бубнит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». «Кто меня слышит, поднимите обе руки» «Кто меня слышит, — все также тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза». Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и со здоровым голосом не сразу дозовешься. «Кто меня слышит — встаньте». Встают уже все. В классе идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет. «Кто меня слышит (а слышат уже все!), сядьте; внимание ко мне». Все садятся. Чуть повысив голос, учитель продолжает объяснять тему урока.
Тянут потянут. Учительница, объясняя новый материал, замечает, что за одной из парт идет оживленная беседа явно на постороннюю тему. И хотя учительница не отвлекается и по-прежнему продолжает объяснение, ее речь изменяется: гласные (особенно ударные) ста-но-о-овят-ся до-о-ол-ги-ми и кру-у-уп-ны-ми. «Болтуны» вздрагивают и покорно смолкают. УКРУПНЕНИЕ РЕЧИ, возникающее при растягивании гласных (прежде всего ударных) с параллельным включением сочных «верхов» и «низов» в голосе, — еще один рычаг настойчивости. К сожалению, он часто используется учителями при запугивании учеников:«Не-е-ет, вы у меня попля-я-шете!» Вспомним и школьный урок физкультуры. Эстафета. Учитель: «На старт! Внима-а-ание… мАрш!» Представим, что эти сигналы он подал бы без приемов укрупнения. Наверняка, энтузиазма и азарта у учеников заметно бы поубавилось.
Используйте стратегию «Подхожу ближе». Учитель может встать рядом с учеником, группой учеников, нарушающих дисциплину. При этом учитель не делает замечаний ученику, он должен уметь выдержать паузу, дождаться, пока ученики успокоятся.
Можно использовать прием «Поменяй место». В случае возникновения конфликта между учениками предложите им поменять место в классе, а после урока поговорите с каждым учеником отдельно
5
Своё выступление мне бы хотелось закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Литература:
В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98661429 Игровые моменты на уроках информатики
http://letopisi.org Методические приемы критического мышления на уроках информатики
http://www.kakprosto.ru/kak-67932-kak-naladit-disciplinu-na-uroke#ixzz2w7jkTjBE Как наладить дисциплину на уроке
С. Соловейчик. Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 2002 г.
ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации
Не начинать с категорических требований.
Предоставлять выбор.
Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
Искать поводы для взаимного соревнования.
Превратить задание в игру с неожиданным концом.
ПАМЯТКА №2Начни урок как песню
Начинай урок со звонком.
Радуйся встречи с группой.
Организуй погружение в свой предмет.
Используй доску как информационное табло.
Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
Снимай трудности, предотвращай ошибки.
Слушай внимательно ответы, не перебивай.
Люби детей и себя.
ПАМЯТКА №3Преподаватель - личность
Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
Требуешь от обучающихся - будь образцом во всем.
Не кричи, а учи!
Познай каждого обучающегося.
Преподаватель учится всегда.
Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.
ПАМЯТКА №4 Что должен уметь компетентный педагог?
Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.
Проявлять уважение к обучающимся, к их суждениям и вопросам.
ПАМЯТКА №5 Педагог должен остерегаться:
По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
Следовать мелочным правилам и инструкциям.
Рекомендации учителю по достижению дисциплины на уроке.
1. Установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как сидеть, отвечать на вопросы, убирать книги, получать карандаши и прочее. Сделать это надо прежде чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Ученик должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил и в применении способов наказания.
2. Следите за своей речью, говорите всегда спокойно. Чувство гнева и возмущения - обычное явление, но оно поддается контролю и не означает, что вы не любите детей.
3. Старайтесь держать свои эмоции в состоянии покоя, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как незначительны бы они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно находит.
4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить «нет», «прекрати», «нельзя».
5. Отличайте формы поведения, которые вам нравятся, от проявления личных качеств детей.
6. Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении детей. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию.
7. Отвечайте решительно и уверенно, когда ученики открыто бросают вызов неповиновением.
8. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.
9. Всегда настаивайте на уважении взрослого. Учащиеся должны обращаться к вам вежливо.
10. Не идите на уступки и компромиссы, уступая своими нормами, чтобы быть популярным и авторитетным.
11. Помните, что детская безответственность - явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и, поэтому, бороться с ней нужно спокойными методами.
12. Старайтесь, чтобы у вас была хороший связь с учениками, так чтобы они могли знать, когда они соответствуют вашим ожиданиям, а если нет, объясните, что вы ожидаете от учеников и насколько они соответствуют этому.
13. Не реагируйте на все слишком бурно, чтобы незначительное событие не перешло в большое противостояние. Избегайте противостояния на глазах у других учеников. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение.
14. Делайте серьезные шаги, если кто-то продолжает плохо себя вести и отказывается признавать дисциплину. Определите возможную причину такого поведения, эмоциональные конфликты, расстройство внимания, проблемы в учебе.
15. Будьте примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его.
16. Будьте собраны. Пусть все имеет свое место. Пусть все материалы будут у вас под рукой. От одного вида деятельности к другому переходите постепенно. Поддерживайте чистоту и порядок.
17. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.
18. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению.
19. Создавайте условия, чтобы даже самые «трудные» ученики получили возможность почувствовать себя лидерами. Это положительно влияет на позицию учащихся и на их поведение.
20. Моделируйте с учениками, как преодолевать кризисные ситуации, разочарование, гнев. Всегда будьте хорошим примером как в слове, так и в деле, особенно когда не все хорошо получается.
21. К ученикам всегда проявляйте вежливость и уважение, сохраняя приятный голос, используя вежливые слова.
22. Будьте последовательны. Ничто так не обескураживает ученика, как изменчивость в настроении и действиях учителя. Это вызывает у детей немедленное желание испытать границы дозволенного, что приводит к конфликту в классе.
23. На раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.
24. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.
25. Избегайте требований, которые невозможно выполнять. Нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок способен выполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте ученика за то, что он плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к обучению. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренные. Выдвижение требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация неизбежно наносит ущерб эмоциональной сфере человека. Ставьте цели перед вашими учениками. Проводите интересные уроки, соответствующие возрасту учащихся.
26. Сделайте изложение материала ярким, захватывайте учащихся с помощью разнообразных методов, наглядности и содержательности. Не привыкайте к рутине. Будьте осторожны, побуждая, но не перевозбуждая учащихся. Большое разнообразие на одном уроке не приносит пользы, поскольку не позволяет должным образом сосредоточиться на одной теме.
27. Помните, что разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности.
28. Дайте учащимся достаточную возможность выбора среди различных задач и видов деятельности. Ученики лучше выполняют то, что их лично интересует и больше соответствует способностям.
29.Направляйте мышление учащихся на высшие уровни. Требуйте, чтобы ученики не просто запоминали и идентифицировали информацию, но и умели анализировать, давать оценку и применять изученный материал на практике.
30. Давайте ученикам работать в группах. Стремление выглядеть в глазах других на должном уровне может быть положительным стимулом к хорошему поведению.
31. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно развиваются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны учителя.
Техники экстренного педагогического вмешательства
Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности
Описывайте поведение ребенка безоценочно. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас».
Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями
Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.
Правило 3. Обсуждайте проступок ученика позже
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником
Правило 4. Позволяйте ученику «сохранять лицо»
Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то что нам нужно. Оба Игрока тем самым выигрывают.
Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
Игнорируйте такое поведение.
Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать
Установите зрительный контакт.
«Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает "хватит".
Встаньте рядом.
Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.
Упоминайте имя ученика.
Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете.
Делайте письменные замечания.
Приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся».
Формулируйте «Я-высказывания».
Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»
Выключите свет.
Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут.
Начните говорить тихим голосом.
Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения
Измените манеру речи.
Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон.
Временно прекратите вести урок.
Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение.
Задавайте прямые вопросы.
В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?»
Попросите об одолжении.
«Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?»
Благодарите учеников.
Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!»
«Стул размышлений».
Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников).
Измените деятельность.
Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения.
Меры экстренного педагогического вмешательства при властном и мстительном поведении
Ищите изящный уход
Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала.
Признайте силу ученика.
Когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации
Меняйте тему.
Если мы отвечаем на словесный вызов, меняя тему, мы можем прекратить конфликт
Это должен быть небольшой пятачок вне поля зрения остальных учеников. В крайнем случае место можно отгородить обычной партой.
Удаление в другие классы (кабинеты).
Устанавливайте санкции
Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного.
Лишение ученика прав
Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после.
Информирование других людей о поведении ученика
Если учитель все-таки чувствует полную беспомощность в отношениях с учеником, он может вместе с ним встретиться с завучем или директором.
Денежное возмещение убытков
В тех случаях, когда учащийся проколол шины школьного автобуса, разбил стекло, разорвал библиотечную книгу или разбил школьный магнитофон, он должен возместить школе убытки.
Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
Изменение методов объяснений учебного материала
Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.
Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному
Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага.
Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно.
Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают
Плакат с «заклинаниями-девизами». «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»
«Я могу стать таким, каким я хочу быть».
Формирование веры в успех.
Для этого используйте такие приемы:
Замечайте любые улучшения. Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность Раскрывайте ученикам их сильные стороны. Демонстрируйте веру в учеников. Признавайте трудность ваших заданий.