использование новых технологий на уроках осетинского языка и литературы
Использование новых технологий на уроках осетинского языка и литературы
Использование новых технологий на уроках осетинского языка и литературы.
В последнее время стали уделять большое внимание применению новых технологий на уроках осетинского языка и литературы. Значение этого термина можно разъяснить следующим образом: совокупность форм и методов обучения, благодаря которым учащийся получает знания. Главное требование здесь – сотрудничество учителя и ученика, которое целиком направлено на развитие мышления детей, развитие речи, на воспитание их морального облика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«использование новых технологий на уроках осетинского языка и литературы »
Использование новых технологий на уроках осетинского языка и литературы.
В последнее время стали уделять большое внимание применению новых технологий на уроках осетинского языка и литературы. Значение этого термина можно разъяснить следующим образом: совокупность форм и методов обучения, благодаря которым учащийся получает знания. Главное требование здесь – сотрудничество учителя и ученика, которое целиком направлено на развитие мышления детей, развитие речи, на воспитание их морального облика.
При подготовке к уроку самым главным я считаю то, чтобы материал, подобранный к теме, вызывал у детей интерес.
Одна и та же тема или учебный материал преподается в разных классах по-разному, т. е. используя разные формы и методы обучения, потому что учитывается, во-первых, общий уровень подготовки класса, во-вторых, индивидуальные особенности детей. Например, учащиеся 8 «А» и 8«В» классов имеют более высокую подготовку, чем учащиеся 8 «Г», 8 «Д», и 8 «Е» классов. Следовательно, моя задача – одну и ту же тему преподнести
и объяснить по-разному.
Для примера возьмем тему «Хъуыдыйады уæнгтæ». В первых двух классах
при объяснении нового материала учитель является только лишь помощником, наблюдателем. Учащиеся сами (с помощью учителя, разумеется) пишут на доске и в тетрадях предложения, разбирают их, анализируют и, самое главное, делают логическое умозаключение, вывод.
е) найти второстепенные члены предложения и охарактеризовать.
Во время разбора каждый член предложения характеризуется самым подробным образом: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как подчеркивается, чем выражено:
иу лæг- подлежащее, отвечает на вопрос чи?, подчеркивается одной чертой, выражено сочетанием « нымæцон +номдар номон хауæны»;
цард – сказуемое, обзначает действие подлежащего, отвечает на вопрос цы ми кодта?, подчеркиваем двумя чертами, выражено простым глаголом, следовательно, это простое сказуемое.
мæгуыр – определение, обозначает признак подлежащего, отвечает на вопрос цавæр?, выражено прилагательным, уæйыгмæ – косвенное дополнение, обозначает предмет, отвечает на вопрос кæмæ?, выражено
существительным в направительном падеже, связано со сказуемым, раджы – обстоятельство времени, обозначает время действия, отвечает на вопрос кæд?, выражено наречием времени.
лæскъдзæрæн – обстоятельство образа действия, обозначает, как, каким образом происходит действие, отвечает на вопрос куыд?, выражено существительным в именительном падеже.
Таким образом, на основе одного предложения учащиеся и учитель затронули и повторили множество грамматических тем:
Виды предложения по цели высказывания , по составу;
Непосредственно члены предложения, способы их выражения;
Части речи;
падежи;
Виды связи в словосочетании и т. д.
Надо отметить, что учитель в процессе этого разбора лишь «помощник»,
Основную же работу проделывают дети сами. Это является сильным стимулом для них, возбуждает их интерес и желание сделать все самим, пробуждает в них энтузиазм и стремление лучше и глубже изучать свой родной язык. Хочется добавить, что тексты и предложения подбираются тщательно, с учетом воспитательных моментов, и обязательным условием является связь с осетинской литературой. А самым любимым грамматическим материалом для нас с детьми стали пословицы, которые они бережно и тщательно собирают в отдельных тетрадях, классифицируют их по темам.
После того, как дети разобрали предложение и сделали вывод, учитель им предлагает взглянуть и сравнить этот вывод с правилом в книге, убеждая детей в том, что их вывод несомненно верен и полон, но очень интересно, что же по этому поводу думают ученые. Естественно, «мнение» детей и авторов книги, как правило, совпадает, ведь учитель сам подводил их к правильным ответам. И вот здесь наступает кульминационный момент урока: у детей появляется уверенность в своих знаниях и навыках, а уверенность в себе – одно из главных условий в деле воспитания успешного человека и воспитания интереса и любви к родному языку.
На мой взгляд, в этом небольшом эпизоде ярко выражены такие виды новых технологий как сотрудничество, проблемность обучения, межпредметная связь, развитие логического мышления и мощное воспитательное значение приведенного выше примера: воспитание уверенности в своих силах: «У меня все получится, я все смогу, я должен еще лучше знать свой родной язык».
Атмосфера на уроках осетинского языка и литературы в классах, которых я преподаю, всегда дружески-игриво деловая, и самое главное, доброжелательная. Даже самые слабоуспевающие учащиеся не чувствуют себя отделенными от общего коллективного дела: чаще хвалю их, стимулирую их на правильные, пусть и совсем простые, даю им индивидуальные задания, подчеркивая тем самым их особенность, значимость (ведь каждому приятно, когда ему уделяется персональное внимание), и обязательно оцениваю их работу положительно.
Хочу еще сказать, что в условиях современной школы, когда каждый день внедряются инновационные технологии, мы, учителя осетинского языка, стараемся соответствовать этим требованиям. Мы очень часто используем такой вид новых технологий как тестовая работа.
Начиная с первых классов, готовим детей к сдаче ЕГЭ. И еще, тесты – отличный способ выявить итоги проделанной работы. Мною составлен график проведения тестов: один раз в четверть по языку, литературе и ТКО.
Например, совсем недавно во всех 8-х классах были проведены следующие тесты:
Язык – по теме «Хъуыдыйады уæнгтæ».
Литература – по темам «Нарты кадджытæ», «Таурæгътæ», «Хетæгкаты Къостайы, Гæдиаты Секъайы сфæлдыстад».
ТКО – по теме «Ирон адæмы уырнынад».
Конечно, результаты нельзя назвать отличными, но определенную пользу извлекли как дети, так и я. Так, я убедилась, что дети не очень хорошо усвоили тему «Дзырдбасты хуызтæ»
Все работы были проанализированы и каждый ученик сделал для себя соответствующий вывод. Например:
а) Внимательней изучать теоретический материал (правила);
б)Нельзя правильно решить тест по литературе без подробного знания текста произведения;
И еще один положительный момент проведения тестов: увеличивается накопляемость отметок в журнале.
Хочу сказать, что нам, учителям- осетиноведам, особенно трудно, так как приходится составлять самим все тесты, проделываем большую творческую работу. Чтобы составить тест, нужно:
а) поставить себя на место ученика и со стороны посмотреть его глазами на заданный вопрос;
б) найти несколько вариантов ответов, чтобы развивать логическое мышление ребенка;
в) подобрать такие вопросы, чтобы выяснить насколько хорошо ребенок понял пройденную тему, к каким выводам он пришел, как запомнил отдельные эпизоды произведения, имена героев и т.д.
Одним словом, максимально проверить знания детей.
Это сложный и кропотливый труд, и мы прикладываем все силы и умения к тому, чтобы результаты были наилучшими.