Просмотр содержимого документа
«Использование коррекционно-развивающих технологий для формирования навыков выразительного чтения»
Использование коррекционно-развивающих технологий для формирования навыков выразительного чтения
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач:
Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельности).
Совершенствование у учащихся навыка чтения: созидательности, правильности, беглости, выразительности ( техническая основа процесса чтения).
Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение текста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
Освоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, озаглавливанию и др.
Выпускники коррекционной школы должны уметь читать целыми словами.
выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснение их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему текста;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
чтение по ролям;
уметь использовать такие средства интонационной выразительности, как логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпо-ритм, логические и психологические паузы;
уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);
иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста
Коррекционно-развивающие приемы в условиях современного урока чтения.
Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.
Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.
Чтение только второй половины слов.
Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.Например: -ние, -лько, -рой.
Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.
Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
Отделение слов от псевдослов.
Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
Чтение перевёрнутого текста.
Чтение предложений снизу вверх.
«Игра в прятки».
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
«Чтение хором».
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.
Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].
Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!
ум
сом
кот
лев
мел
рысь
день
уж
сон
вот
лук
мал
гусь
тень
ус
сын
тот
лак
мол
весь
пень
ух
сор
так
рак
мыл
печь
дом
ёж
сыр
ток
жук
мир
речь
том
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву м;
прочитай слова, где буква м в конце слова;
прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;
прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;
прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;
прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;
переверни карточку, какие слова запомнил.
Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».
сок
сор
стон
кусты
стук
сыр
ступа
трос
торс
рот
сосна
торос
сук
лоб
сырок
осина
кости
нора
рысь
стакан
крот
сорока
кисти
сороки
кросс
коса
такса
капуста
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву с;
прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;
прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;
прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;
прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;
прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;
прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
прочитай слова с удвоенной согласной;
прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;
выпиши слова с безударной гласной.
Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».
школа
сушила
кошка
шипы
шутили
кишка
шина
шарили
мышка
машина
шуршали
мартышка
машинист
шипит
Мишка
шишка
трусишка
морошка
Шишкин
плутишка
Мариша
шалун
малыши
пушинка
Задание:
прочитай слова, найди незнакомые слова;
прочитай слова, которые начинаются на букву ш;
прочитай слова, где буква ш в середине слова;
прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;
прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;
прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
найди однокоренные слова;
прочитай слова обозначающие действия предмета;
выпиши слова с сочетанием ши.
Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».
работа
крапива
беседка
баночка
ребята
кормушка
болота
дерево
игрушки
снежинка
билеты
жалоба
колючий
усатый
конфеты
жадина
медведи
спасибо
бородка
козочка
корова
загадка
болтунья
лестница
ромашка
берлога
булавка
ленточка
капуста
барашек
газета
лыжница
тарелка
бархотка
гвоздика
космонавт
весёлый
белила
животное
корабли
утята
белуга
солнечный
светофор
рубашка
беретик
бабочка
уговор
прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.
найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;
найди слова, где –чк- , на парные согласные в середине слова;
найди имя прилагательное;
найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;
найди слова во множественном числе, в единственном числе;
найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;
найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;
найди слова с суффиксом -ушк-
найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;
выпиши в два столбика слова с безударными гласными в корне: 1 столбик - проверяемые, 2 - словарные слова.
Упражнения по развитию навыков чтения
«Начни с той же буквы».
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
«Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.
«Отгадай букву».
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
-Цапля? -Нет. -Автобус? -Есть.
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
«Пятёрка слов».
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
радио, рекорд, рак, ракета, рана;
орех, осень, окно, отметка, отец;
зима, звено, змея, зрение, замок;
аптека, аллея, армия, астра, арка.
«Лесенка».
Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.
Например:
Як
Яма
Яйцо
Ягода
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
«Чтение-поворот».
Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.
«Учимся вспоминать слова».
Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.
Например:
////
//////
То же самое упражнение, но используя глаголы.
«Составление предложений».
Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.
Например:
Котёнок пьёт молоко.
Ручкой пишут на бумаге.
Машина едет по дороге.
«Учимся фантазировать».
Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.
Например:
(Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
(Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
«Снежный ком».
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.
«Угадай слова».
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
гвоздь-молоток; шуруп-…
дом-крыша; книга-…
птица-яйцо; растение-…
квадрат-куб; круг-…
хорошо-лучше; медленно-…
огонь-пожар; вода-…
зерно-амбар; деньги-…
человек-ребёнок; собака-…
день-ночь; зима-…
Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.
Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.
Приёмы речевой разминки.
Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да-из трубы бежит вода.
До-до-до-на дереве гнездо.
Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду-с мамаой я домой иду.
Та-та-та-в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту-наводим сами красоту.
Ят-ят-ят-пираты ровненько стоят.
Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
Ло-ло-ло-на улице тепло.
Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
Оль-оль-оль-мы купили соль.
Чтение тихо и умеренно:
арка-арца
арта-арда
арла-арча
арса-аржа
Чтение громко и уверенно:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.
Памятка.
Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Таблица №1
Таблица №2
Таблица №3
Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя ) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения: