Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Доклад к педсовету.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Изобретение компьютера несет человеческому обществу кардинальные изменения. Но само по себе изобретение еще не означает каких-то перемен. Последствия применения изобретений определяются тем, с какой целью и каким образом они используются. Поэтому считается, что использование компьютера на уроках без реорганизации учебного процесса нецелесообразно. Реорганизация учебного процесса, связанного с применением компьютера на уроках называется информатизацией учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе »
"Использование
информационных технологий
в учебно-воспитательном
процессе школы".
Зеленская Светлана Валентиновна,
зам.директора по УВР
МБОУ СОШ №8 с Левокумка.
2014 год
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Изобретение компьютера несет человеческому обществу кардинальные изменения. Но само по себе изобретение еще не означает каких-то перемен. Последствия применения изобретений определяются тем, с какой целью и каким образом они используются. Поэтому считается, что использование компьютера на уроках без реорганизации учебного процесса нецелесообразно. Реорганизация учебного процесса, связанного с применением компьютера на уроках называется информатизацией учебного процесса.
Школа должна готовить выпускников к работе в условиях современного производства - использованию информационных технологий в процессе производственной деятельности. Причем главное в этом использовании заключается не в умении нажимать на кнопочки компьютера и работать с разными программами, а в умении работать с информацией, проводить анализ информации, принимать взвешенные решения, доводить принятые решения до конечного результата и т. д.
Задачей информатизации образовательных учреждений является не только организация обучения информатике, но и разворачивание повсеместного применения информационных технологий на других предметах, ориентация кабинета информатики и деятельности учащихся на обслуживание такого применения.
Применение информационных технологий позволяет значительно повысить качество усвоения знаний обучающимися, улучшить наглядность подачи материала учителем, повысить эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания, интенсифицировать обучение.
Применение компьютеров на уроках повысит уважение и доверие к школе в глазах обучающихся, улучшит дисциплину и успеваемость.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
удобная система навигации на основе гиперссылок;
возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):
Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Успех в реализации любого дела во многом зависит от того, с какой точки зрения смотреть на данный вопрос и на себя относительно выполняемого дела. Либо это ещё одна обязанность, ещё одна ответственность или это приобретение дополнительной возможности по реализации своих жизненных планов, ещё одна степень приобретаемой свободы, профессиональный рост, сближение с обучающимися, повышение авторитета в их глазах, совместный с обучающимися творческий процесс, наличие опорного конспекта па экране компьютера, систематизация методического материала в виде электронных опорных конспектов, открывающиеся возможности по использованию опыта других и т. д.
Информационные технологии в воспитательном процессе.
Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.
Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:
Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
Проектная деятельность.
Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
Выпуск школьной газеты, которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
Организация перемен.
Кружок по компьютерной графике и анимации.
Все определяется желанием учителя. Поэтому каждому педагогу предстоит найти свой интерес в этой области, попробовать углубиться в данную тему, попробовать поиграть в неё и, отбросив сомнения, подумать вместе с учащимися.
Многие из нас считают, что для нашего предмета это не применимо, да и учиться пользоваться компьютером поздновато, но накопленный нами опыт, пусть совсем небольшой – показывает, что использование элементов информационных технологий доступно каждому учителю! Может, стоит даже объединить усилия педагогов, для более успешного освоения информационных технологий, и, прежде всего, для преодоления психологического барьера.
Министерство образования Российской Федерации осенью 2002 года по всем органам управления образованием РФ разослало письмо «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях», в котором рекомендовало: принять срочные меры по увеличению времени использования компьютеров при обучении другим предметам, организовать доступ к использованию компьютерной техники во внеучебное время.
Если говорить о нашей школе, то можно сказать, что мы находимся на очень ответственном этапе, и дальнейшее продвижение в данном направлении зависит от всех педагогов.
Применение компьютера в учебном процессе позволяет в значительной степени повысить эффективность деятельности всех участников образовательного процесса.
На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
* создания компьютерной модели плана-конспекта урока,
* темы, курса в целом;
* максимально целесообразно располагать материал;
* обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
*подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.
Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.
Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.
В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе.
Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.
«АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
ИАС "АВЕРС: Электронный Классный Журнал"-инструментальная среда информационной поддержки системы государственно-общественного управления образовательным учреждением. Предназначена для автоматизации учета и контроля отметочной деятельности процесса успеваемости.
Программа представляет пользователям различных ролей определенный набор возможностей.
Для учителя-предметника:
Поурочное выставление числовых отметок.
Учет посещаемости учащимися занятий путем выставления отметок «Н» или «Б».
Автоматический расчет и отображение среднего балла в столбце отчетного периода при наличии не менее трех текущих отметок.
При расчете среднего балла учитывается тип урока и вес выставленных отметок.
Создание подробного тематического планирования.
Календарное планирование уроков в соответствии с тематическим планом.
Контроль корректности тематического планирования по количеству часов.
Создание персональных сообщений родителям любого учащегося или всему классу целиком.
Для учителя-предметника, являющегося классным руководителем:
Все возможности, доступные учителю-предметнику.
Просмотр оценок учащихся своего класса по всем предметам.
Просмотр электронных дневников учащихся.
Печать результатов учебной деятельности для отдельных учащихся или учащихся всего класса.
Автоматическое подведение итогов пропусков учащимися занятий с указанием общего количества пропусков, количества пропусков по болезни, по всем учебным периодам.
Для классного руководителя:
Просмотр оценок учащихся своего класса по всем предметам.
Печать результатов учебной деятельности для отдельных учащихся или учащихся всего класса.
Просмотр итогов пропусков учащимися занятий с указанием общего количества пропусков, количества пропусков по болезни, по всем учебным периодам.
Просмотр электронных дневников учащихся.
Для директора, завуча:
Все функции доступные учителю-предметнику и классному руководителю.
Контроль объективности выставления итоговых отметок, завышение-занижение итоговых отметок.
Редактирование итоговых отметок в случае их необъективности.
Оперативный мониторинг неуспевающих учащихся по всем классам и предметам в текущем учебном периоде.
Контроль корректности тематического планирования по количеству часов для всех классов и предметов.
Ведение каникулярных и учебных периодов с возможностью привязки к определенным предметам.
Итоги применения информационно-коммуникационных технологий на уроках, а также статистические данные о количестве проведенных уроков по различным типам.
Для родителя, учащегося:
Персональный вход в систему.
Просмотр всех оценок учащегося по всем предметам за все периоды обучения.
Просмотр рейтинга учащихся по конкретному предмету.
Электронный дневник, повторяющий формат печатного дневника, с текущими отметками и сообщениями учителей.
Возможность получения по SMS запросу родителя текущих оценок учащегося, в виде SMS сообщения.
К дополнительным преимуществам ведения классного журнала в электронной форме, помимо традиционных преимуществ электронного документа перед бумажным, можно отнести: автоматизация рутинных вычислительных процессов (вычисление итоговой оценки, даты уроков, дополнительных характеристик учебного процесса); "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса, объективность выставления промежуточных и итоговых оценок; возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом; облегченность документирования процесса исправления учащимися оценок; высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.
Следует учесть и недостатки: необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме; для ведения журнала в электронной форме нужны удовлетворительные знания в области электронных таблиц.
В случае публикации журнала в глобальной сети, доступ к нему получают и родители учеников, которые могут постоянно отслеживать успеваемость, содержание домашнего задания и получать посредством журнала другую информацию о школе.
Поскольку сведения расположены на выделенном сервере, то доступ к дневнику может быть осуществлён из любого места по любому, доступному каналу связи. Теперь не важно, задерживается родитель на работе или уехал в командировку, он всегда сможет узнать, что задано ребёнку, какую отметку он за это получил и своевременно принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.
Первой из проблем при внедрении электронных журналов встаёт отнюдь не проблема владения компьютером сотрудниками, а проблема дополнительной нагрузки на учителя – необходимость ведения и электронного и бумажного журналов одновременно. Классный журнал относится к учебно-педагогической документации образовательного учреждения, его ведение обязательно для каждого классного руководителя (см. Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006г. №21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений"). Согласно "Перечню типовых документов, образующихся в деятельности Госкомитетов, Министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения" (утв. Главархивом СССР 15.08.1988г.) срок хранения классных журналов составляет 5 лет. Изъятые из классных журналов сводные ведомости успеваемости хранятся 25 лет.
Учителя умеют и хотят учиться. Они осваивают новые технологии ещё и потому, чтобы понимать новое поколение, чтобы поднять уровень собственной самооценки.
Внедрение электронного журнала заставит учителей пересмотреть своё к нему отношение. Ведь журнал делает открытым весь процесс обучения. Теперь учитель как на ладони перед всеми участниками образовательного процесса. Любой промах или ошибка видны сразу и его нужно будет объяснить и родителям и администрации. Согласитесь – это дисциплинирует учителя, заставляет учиться работать по-новому. Электронный журнал требует нового образа мышления, ломки привычных, выработанных десятилетиями навыков работы. Связано это с тем, что электронный журнал – это не просто копия обычного бумажного журнала, это уже информационная среда, в которую включены не только учителя, администрация, но и ученики, и их родители. Внедрение электронного журнала выявит много проблем. Темы уроков должны соответствовать календарно-тематическому планированию и программе, иначе как вы объясните родителям, что в журнале записана одна тема, а на уроке ученикам объясняли другую. При такой открытости учебного процесса необходимо наличие каналов обратной связи родителей с сотрудниками школы.
Через Интернет родители могут заказать у секретаря школы справку учащегося и в удобное время забрать её. Чтобы снять социальную напряжённость и ажиотаж при записи детей в нашу школу, а также с целью обеспечения максимальной прозрачности и доступности системы записи детей в первый класс, введена электронная система регистрации заявлений о приеме детей в первый класс. Ещё одна не маловажная сторона школьной жизни – учёт посещаемости учащихся и рабочего времени сотрудников.
Для соблюдения федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", с каждым пользователем системы подписано согласие на обработку его данных. Согласие на обработку данных учащихся подписано с их родителями или законными представителями.
Ведение классного журнала в электронной форме - это попытка прийти к единому информационному пространству школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители.
Введение электронного журнала и электронного дневника— это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Он позволяет школе встать на современную ступень информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), соответствовать всем ее требованиям.
Заключение
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.
У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.
Каждому из нас необходимо определяться, кто он есть на самом деле, кем он был до этого, кем он хочет быть завтра и что для этого нужно сделать. Любой может выступать как двигателем модернизации учебного процесса, так и его тормозом. Качество учебного процесса в целом зависит от всех участников.
Список литературы
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.