Интегрированные уроки как форма организации метапредметных связей в историко-литературном образовании.
Интегрированные уроки как форма организации метапредметных связей в историко-литературном образовании.
В последние годы в рамках реализации ФГОС актуальными и востребованными стали поиски максимально эффективных путей повышения уровня процесса обучения в школе, в связи с чем внимание педагогов, ученых и практиков все больше обращается к проблеме метапредметных связей. В исследованиях многих известных педагогов-исследователей метапредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения, подчеркивая необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира и создания подлинной системы знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как форма организации метапредметных связей в историко-литературном образовании.»
Интегрированные уроки как форма организации метапредметных связей в историко-литературном образовании.
В последние годы в рамках реализации ФГОС актуальными и востребованными стали поиски максимально эффективных путей повышения уровня процесса обучения в школе, в связи с чем внимание педагогов, ученых и практиков все больше обращается к проблеме метапредметных связей. В исследованиях многих известных педагогов-исследователей метапредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения, подчеркивая необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира и создания подлинной системы знаний.
Сегодня необходимость и значимость интегрированных уроков в школьном образовании для многих очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки с четко выраженной интеграцией гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Многие специальности и профессии на сегодняшний день требуют не только узконаправленных знаний и умений, но и свободной ориентации в смежных со специальностью областях.
В современной школе, впрочем, как и советской, связь таких гуманитарных предметов, как история и литература, очевидна. История и литература всегда двигались параллельно: литература отражает жизнь разных народов на определенных этапах их развития и ни один из крупнейших писателей не ушел от исторической темы – будь то произведения, целиком посвященные историческому событию, или история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде. Учитель литературы, используя историческую базу, имеющуюся у школьников того или иного класса, интегрируя ее в литературную среду, может более продуктивно провести свой урок.
Меж тем до сих пор весьма весомой проблемой является тот факт, что тематическое планирование программ по литературе и истории расходятся в хронологических рамках. Так, например, тематическое планирование по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для 6 класса предполагает изучение произведений четырех эпох: Древнего мира, XVIII в., XIX и XX веков. Однако программа по истории для 6 класса составленная А. Л. Даниловым, охватывает события лишь конца XVI-XVII вв.
В результате этого несоответствия дети, изучая произведения XIX-XX веков, не имеют представления о той исторической эпохе, в которой создавались литературные произведения, и о тех особенностях, которые могли повлиять на рождение того или иного шедевра. Данное несоответствие пронизывает образовательные программы по литературе и истории на протяжении всей основной школы. Поэтому перед учителями-предметниками стоит нелегкая задача: провести целостное освещение рассматриваемой темы, учитывая при этом и литературные, и исторические особенности.
Зачастую проблему хронологического несоответствия можно решается благодаря интеграции данныхпредметов. Учителя-предметники, совместно решая поставленную задачу, ставят перед собой цель глубже проникнуть в сущность изучаемых проблем, более ярко, образно и одновременно исторически верно представить обучающимся время описываемых в художественном произведении событий. Одновременно с этим решаются задачи развития литературного и исторического мышления, повышения интереса к чтению, формирования художественного вкуса и научного мировоззрения.
Так, например, в курсе литературы на анализ романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отводится шесть уроков. Момент интеграции предметов может происходить на любом этапе изучения данного произведения (например, следующим образом):
1 урок - «А. С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного)». На данном этапе каждый учитель рассматривает творчество А. С. Пушкина, как поэта своего времени.
2 и 3-ий уроки – «История Пугачева», «Пугачев и народное восстание». На данную тему целесообразно отвести два академических часа по 45 минут.
На 2-ом уроке учащиеся выступают с докладами, показывают инсценировки. На 3-ем уроке педагоги анализируют первые результаты освоения темы в виде теста, который заполняется учащимися в группах.
4-й урок - проходит в игровой форме. В него можно включить познавательные задания на знание исторических личностей и событий изучаемой эпохи, текста «Капитанской дочки» и литературных персонажей. Учащиеся заранее делятся на три группы: специалистов по тексту «Капитанской дочки», истории Пугачевского бунта. Каждая из групп получает аналитическое задание и докладывает результаты исследовательской работы.
5-ый урок – «А. С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания, герои, их прототипы». Урок делится на две смысловые части. Учитель истории делает акцент на истории создания романа «Капитанская дочка», на особенностях этого исторического периода и на их отражении в произведении. Обучающиеся с помощью учителя литературы рисуют образы героев.
6-й урок - предполагает анализ главных героев произведения: Гринева, Швабрина, Маша Мироновой, ее семьи. На этом этапе учитель истории помогает найти в этих персонаж характерные черты своего сословия.
На заключительном этапе, помимо написания сочинения, можно предложить учащимся викторину с использованием материалов истории и литературы.
Разработка подобных интегрированных уроков несомненно повышает качество и эффективность историко-литературного образования обучающихся. Она базируется на системно-деятельстном подходе к обучению и требует от учителей истории и литературы тщательного планирования интегрированных уроков и тесного сотрудничества.