Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения географии
Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения географии
Инновационные технологии очень разнообразны: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология развивающего обучения; проблемного обучения; информационные технологии. Хочу поделиться наработками об использовании информационной технологии на уроках географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения географии»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Аннотация:Инновационные технологии очень разнообразны: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология развивающего обучения; проблемного обучения; информационные технологии. Хочу поделиться наработками об использовании информационной технологии на уроках географии.
Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал, но в чём их преимущество?
— Они, в первую очередь, позволяют сделать изучение предмета более познавательным. Видеоролики, интерактивные карты — при грамотном их использовании — позволяют сфокусировать внимание ребёнка на том или ином явлении.
Инновационные технологии очень разнообразны: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология развивающего обучения; проблемного обучения; информационные технологии. Элементы применяю разных технологий, расскажу о использовании информационной технологии на уроках географии.
В кабинете географии созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: мультимедийное оборудование, компьютер, что позволяет успешно реализовать внедрение инновационных технологий в учебно- воспитательный процесс. А информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных. Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации в новой форме, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.
Эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения.
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе скрыты от глаз наблюдателя; все процессы происходят в динамике. Поэтому География – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ.
1.Картографическая информация. Различные карты в электронном варианте. Эти карты отличаются от настенных карт, так как их можно в процессе работы преобразовывать, можно наносить на карты дополнительную информацию, накладывать их друг на друга.
2.Интерактивные геоизображения. Анимации. Каждое пособие представляет собой анимированный видеоролик, который просто и наглядно иллюстрирует процессы и понятия, изучаемые на уроках географии. Демонстрацией можно управлять, останавливать в нужном месте, пропускать некоторые места. Использование таких пособий имеет преимущество по сравнению с наглядными пособиями на печатной основе. В них ученик видит схему явления, которая одновременно показывает все его стадии, внимание ученика рассеивается. В интерактивных пособиях действия разворачивается постепенно, учитель может приостановить демонстрацию, и более подробно объяснить какую - то часть явления.
3.Электронные учебные пособия. Диски по всем материкам представляющие собой электронные уроки и тесты. Особенности программы: на диске представлено поурочное представление теоретического материала. Форма представления наглядная, снабжена подробными географическими картами и увлекательными видеофрагментами. Имеется словарь географических терминов, биография исследователей. Урок снабжен разнообразными упражнениями с возможностью проверки ответов (тестирование), а так же имеется закрепление основных положений урока с применением звукозаписи.
4.Электронные наглядные пособия по географии с 6 по 10 класс. Представляют собой в наглядной и образной форме основные элементы содержания курса географии с помощью иллюстраций и гипертекста (дикторский голос). Многие изучаемые географические объекты, такие как горы, океаны не могут быть показаны ученикам непосредственно, поэтому использование на уроке слайдов способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе понятий.
На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Чаще всего для познавательных задач использую презентацию или видеоматериал: это может быть например короткий фильм о каком либо ПК.
1.Мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже.
Чрезвычайно широкое поле творческой деятельности в создании презентаций, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки. Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления.
Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютерная презентация: например, в 6 классе, при выполнении практической работы "Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды за определенный период", без использования доски , можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и осадков, розу ветров.
2.Очень интересно использование на уроке видеоинформации, что может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся.
В данное время к уроку географии можно подобрать разнообразный видеоматериал. Во-первых – это материал, который выпускается на DVD дисках: у меня имеется серия
«Планета Земля». А так же можно подобрать в интернете, я скачала серию «Россия от края до края» о ПК России: Дальний Восток, Урал, Кавказ и др. а также фильмы к 9 кл. промышленность России.
При помощи видео можно развивать память, внимание, логическое мышление. Перед просмотром сюжета ставятся вопросы:
Например, при изучении темы Антарктида. Цели урока:
Выявить особенности географического положения Антарктиды;
Познакомиться с историей открытия и исследования Антарктиды.
К уроку приготовлена презентация и вставлен фрагмент видео – это мультфильм «Рассказы старого моряка». Ребятам предлагается посмотреть и ответить на вопросы.
Или просмотрев небольшой фрагмент видео учащимся предлагается определить страну ее столицу и обозначить их на контурной карте или посмотрев видеосюжет, определить природную зону, климатический пояс к которой относится видео и обозначить на контурной карте это место.
Разнообразные сюжеты можно брать из телевизионных программ. Записав с телевизора передачу или новости, надо взять нужный кусок по сюжету и длительности. Посмотрев видеосюжет из программы «Время» предлагается ответить на вопрос:
Почему Россия идет на такие шаги в своей внешней политике? Ответ дает В.В. Путин. Межгосударственные отношения переходят на другой уровень – на человеческие отношения между народами, на доверительные отношения.
Информационные технологии заменить живое общение ученика с учителем не способны. Они (повторюсь) позволяют заинтересовать ученика, ускорить процесс его адаптации в современном мире. Но они никогда не смогут заменить живого учителя, когда речь идёт о воспитании.