Просмотр содержимого документа
«Инновации и современные технологии на уроках родного языка и литературы»
Инновации и современные технологии на уроках родного языка и литературы
Хазиева Альфия Нагимяновна учитель башкирского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Для успешного преподавания башкирского языка и достижения высоких результатов, необходимо постоянно внедрять передовые технологии, новые приемы и методы обучения. Как проводить уроки башкирского языка интересными, увлекательными и занимательными? Как пробудить интерес у учащихся к этому предмету? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. Определяющей чертой современного образования является внедрение в учебный процесс инновационных технологий. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Главной задачей обучения башкирскому языку и литературе является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения башкирскому языку является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком. Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по башкирскому языку и литературе. Умение их применять на практике. При изучении любого языка человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем башкирского языка и литературы работаю над методической темой «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках башкирского языка и литературы».
В своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые технологии, групповые технологии, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированный подход в обучении.
Большое значение на уроках уделяю здоровье сберегающей технологии, чтобы помочь ученику преодолеть усталость, раздражительность. Это способствует плодотворной работе на уроке. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения для глаз, в начальных классах провожу физминутки. Уроки стараюсь проводить с музыкальным сопровождением. Здоровьесберегающие технологии помогают сделать урок легким и способствуют формированию здорового образа жизни.
1.Хәйерле иртә, күҙҙәр,
Һеҙ уяндығыҙмы? (күҙҙәрҙе һыйпау)
Хәйерле иртә, ҡулдар(ҡулдарҙы һыйпау)
Һеҙ уяндығыҙмы? ( сәпәкәй итеү)
Хәйерле иртә, аяҡтар (һыйпау)
Һеҙ уяндығыҙмы? (тыпырҙау)
Хәйерле иртә, ҡояш, мин уяндым (ҡулдарҙы ҡояшҡа һуҙыу)
2. Күршегә күрше ҡараны (бер-береһенә ҡарау)
Бер-береһенә шат йылмайҙы (йылмайыу)
Бөгөнгө көн ҡыуаныс килтерһен,
Дәрестә шаярыу онотолһон.
3.Һау кешегә таң да атты,(уҡыусылар ҡулдарын ян-яҡҡа һуҙа)
Одним из эффективных средств формирования естественной речевой ситуации на уроках является игра. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности. Игра позволяет каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Игровую технологию использую при освоении понятий, изучении темы, объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности. Таким образом, использование игровых форм на уроках башкирского языка в русской школе необходимо, так как игры на уроках создают благоприятную атмосферу общения, способствуют разрядке напряжённости, содействуют развитию интереса к общению, стремлению правильно общаться, учитывая все нормы языка. Но нельзя упускать из виду, что не всякая игра подходит для урока и воспринимается учениками. Поэтому я, как учитель, учитываю уровень знания языка того или иного класса и решаю, какую игру предложить детям.
Задачи игровой технологии - это активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения, эмоциональное состояние учащихся, что может повлиять на качество усвоения материала и результат игры.
Важнейшим средством обучения лексике является использование различных обучающих и развивающих упражнений, нацеленных на активизацию нового языкового материала. Ситуации и упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный характер Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в работу. Упражнения игрового характера активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Игры можно разделить на индивидуальные и коллективные. Они должны занимать 10 – 12 минут учебного времени. Индивидуальные игры можно проводить в любой момент, т.к. они обычно проходят в спокойной,тихой обстановке. Коллективные игры желательно проводить в конце урока,т.к. в них – элемент состязательности, они требуют подвижности. На продвинутом этапе важное место занимают ролевые игры. Ролевая игра на уроках является очень эффективным средством обучения, так как предполагает интенсивное общение между учащимися и учителем, способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Играя, школьники погружаются в разыгрываемую ситуацию, что помогает им преодолеть психологический барьер. Здесь можно предложить на одном из заключительных уроков по теме разыграть ситуацию в виде интервью, дискуссии, дебатов. Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные ,эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма высокой физической отдачи и не вызывают быстрого утомления.
Ниже приводятся примеры с элементами состязания:
Задание: КТО БЫСТРЕЕ –распределите в 4 колонки следующие прилагательные по степеням сравнения: