Информационно-коммуникационные технологии как сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Информационно-коммуникационные технологии как сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе »
Информационно-коммуникационные технологии как сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Не секрет, что при использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, поэтому особое место в работе учителя отводится и проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителя и учащихся. Самостоятельный опыт проектной деятельности ребята получают уже в младших классах. Работа над проектами в классе может быть как индивидуальной, так и групповой. В классе эффективно могут быть реализованы следующие типы проектов: - творческие проекты; - ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией; - практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет школьнику почувствовать свою социальную значимость; - исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У детей появляется потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы у школьников формируются: - учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу; - информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в интернете, формулирование ключевых слов; - коммуникативные компетенции: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Итак, через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного “учитель-ученик” появляется “исследователь-исследователь”. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Обучающиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.