kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информатизация образования: плюсы и минусы современного образования в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании педагогического совета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информатизация образования: плюсы и минусы современного образования в условиях реализации ФГОС»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











«Информатизация образования:

плюсы и минусы

современного образования

в условиях реализации ФГОС»

(выступление на заседании педагогического совета)







Голованова Т.А.

учитель начальных классов

















Последние 10 лет в образовательный процесс все активнее внедряются информационные и компьютерные технологии, уроки с использованием электронных средств обучения стали уже повседневностью. Проникновение в образование информационных технологий с одной стороны совершенствует учебный процесс, с другой — имеет ряд недостатков. Попробуем рассмотреть плюсы и минусы. 


Компьютер — в каждый класс 

Плюс. В последние годы в рамках модернизации образования на оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием выделяются большие финансовые средства. В школу поступает большое количество компьютеров, оргтехники. 

Минус. Вместе с тем нерешенной остается проблема обслуживания всего этого оборудования, которое нуждается в технической поддержке, текущем ремонте. В штатном расписании школы должность системного администратора отсутствует, а его обязанности приходится выполнять учителю информатики. Зачастую ситуация приводит к тому, что дорогостоящее оборудование простаивает. 

В нашей школе 34 компьютера (в том числе ноутбуки). Следовательно, на 1 компьютер приходится примерно 2,5 обучающегося.

К примеру, в Клементьевской школе интерактивная доска в начальной школе используется уже как мультимедийный экран, так как нет возможности приобрести сменные стержни в интерактивных ручках. Следовательно, дорогостоящее оборудование используется не в полную силу. Это, возможно, будет ждать и нас.


Опыты без хлопот 

Плюс. Скорость и память компьютера обеспечивают практически мгновенный доступ к значительным объемам информации. Сегодня согласно ФГОС ученик должен не получать готовые знания от учителя, а находить их самостоятельно. С помощью Интернета школьники могут очень быстро в разных источниках найти любую информацию. К примеру, определения разных понятий. Их можно сравнить, найти различия, понять суть. Школьники пытаются получить ответ на вопрос, сделать собственное открытие, учатся самостоятельно мыслить и рассуждать — то, на что сегодня направлено образование. 

— В 8 классе на уроках биологии ученики должны препарировать дождевого червя. Хорошей альтернативой могли бы стать интерактивная доска и смарт-парты, где «препарировать» того же червя можно всего лишь касанием пальцев. Программное обеспечение такого оборудования позволяет проводить различные опыты, к примеру, поместить объект исследования в определенную среду, повысить и понизить температуру. 

Минус. 
— На всю школу у нас один кабинет информатики, на занятия в нем приходится занимать очередь. Ребята идут на такой урок как в кинотеатр, их переполняют эмоции не от самой мыслительной деятельности, а от занятий с персональным компьютером. Рабочая обстановка сводится к нулю. Если бы техника была в каждом кабинете, такие уроки вошли бы в привычку, и образовательный результат не смазывался бы. А смарт-парты — это дорогостоящее оборудование, которое в нашей сельской школе появится еще очень не скоро. 

Лучше один раз увидеть 

Плюс. Технические средства позволяют оперировать информацией разных типов, таких как звук, текст, фото- и видеоизображение. Использование ИКТ на уроках позволяет активизировать познавательную деятельность ребят. Педагоги в один голос говорят о том, что сегодняшних школьников уже нельзя увлечь одними лишь рассказами. Даже на уроках литературы, которые подразумевают работу с текстом, учителя активно используют видеоряд — отрывки из фильмов, снятых по классическим произведениям. И в этом плане проектор является хорошим подспорьем. 

— Профессиональный учитель может увлечь детей даже при наличии только мела и доски. Но! Мы живем в XXI веке, мир стремительно меняется, меняются и дети. Мы, учителя, не можем оставаться в прошлом. Во всей России учителя литературы сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием у учеников интереса к чтению. Как переломить ситуацию, когда по программе нужно изучить объемный роман Л.Толстого «Война и мир»? Можно к своему рассказу о произведении добавить фрагмент из великолепной экранизации Сергея Бондарчука. Дети воспринимают такой урок на ура. И в процесс вовлечены не 5 учеников, а весь класс. Информационные технологии должны быть не вместо традиционных, а вместе с ними — как закрепляющий элемент. И после такого урока по крайней мере хоть 1 из 10 ребят прочитает роман.

С 1 января 2014 года все школы перешли на электронный документооборот. Это касается классных журналов и школьных дневников. 

Минус. Презентации на уроках используются неоправданно часто. Задание подготовить проект теперь получают даже ученики первых-вторых классов. Темы самые разные, другое дело, что выполнять такую работу зачастую приходится родителям. Присутствуя на некоторых открытых уроках, доводится видеть презентации с текстами, взятыми из Интернета, когда ребенок употреблял слова, значение которых едва ли понимал. 

Недавно мама одной из учениц майкопского лицея пожаловалась в Интернете, что в 5 классе детям предложили вместо сочинения на тему «Как я провел лето» подготовить презентацию на эту же тему. Нужно ли говорить, что посредством сочинения ребенок развивает речь, активизирует словарный запас, учится излагать свои мысли. Вместо этого детям предлагается собрать набор фотографий и сделать к ним подписи. 

В помощь гаджеты? 

Плюс. Учебник и правда никто не отменял, зато теперь он может быть не только бумажным, но и электронным. Преимущества его налицо: один букридер или планшет может заменить несколько тяжелых учебников, которые приходится носить школьникам на своих хрупких плечах. По цене электронная книга гораздо выгоднее десятков бумажных учебников, которые ежегодно вынуждены покупать родители (проблема бесплатного обеспечения учебниками в школах еще не до конца решена). Благодаря выходу в Интернет у школьников и учителей есть доступ к самым разным словарям, энциклопедиям и пособиям. 

Минус. Электронные книги или планшеты — техническое оборудование, которому присущи все недостатки электронных устройств. Если бумажную книгу уронить, случайно облить или оставить на солнце, ее возможно восстановить, а ридер наверняка придет в негодность. Работа с электронными книгами замедляет урок: если бумажный учебник можно довольно быстро открыть на определенной странице, то гаджеты иногда долго загружаются, зависают и т.д. Еще один недостаток — ученики на уроке через Интернет выходят в социальные сети, переписываются между собой, играют в сетевые игры. 

Электронный дневник 

Плюс. 
— Электронный дневник — вещь очень удобная, я сама как родитель оценила его плюсы. В дневнике можно быстро получить информацию, если ребенок пропустил уроки по болезни, можно увидеть, какие темы пройдены, что задано на дом. Сегодня родители работают допоздна, не всегда успевают на родительское собрание, а с помощью электронного дневника могут отследить успеваемость своих чад, а затем пообщаться с учителем. 

Минус. Школа еще не полностью оснащены оргтехникой, не у каждого учителя есть персональный компьютер с выходом в Интернет, из-за чего не всегда есть возможность выставить оценку во время урока, иногда приходится заполнять журнал после уроков в компьютерном классе. Это создает дополнительную нагрузку педагогу, ведь бумажный журнал тоже никто не отменял. Проблемы в заполнении электронного документа могут возникнуть из-за отсутствия электричества и плохого интернет-соединения. 

Живой диалог 

Плюс. Благодаря компьютерным технологиям появилась возможность использовать дистанционные формы обучения. Теперь ученики смогут учиться дистанционно, связываясь посредством Интернета с педагогами из соседнего села или города или даже с преподавателями ведущих вузов страны. 

Минус. Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Компьютер не заменит живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. 


С тем, что компьютер на уроке — не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения, согласны практически все педагоги. Действительно, с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников вести уроки намного легче и интереснее. Однако бесспорно и то, что ИКТ — это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого учителя. Только мастерство педагога поможет найти золотую середину в использовании ИКТ, чтобы плюсы не превращались в минусы. 
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Голованова Татьяна Арсентьевна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства