Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе
Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественный образовательный материал. Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация доклада
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественный образовательный материал. Взаимодействие преподавателя и студента позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны педагога поднять свой квалификационный уровень. В данной статье рассмотрены психологические аспекты студентов, трудности и недостатки индивидуального подхода в воспитательном процессе, а также пути разрешения этих вопросов. Еще затронуты требования, предъявляемые к педагогу, работающему в сфере индивидуального воспитания и обучения.
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе в процессе обучения.
Преподаватель, работая с большими группами студентов должен добиваться высокого уровня обучения каждого обучающегося. Знание общих психологических особенностей студентов группы обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым обучающимся.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей студентов являются планомерные систематические наблюдения, индивидуальные и групповые беседы на заранее выбранную тему, дополнительные задачи и анализ способов рассуждений студента. Также задачи, связанные с положением обучающегося в коллективе, с отношением к одногруппникам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить студента и помогать в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.
Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности студента, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.
Создание учебных планов и программ, создание различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, объединяет студентов в группы по какому-либо признаку. Поэтому осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает опираться на актуальный уровень развития и знания различных студентов. Этот подход опирается на основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого обучающегося.
Преподаватель должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.Внешние свойства темперамента проявляются у всех студентов по-разному. С возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль сглаживают многие проявления темперамента. [1,28-30]
Отмечая прогрессивный характер идеи индивидуализации обучения, выделяются и недостатки.
-ослабляется руководящая роль преподавателя;
-обучение ориентируется на воспроизводящее содержание материала;
-отсутствие единой общей базы и критериев работы студентов снижает уровень самого обучения;
- организация обучения.
Данные недостатки приводят к разному качеству образования не только в различных городах, учебных заведениях, но и внутри каждой группы. Наш опыт индивидуализации реализовывается на поиске новых путей организации обучения, направленных на изменение системы образования. В качестве основного из них был предложен бригадно-лабораторный метод - это такой путь обучения, когда студенты под руководством преподавателя самостоятельно ставят различные опыты и путем непосредственных восприятий усваивают определенные знания и навыки.
У преподавателей имеет значение два принципа: учет возрастных особенностей воспитанников и осуществление воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества и выражает очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, ни индивидуальные особенности личности не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.
В числе индивидуальных особенностей выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Учитывая возросший уровень знаний студентов, их разнообразные интересы, преподаватель сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.[2,17-18]
Особенно внимательно преподаватели следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения.Понять глубину личности студентов по внешнему поведению очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам студент помогал преподавателю, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником.
Личностный подход обязывает преподавателя строить процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности студентов.
Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения студент. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, что предполагает творческое развитие индивидуальности студента.
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.
Главным качеством преподавателя, работающего в области индивидуального обучения и воспитания является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии. [3,48-52]
Литература
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов (Серия «Учебник нового века»). СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.- с.256
Фицула М.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: "Академия", 2000. - 544 с.