Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход к обучающемуся с особыми возможностями опорно-двигательного аппарата»
Индивидуальный подход к обучающемуся с особыми возможностями опорно-двигательного аппарата
Более двух лет педагогической деятельности я посвятила детям с ограниченными возможностями здоровья. Убеждена, что именно эти дети могут научить окружающих людей быть мудрыми, терпимыми, сильными, добрыми, милосердными и вежливыми.
Рассматривая функционирование обучающегося с особенностями психофизического развития, акцентируя внимание не только на нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, познавательных возможностях, сколько на их возможности познавательной деятельности и участия, а также связанные с ними ограничения.
Представления о ребенке с особенностями психофизического развития будет более адекватным, если его дополнить еще такими характеристиками, как позитивные стороны физического, психического и личностного облика. Создание позитивного облика ребенка – это последовательная фиксация значимых, привлекательных сторон его развития: физической (сила, подвижность), психической (эмоциональность, сопереживание), личностной (доброжелательность, послушность, вежливость).Если позитивные стороны облика ребенка – это та основа, которая обеспечивает устойчивую, положительную установку на взаимодействие с ним, веру в его потенциальные возможности и положительную динамику развития.
То социальный прогноз представляет собой оценку возможной степени самостоятельности ребенка в повседневной деятельности человека (в самообслуживании, в быту), вовлечение в творческую деятельность. Развитие позитивных, социальных проявлений достигается кропотливой коррекционной работой.
Коррекционные занятия, формы их проведения, количество часов осуществляются на основе учета психофизических особенностей по индивидуальной программе. Выбор психологически и физиологически обоснован, социально и педагогически целесообразен, имеет коррекционно-развивающий эффект.
Я считаю важным, чтобы коррекционная работа при работе с такими детьми была как можно более гибкой и мобильной. Например, коррекционные занятия по двигательной мобильности включают в себя ритмические занятия, занятия по развитию познавательной деятельности. И такая системная работа дает свои плоды.
Если провести сравнительный анализ по основным составляющим развития ребенка с ОВЗ, а именно: почерка ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы увидим положительную динамику написания прописных букв. В начале пятого класса почерк состоял из бесформенных, различного размера букв. Тяжело давался перевод из печатного шрифта в прописные буквы. Линейная запись не выдерживалась. При систематических коррекционных занятиях буквы стали приобретать нужный размер и форму. Осуществлялся контроль за линией строки. При помощи логопедического букваря каждая буква изображалась с помощью пальцев рук, подбирались ассоциации, изображались и выражались в цвете. Такой ребенок очень любит работы творческой направленности. Так, при работе с клеем на уроке труда выполняли интерьерные оформительные работы. При изготовлении ростовых цветов из гофрированной бумаги моделировались лепестки. Затем ребенок предложил выполнить мелкий ремонт отклеивающихся обоих в своей комнате. То есть ребенок сам захотел улучшить свою среду жилищных условий доступными материалами и своими действиями. После работы ощутила чувство радости от собственного труда по благоустройству своей комнаты. Это только единичные примеры позитивного развития такого ребенка.
Таким образом, реализация задач коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе индивидуального функционального подхода, который является одним из новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования и заключается в формировании комплекса жизненных умений, необходимых для самостоятельного функционирования в социуме.
В заключении хочется отметить, что коррекционная направленность деятельности в работе с детьми, имеющими психофизические нарушения, представляют собой достаточно сложную систему связей и отношений в разных условиях: физиологическом, педагогическом, психологическом и социальном. Достижение целей и выполнение задач в системе работы возможно при взаимосвязанном использовании традиционных и альтернативных средств коррекции, которые взаимно дополняют друг друга.