Игра как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности.
Игра как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности.
Всё сказанное учитывается в ФГОС НОО II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности.
Перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
Всё сказанное учитывается в ФГОС НОО II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Исходя из этого, возникает противоречие: в обществе есть потребность в развитии духовно-нравственной личности, но не достаточно методически проработаны методы и средства по развитию духовно-нравственной личности. Данное противоречие помогло сформулировать тему нашего исследования: «Игра как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности».
Цель: выявление условий применения игры как средства духовно – нравственного воспитания младших школьников
Объект: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет: условия применения игры как средства духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности.
Гипотеза исследования:
Применение игры как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников будет более успешно, если соблюдаются следующие условия:
- своевременно выявляется уровень духовно-нравственного развития младших школьников ;
- реализуются требования принципа систематичности и последовательности в применении игры как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- реализуются требования принципа активности и сознательности в применении игры как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности;
3. Изучить педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста посредством игры в процессе воспитательной деятельности;
4. Экспериментально выявить условия применения игры как средства духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе воспитательной деятельности.
5. Разработка конспекта воспитательного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием игр.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
Практическая значимость нашего исследования заключается в подборе адекватных диагностических средств на выявления уровня духовно-нравственного развития младших школьников; в разработке конспектов воспитательных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию с использованием игр, которые могут быть полезны в работе учителей начальных классов.