Идеи А. Байтурсынова и обновление содержания образования.
Идеи А. Байтурсынова и обновление содержания образования.
В настоящее время в республике происходит обновление содержания образоаания, а с именем Ахмета Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в 20-е годы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идеи А. Байтурсынова и обновление содержания образования.»
Идеи А. Байтурсынова и обновление содержания образования.
С именем А. Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения , духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым. Он призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества .В статье "Обучение по- казахски "Байтурсынов пишет, что "улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей ,ибо власть, управление, народ исправляется только образованием". Как предостережение для потомков, звучат его слова:"Каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдёт в руки более цивилизованных народов".
Педагогические идеи А.Байтурсынова являются актуальными сегодня, так как в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Будучи истинным сыном своего народа, Ахмет Байтурсынов призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них - вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. "Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным" Сейчас системы среднего образования стран по всему миру задаются такими вопросами, как «что необходимо изучать детям, чтобы быть успешными в ХХІ веке?» Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в Государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формирование навыков необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования c учётом международного опыта.
Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
- демократизация общества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
- рост значения человеческого капитала.
Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся.
Следует отметить и глубокое проникновение Байтурсынова в сущность и специфику педагогической профессии. По его мнению, «самое важное для школы - профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей» -эти слова великого просветителя приобретают особую значимость сегодня. Ведь обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей и внедрение системы критериального оценивания.
Образовательная программа начальных классов включена в процесс обновления. Она поможет учащимся развивать навыки, связанные с чтением, письмом, говорением, решением разнообразных проблем, исследованиями и изучением справочных материалов. Предполагается, что учащиеся сформируют понимание, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы для начальных классов с тем, чтобы в дальнейшем они могли обобщать и применять эти знания в других ситуациях. Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им, возможно, придется столкнуться в будущем.
Мы, учителя начальных классов, принимаем введенные новшества, ведь в них кроется множество положительных моментов, как для самих педагогов, так и для современных казахстанских учащихся. В начальных классах роль учителя заключается в наблюдении и фиксировании успеваемости учащихся, когда он выполняет функцию «активатора». Для активизации процесса обучения учителя предоставляют стимулирующие материалы и выборочно вмешиваются в процесс обучения, способствуя когнитивным изменениям учащихся. По мере обучения и перехода из класса в класс, учащиеся должны становиться более самостоятельными для достижения более успешных результатов.
Педагог сегодня обязан обладать высоким уровнем ряда компетентностей: специальной компетентностью(способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальнаой компетентностью - совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью; образовательной компетентностью (интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков), а также информационной, коммуникативной, компетентностью решения проблем. Учитель должен уметь: -формулировать учебные цели для достижения результатов; -строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала; -готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями; - использовать потенциал информационной среды для учебного процесса; - создавать условия для опережающего развития учащихся; - создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки; - готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации; - оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей
Именно в начальной школе мы закладываем в детях определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь - это и является важнейшим предназначением первого учителя. Мы должны реализовывать и одну из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной, всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.