Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика
Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика
В содержании выступления говорится о понятии функциональная грамотность, классификации грамотности, особое внимание уделяется практической части развития функциональной грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика»
План работы методического объединения:
1. Теоретическая часть. «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика». Мельникова И.А.
2. Педагогическая мастерская:
Тестирование учителей по ФГ –Мельникова И.А.
3. Принятие решения методического объединения – Мельникова И.А.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Какая должна быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным, т. к. от правильного образованного учебного процесса напрямую зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои правила.
Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Термин функциональная грамотность (ФГ) был введён в 1957 г. ЮНЕСКО, спустя более полувека мы ищем пути её формирования, так, 30.10.2019 г. Министерством просвещения РФ и ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО» на базе ГАУ ДПО ИРО был проведен межрегиональный семинар-совещание «Обновление содержания общего образования в достижении целей национального проекта “Образование”». В ходе семинара обсуждали особенности обновлённого содержания проектов ФГОС начального и основного общего образования и предварительные результаты реализации проекта по формированию функциональной грамотности учащихся начального и основного уровней образования.
-Что такое «функциональная грамотность»? Мы это выясняли, отталкиваясь от понятий «личность», «функционировать», «грамотность».
Используя каждую букву слова «личность», называли личностные качества: любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность.
Подбирали слова - синонимы к слову «функционировать»: работать, действовать, внедрять, применять...
И давали определение слову «грамотность». Элементарная грамотность – способность личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
-Опираясь на результаты работы, сформулировали понятие «функционально грамотная личность» (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач).
-Так что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счёт в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. И возникает проблема: надо развивать функциональную грамотность в себе (в учителе).
«Функциональная грамотность учителя
– основа развития функциональной грамотности ученика»
Практическая значимость функциональной грамотности заключена в известном высказывании Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…».
Признаки функциональной неграмотности школьника: нелюбовь к чтению; избегание интеллектуальных задач любого рода; просьбы объяснить текст или способ решения задачи; неумение следовать инструкциям; легче понимают материал на слух; во время чтения часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.
Функциональная грамотность (лат.-направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Отличительные черты ФГ
1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2) направлена на решение бытовых проблем;
3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.
Функциональная грамотность имеет разнообразные формы проявления:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы;объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
В создаваемой в настоящее время системе мониторинга качества общего образования в мире участвуют более 50 стран. Страны мира объединяются в проведении сравнительных исследований, которые позволяют не только получить информацию о достижениях учащихся, но и сравнить эти показатели по странам, объяснить результаты и выявить факторы, влияющие на эти результаты. В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественнонаучные предметы.
Государственная программа обучения ориентирует каждого учителя на развитие функциональной грамотности учащихся:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Видыфункциональнойграмотности
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает обучающимся использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности обучающихся и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Несомненно, требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. На каждом этапе урока и неурочной деятельности необходимо задания подбирать с уклоном на определенную «грамотность» так, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно решить поставленную задачу и найти её применение в жизни, в социуме. Рефлексия должна показывать практическое применение полученных знаний и умений на практике: где? как? и зачем?
В целом целенаправленная, системная и последовательная реализация предлагаемых мер по формированию функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях позволит выполнить требования стандарта в полном объёме, решить поставленные задачи достижения новых образовательных результатов, позволяющих показать конкурентоспособность нашего Российского образования в контексте общемировых тенденций и требований к содержанию образования XXI века и развитию функциональной грамотности.
Решения:
Использовать на каждом этапе урока и внеурочной деятельности задания для реализации всех видов функциональной грамотности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Повышать профессиональную компетентность педагогов через курсы, семинары, круглые столы.
Проводить анализ уроков и мероприятий внеурочной деятельности в разрезе функциональной грамотности педагога и обучающихся.
Активные стратегии, применяемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Решение заседания МО
1. Изучить критерии оценивания функциональной грамотности школьников для всех ступеней обучения;
2. На заседаниях МО разработать рекомендации для преподавания всех предметов и всех ступеней школьного образования по формированию ФГШ;
3. Изучать и использовать ППО коллег других школ города, области, мировой опыт по формированию ФГ у учащихся;
4. Апробировать и внедрять в деятельность педагогов технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности учащихся.
5. Организовать обучающие семинары по развитию математической и естественнонаучной грамотностей школьников.