"Функциональная грамотность на уроках словесника: методы, подходы, инновации"
"Функциональная грамотность на уроках словесника: методы, подходы, инновации"
Данное выступление по теме "Функциональная грамотность на уроках словесника: методы, подходы, инновации" предназначено для педагогов словесников, в котором автор делится своим опытом работы по данному направлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Функциональная грамотность на уроках словесника: методы, подходы, инновации"»
(2) Невозможно усовершенствовать человека
без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри»
Крис Аргирис
Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.
Ли Цзи
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?
По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
Чтобы ребёнку жить в сложной и быстро меняющейся реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.
Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными.
Перед школой, таким образом, стоит непростая задача – социально ориентировать личность ребенка, интегрируя связь образования с многоплановой человеческой деятельностью, то есть сформировать и развить у ребенка функциональную грамотность.
(3) Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней.
(4) Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить. Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).
(5) Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции.
(6) Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Одним oн из oн ведущих oн предметов oн гуманитарного oн цикла oн в oн системе oн школьного oн образования oн является oн русский oн язык oн и oн литература. oн Цель oн учителей-словесников: oн ввести oн учащихся oн в oн мир oн русского oн слова, oн показать oн детям oн чудесные oн глубины oн русского oн языка, oн сделать oн так, oн чтобы oн они oн полюбили oн его oн на oн всю oн жизнь. oн В oн задачах oн учителя oн не oн преподносить oн знания oн школьникам, oн а oн создать oн условия oн самостоятельного oн добывания oн знаний. oн Нужно oн следовать oн мудрой oн пословице: oн «Давать oн не oн рыбу, oн а oн удочку». oн Нынешние oн учащиеся oн обладают oн прагматичностью oн мыслей, oн раскрепощенностью oн и oн независимостью, oн а oн эти oн перемены oн способствуют oн формированию oн практических oн умений. oн Теперь oн в oн основу oн уроков oн должны oн быть oн положены oн социально-конструируемые oн педагогические oн ситуации, oн деятельность oн учащихся oн в oн которых oн и oн будет oн воспитывать oн требуемые oн качества oн личности. oн Например, oн умение oн брать oн ответственность oн на oн себя, oн принимать oн решение, oн действовать oн и oн работать oн в oн коллективе иoн ведомым oн и oн ведущим, oн выдвигать oн гипотезы, oн критиковать, oн оказывать oн помощь oн другим, oн умение oн обучаться oн и oн многое oн другое. oн Трудностей oн немало. oн Главной oн трудностью oн для oн учащихся oн oн являются oн поиск oн и oн отбор oн необходимой oн информации.
(7) Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.
(8) Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является способность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.
(9) К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организация урока с использованием возможностей опоры на текст.
(10) Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции, но и языковой и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. (11 ) Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.
Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
(12) Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение. Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.
(13) На уроках литературы люблю давать креативные задания. Например:
Предложите обложку к данной книге.
Составьте аннотацию к произведению.
Создайте рекламу для этой повести.
(14) Приём«Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
(15) ПРИЧАСТИЕ.
(16) Прием «Составление кластера»
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:
Приём «Лови ошибку»
Прием «Мозаика».«Реставрация текста»
Приём «Синквейн»
Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).
(17) В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами и другие виды работ, которые при этом являются наиболее результативными формами организации работы на уроке. Нужно отметить, что написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.
Интерес к изучению предметов «Русский язык» и «Литература» активизируют нестандартные формы проведения занятий. А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основным индикатором формирования функциональной грамотности.
(18) В заключение хочется отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты во многом определяют условия для развития функциональной грамотности у школьников, поскольку ориентируют учителя на выстраивание процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был коммуникабельной, креативной, творческой личностью. (26)
Закончить своё выступление хочу притчей: Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала, а только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала…Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу. Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой. В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни.
Уважаемые коллеги, мне хочется сказать, что все, кто здесь присутствует выбрали нелегкий путь орла… Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Благодарю всех за внимание!