kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка» с использованием игровой технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект представлен учениками 10 педагогического класса. На муниципальном этапе занял 1 место.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка» с использованием игровой технологии.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 17»

г.о. Электросталь

Московская область

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПPOEKT

Тема проекта

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка» с использованием игровой технологии.

Работу выполнили:

Бойко Алёна Вячеславовна, ученица 10 класса «Б»

Степанова Вера Андреевна, ученица 10 класса «Б»

Гребёнкина Марина Игоревна, ученица 10 класса «Б»

Руководитель:

Степанова Ирина Михайловна, учитель начальных классов.

г. о. Электросталь 2023



Содержание

Паспорт проекта 3

Введение 5

Теоретическое обоснование 6

Практическая часть 8

Заключение 10

Список источников 11

Приложение 12







Паспорт проекта

Конкурсный проект

Номинация

Фрагмент урока с использованием игровой технологии.

Название

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка» с использованием игровой технологии».

Краткое описание

В процессе работы над проектом был разработан фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Сначала ознакомились с типами уроков литературного чтения, изучили структуру урока. Для этапа первичной проверки знаний были выбраны элементы игровой технологии. Материал подбирался с учётом возрастных особенностей младших школьников. Проверили гипотезу, проведя урок в 1 классе. Используя подобранные игры, был сделан вывод: игровые технологии помогают освоить детям изучаемый материал.

Образовательная

организация

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 17» г.о. Электросталь, Московская область.

Разработчики

Бойко Алёна Вячеславовна, ученица 10 класса «Б»

Степанова Вера Андреевна, ученица 10 класса «Б»

Гребёнкина Марина Игоревна, ученица 10 класса «Б»

Руководитель

Степанова Ирина Михайловна, учитель начальных классов.

Партнеры

-

Цель

Разработать фрагмент урока литературного чтения в 1 классе с использованием игровой технологии.

Задачи

1) познакомиться с понятием игровая технология:

- педагогическая игра;

- классификация игр.

2) подобрать игры, подходящие к уроку литературного чтения на этапе первичного восприятия, прочитанного:

- выяснить возрастные особенности первоклассников;

- ознакомиться с типами уроков и со структурой построения урока литературного чтения;

- подобрать игры для повышения техники чтения, осознанного чтения, для развития памяти, внимания, мышления, сенсорных способностей.

Планируемые

результаты

- познакомиться с понятием игровая технология;

- изучить структуру урока литературного чтения;

- подобрать игры для повышения техники чтения, осознанного чтения, для развития памяти, внимания, мышления, сенсорных способностей;

- спланировать использование на уроке игровой технологии;

- провести урок в 1 классе;

- получить доказательства того, что, играя, дети могут обучаться;

- используя полученные знания, разработать фрагмент урока литературного чтения «Русская народная сказка «Рукавичка».

Сроки реализации

проекта

1 урок.

Целевая аудитория

Ученики начальной школы. 1 класс.




Введение

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». (В. А. Сухомлинский - выдающийся советский педагог).

Игра для ребёнка – это не просто развлечение или способ провести свободное время, это – необходимое условие психического и физического развития ребёнка. Игра выполняет функции обучения и развития.

Она учит использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. Игры развивают личностные, моральные качества, а также и физические. Помимо этого, развиваются и интеллектуальные качества, игра критически важна для развития, потому что это способ взаимодействия ребёнка с миром.

Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, в Библии, сочинениях древних философов (Платона, Аристотеля). Интересно взглянуть на корни слова «игра» в древних языках. У греков им назывались действия, свойственные детям (т.е. то, что называется «предаваться ребячеству»). У римлян смысл слова происходил от понятий радости, веселья, у евреев — от шутки, смеха. И санскрит обозначал игру как радость.

Ещё с древних времен игры использовались для воспитания и обучения подрастающего поколения, понимания способностей ребенка и выработки навыков. Дети и сейчас естественным образом тянутся к игре, и эту тягу можно использовать в педагогических целях.

Цель проекта: разработать фрагмент урока литературного чтения в 1 классе с использованием игровой технологии.

Задачи:

  1. познакомиться с понятием игровая технология:

  • педагогическая игра;

  • классификация игр.

  1. подобрать игры, подходящие к уроку литературного чтения:

  • выяснить возрастные особенности первоклассников;

  • ознакомиться с типами уроков и со структурой построения урока литературного чтения;

  • подобрать игры для повышения техники чтения, осознанного чтения, для развития памяти, внимания, мышления, сенсорных способностей.

Игровой элемент может быть использован на определенном этапе урока, во время ознакомления с материалом или его практической проработки. Игра должна соответствовать теме и цели урока. Важно следить за тем, чтобы не терялась дидактическая составляющая, иначе дети весело проведут время, но ничего не запомнят. Игровая технология должна соответствовать возрасту школьников.

Гипотеза: Действительно ли, что дети, играя, не замечают, как учатся.

Теоретическое обоснование

Педагогическая игра – это активная самостоятельная деятельность человека, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения цели игры.

В педагогической науке игры классифицируют по разным критериям. Основным фактором при выборе той или иной технологии является цель.

Классификация игр:

  • дидактические: получение новых знаний, формирование и применение общеобразовательных и трудовых ЗУН (знаний, умений, навыков) на практике;

  • воспитательные: формирование мировоззрения, моральных и эстетических установок;

  • развивающие: развитие мышления, внимания, воображения и творческих способностей, сопереживания и рефлексии;

  • социализирующие: обучение общественным нормам; развитие коммуникабельности и умения контролировать стресс; приспособление к жизненным условиям.

Свою работу над разработкой фрагмента урока с использованием игровой технологии начали с того, что выяснили возрастные особенности учеников 1 класса.

В младшем школьном возрасте дети с радостью воспринимают игры, поскольку наглядно-образное мышление познания мира им знакомо лучше всего из дошкольных воспитательных учреждений.

В начальной школе большое место всё ещё отводится развивающим играм, продолжающим формирование бытового словаря, речи, укрепляющим память, мышление и внимательность. Дидактические игры применяются практически на всех уроках.

Возрастные особенности учеников 1 класса.

  • Первоклассники легко отвлекаются, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

  • Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

  • Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).

  • У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни.

  • Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

  • Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Работу над проектом мы решили начать от общего к частному.

Выбрали урок литературного чтения в классе по теме «Русская народная сказка «Рукавичка». Приложение 1. Сначала выяснили, какие бывают типы уроков.

Типы уроков литературного чтения:

  1. Урок чтения и анализа произведения (комбинированный)

  2. Урок чтения крупнообъёмного произведения

  3. Урок чтения (слушания) произведения

  4. Обобщающий урок по разделу

  5. Урок внеклассного чтения

  6. Урок творчества

Остановились на комбинированном уроке.

Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала.

Следующим этапом нашей работы стало знакомство со структурой урока. Здесь за помощью мы обратились к учителям начальной школы. Нам были важны их советы по выбору этапа урока, на котором можно было бы провести игры.

Структура урока чтения и коллективного анализа художественного произведения состоит из таких основных этапов:

  1. Подготовка к восприятию текста.

  2. Первичное восприятие текста.

  3. Проверка первичного восприятия текста.

  4. Чтение и анализ произведения.

  5. Обобщение.

Практическая часть

Подбирая игры для урока литературного чтения, мы определили, что проведём их на этапе проверки первичного восприятия текста. Приложение 2 Нам хотелось подобрать игры для повышения техники чтения, осознанного чтения, для развития памяти, внимания, мышления, сенсорных способностей детей.

1 игра «Скорочтение»

Методика скорочтения позволяет повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряет восприятие смысла прочитанного текста. Улучшается зрительная и слуховая память, развивается логическое мышление, поднимается уровень внимания. Приложение 3

Формирует:

  • повышение техники чтения, качества усвоения текста;

  • развитие психических процессов (память, мышление, речь и т.д.);

  • умение применять полученные знания на практике.             

Детям был предложен текст без пробелов. Простым карандашом нужно разделить сплошной текст на слова. Второй текст был со случайными символами. Надо было увидеть и прочитать предложения. По прочитанным текстам дети определили, какие моменты сказки они прочитали.

2 игра «Я беру тебя с собой»

Игра направлена на актуализацию знаний учащихся, способствует накоплению информации о признаках объектов. Приложение 4

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;

  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Дети получили картинки с различными предметами. Раскрасили их. Затем им показали картинку с изображением фрагмента сказки. Ученики должны посмотреть на свои картинки и подумать, подходит ли их предмет к данной картинке. Если подходит, то показать картинку. Мы отвечаем: берём этот предмет или нет. Все подходящие картинки собираются на доске. Дети должны определить, по какому признаку собралось множество. В данной игре – это герои сказки «Рукавичка».

3 игра «Чудесный мешочек»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Приложение 5    

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Сенсорное развитие у младшего школьника включает в себя зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Формирует:

  • познавательную деятельность ребёнка, для формирования у него высших психических функций, что необходимо для обучения;

  • развитие мелкой моторики рук, важно для взаимодействия с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность.

Ученику предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти предмет из сказки "Рукавичка". В мешочке находятся предметы разной формы, величины, фактуры: шарф, перчатка, варежка, шапка, носок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не найдут рукавичку.

4 игра «Двойные каракули»

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счёт выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления. Приложение 6

Формирует:

  • более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

  • снижает утомляемость, которая возникает к концу урока;

  • активирует мыслительную активность;

  • способствует более активной подвижности кистей рук;

  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений.

«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

Каждый ученик получил листок с контуром рукавички. На рисунке отмечены точки – начало пути и стрелочки – направление движения. Указательными пальцами обеих рук необходимо синхронно обводить контур рукавички, двигаясь из одной точки в разных направлениях.

Заключение

На уроке в 1 классе мы вместе с детьми прочитали русскую народную сказку «Рукавичка». На этапе проверки первичного восприятия текста провели игры. Первоклассники быстро включились в игру, мы увидели их увлечённость и интерес.

На основе этого сделали вывод: действительно, дети, играя, не замечают, как учатся. Их ответы и выполненные задания являются подтверждением нашей гипотезы.

Своё выступление хотим закончить продолжением фразы Сухомлинского В.А.: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».



Список источников:
  1. https://childdevelop.info/generator/letters/speedreading.html

  2. https://nukadeti.ru/skazki/rukavichka

  3. https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-chudesnyj-meshochek-4128905.html

  4. https://pedsovet.su/metodika/priemy/6359_priem_ya_beru_teby_s_soboy

  5. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nejrogimnastika_dlya_detej_kompleks_uprazhnenij/

  6. https://www.sites.google.com/site/fgosurok/home/etapy-uroka-po-fgos-spargalka



Приложение 1

Русская народная сказка

«Рукавичка»

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик.

Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!

А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

А дед пришёл и забрал рукавичку.




















Приложение 2

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые результаты:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений.

- метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты:

- знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка»,

- анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану.

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки, развивать умение анализировать и сравнивать, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Самоопределение к деятельности.

  4. Физкультминутка.

  5. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи.

  2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

  3. Решение учебной задачи.

  4. Первичное закрепление.

  5. Проверка первичного восприятия текста:

- игра «Скорочтение»

- игра «Я беру тебя с собой»

- игра «Чудесный мешочек»

- игра «Двойные каракули»

  1. Обобщение.

  2. Итог урока.

  3. Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое – самым простым?

Приложение 3



Приложение 4





Приложение 5























Приложение 6







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанова Ирина Михайловна

Дата: 05.01.2024

Номер свидетельства: 643587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства