Формы оценивания идивидуальных достижений планируемых результатов учащихся по предметам образовательной области "Искусство"
Формы оценивания идивидуальных достижений планируемых результатов учащихся по предметам образовательной области "Искусство"
В целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся Министерство образования России своим письмом от 03.10.2003 № 13-51-237/13 предложило органам управления образованием субъектов Российской Федерации изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки.
Безотметочное обучение – это осуществление нового подхода к оцениванию, который позволяет преодолеть недостатки существующей традиционной пятибалльной «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система позволяет обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Безотметочное обучение -это решительный отказ от идеологии и практики педагогики насильственного формирования личности ребенка, обращение к гуманистическим личностно – ориентированным технологиям обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы оценивания идивидуальных достижений планируемых результатов учащихся по предметам образовательной области "Искусство" »
В целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся Министерство образования России своим письмом от 03.10.2003 № 13-51-237/13 предложило органам управления образованием субъектов Российской Федерации изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки.
Министерство рекомендовало использовать при обучении физической культуре, изобразительному искусству, музыке безотметочное оценивание по зачетной системе.
Безотметочное обучение – это осуществление нового подхода к оцениванию, который позволяет преодолеть недостатки существующей традиционной пятибалльной «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система позволяет обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление детей к появлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности, способствует формированию позитивной «Я – концепции» личности ребенка, стимулирует ребенка на дальнейшую работу по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Безотметочное обучение -это решительный отказ от идеологии и практики педагогики насильственного формирования личности ребенка, обращение к гуманистическим личностно – ориентированным технологиям обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
В результате перехода на безотметочное оценивание обеспечивается раскрытие творческого потенциала личности учащегося, повышение учебной мотивации, учебной самостоятельности и активности, формируется оценочная самостоятельность обучающихся, создастся психологически - комфортная атмосфера на уроках.
Для осуществления контроля при безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Наряду с художественным творчеством, находят признание интеллектуальные и инициативные проявления ребенка. Особо отмечаю «умные» вопросы, самостоятельный поиск учениками дополнительного учебного материала, интересные догадки, предположения, версии.
Процедура оценивания при безотметочном обучении состоит и в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения.
Самооценка ученика складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев (например: эстетичность, аккуратность в работе, выражение идеи, замысла, удачное использование художественного материала и другое). В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих способов деятельности.
Критерии оценивания.
критерии
аспекты
Знание и понимание
понимание
рассматриваемой
темы
применение
теоретических знаний и
специфической терминологии
ясное критическое осмысление изучаемого материала
Применение
знаний, понимания и умений
выбор подходящих форм
выражения идей, мыслей, чувств; творческий
замысел.
использование художественных техник и
материалов;
практических
навыков.
нахождение оригинальных решений;
развитие
своих идей, тем
и композиций до реализации
замысла.
Презентация работы, размышления и самооценка
представление своей работы.
размышление над вопросами внутри работы
самооценка
Отношение к
работе.
Личная вовлеченность в творческий процесс.
эстетичность
выполнения
работы
уровень личной заинтересованности в работе
умение довести начатое до завершения
В основе деятельности учителя в условиях безотметочного обучения лежит применение индивидуальных эталонов для оценки труда школьников, способствующее созданию ситуации успеха каждому обучающемуся.
Вместо отметки вводится содержательная оценка и самооценка достигнутого результата, производимая с помощью критериев оценивания.
Основными функциями педагога на уроке стало включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.
Анализируя работу, могу сказать следующее: из 100% обучающихся в 2012-20132 учебном году – 41% учеников осваивает материал (теория и практика) на высоком уровне; 48% обучающихся имеют средний уровень; 11% обучающихся имеют достаточный , с некоторыми затруднениями уровень;
В 2013-2014 учебном году из 100% обучающихся – 43% учеников осваивает материал на высоком уровне; 52 % обучающихся имеют средний уровень, 5% обучающихся имеют достаточный , с некоторыми затруднениями уровень.
Результативность обучающегося фиксируется в индивидуальную карту успешности.
Средством предъявления собственных творческих достижений является портфолио по изобразительному искусству, в который входят творческие работы.
Портфолио – это новый инструмент учета индивидуальных достижений школьников.Использование портфолио как средства оценки достижений школьников предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Ведь основной смысл «портфолио» - «показать все, на что ты способен».
Рассматриваю портфолио как результат творческой деятельности учащегося. В конце года на одном из последних уроков организую выставку портфолио по изобразительному искусству. По желанию ученик предоставляет свой портфолио для просмотра товарищам, проводится обсуждение положительных наработок, удачных творческих работ.
Главные результаты, выявленные мной в процессе педагогического наблюдения:
- перестали рисовать за детей их родители;
- возросла активность учащихся на уроках и в процессе подготовки к урокам;
- мотивация к обучению перешла на новый качественный уровень (не «зарабатывание» отметки как таковой, а обучение осознанное, основанное на саморазвитии, самореализации);
- нет психологического дискомфорта на уроках изобразительного искусства, что позволяет творчески работать и учителю и ученику.
Все эти важные составляющие позволяют мне и моим ученикам приблизить урок изобразительного искусства к творческому процессу, который возможен в условиях безопасной среды, ориентирован на развитие оценочной самостоятельности, формирование навыков самообразования. Таким образом, безотметочная система «прижилась», дает положительные результаты, обеспечивая динамику в развитии мотивации. Дети чувствуют себя психологически комфортно, готовы к восприятию новых знаний, полны желания творчески работать.