Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
МазаловаВ.Н.
THE FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION OF YOUNG STUDENTS TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE
Mazalova V.N.
Аннотация
Статья посвящена методам и способам формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников, что чрезвычайно актуально на сегодняшний день. В младшем школьном возрасте закладываются основные качества личности ребенка. Поэтому перед учителем стоит задача привить интерес и любовь у учащихся к иностранному языку на начальном этапе обучения.
The article is devoted to the methods and ways of formation of positive motivation to learn a foreign language in primary school, which is extremely important today. In the early school years the fundamental quality of a child's personality is established. Therefore, before the teacher is challenged to instill interest and love of students to a foreign language at the initial stage of learning.
Ключевые слова: мотивация, мотивация изучения иностранного языка, компьютерные технологии, нестандартный урок, проблемные ситуации, ситуация успеха.
Motivation, motivation for learning languages, computer technologies, non-standard lesson, problem situation, situation of success.
Проблема формирования мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. Однако проблема мотивации изучения иностранных языков стоит особенно остро. Изменение характера международных отношений нашего государства делают иностранные языки более востребованными в жизни человека. Всё это повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию для его изучения.
Мотивация - важнейший процесс овладения иностранным языком. Качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и потребностей. Именно мотивация способствует целенаправленной активности, которая и определяет выбор методов и приемов для достижения поставленной цели [1].
Именно младшие школьники являются самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению иностранного языка. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся может быть достигнуто путём решения следующих задач:
1. Создание системы упражнений, выполняя которые обучающиеся смогли бы ощутить результат своей деятельности.
2. Разработка стимулов и поощрений, так называемая система педагогических воздействий учителя.
3. Эффективное использование на уроках иностранного языка компьютерных технологий и интернет ресурсов.
4. Создание системы внеклассных мероприятий для мотивации изучения языка.
5. Совместная работа родителей и учителей начальных классов в изучении иностранного языка.
Для формирования положительной мотивации у школьников младших классов могут использоваться различные методы и приёмы. Основным и самым эффективным способом формирования положительной мотивации является представление изучаемого материала при помощи игровых приемов [2].
Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Применяя игровые приемы на уроке учителю необходимо помнить о своевременности, целесообразности и определенном результате, то есть, формировать у учащихся конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, восприятие и понимание речи на слух, диалогическую и монологическую речь) [3]. Необходимо, чтобы все упражнения, которые используются на уроке для изучения учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. При этом сюжетно-ролевые игры имеют большое значение.
внеурочная деятельность по английскому языку;
олимпиады и конкурсы по предмету.
Внеурочная деятельность по английскому языку – дополнительный источник пробуждения интереса к изучению иностранного языка. Проведение праздников, тематических вечеров помогает заметить способности учащихся, дает возможность применить накопленные знания и умения.
использование на уроках коллективных форм работы.
Мотивация совместной учебной работы приводит к формированию положительной мотивации изучения иностранного языка. В коллективной учебной деятельности младшего школьника привлекает возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями и умениями произошло наиболее эффективно. При этом, мотивация совместной учебной работы формирует также внешнюю мотивацию к изучению иностранного языка.
использование компьютерных технологий.
У младших школьников очень развито непроизвольное внимание, которое становится более устойчивым, если учебный материал представлен наглядно, ярко. В роли наглядности могут быть использованы мультимедийные презентации. Методическая сила таких презентаций как раз состоит в том, что ученика намного легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Кроме этого, презентация дает возможность учителю преподнести учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета. Это дает возможность построить урок таким образом, чтобы добиться максимального успеха.
нестандартные формы проведения уроков.
Нестандартный урок – это урок, имеющий нетрадиционную структуру. Формы проведения нестандартных уроков разнообразны. Самыми распространенными видами нестандартных уроков для учащихся младшего школьного возраста являются уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки – ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - викторины. Можно обратить внимание на то, что к нестандартным урокам отнесены некоторые типы занятий, которые можно отнести к вспомогательным, внеклассным и внеурочным формам организации учебной деятельности. Нестандартные формы проведения уроков повышают интерес и мотивацию учеников к изучению иностранных языков.
организация индивидуального подхода.
Школьнику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе он не может решить самостоятельно, но в совместной работе с учителем, при совместном поиске у него раскрываются все его потенциальные возможности и увеличивается вера в свои собственные силы, свой успех.
создание проблемных ситуаций.
Создание на уроке проблемных ситуаций является мотивацией, что дает возможность вспомнить ранее усвоенные вопросы, подготовиться к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому целесообразно создавать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
создание ситуации успеха
Для детей младшего школьного возраста очень важен успех в обучении. Дети хотят получать только хорошие отметки, слушать, как их хвалят, но для этого нужно делать немало усилий и учитель должен стимулировать их учебную деятельность. В современной школе учитель организует учебную деятельность и создает условия, обеспечивающие успех для каждого ребенка. Находясь в ситуации успеха, каждый ребёнок переживёт радость достижения, осознает свои возможности и поверит в себя. Только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором развития личности.
Таким образом, применение методов и способов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка является актуальным именно в младшем школьном возрасте. Интерес и любовь к языку будут способствовать дальнейшему успешному овладению им учащимися на следующих ступенях обучения.
Литература:
Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева // Первое сентября. - 2003. - № 1. – С. 2-4.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. – 125 с.
Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 3. – С. 15.