Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков
Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков
Ситуация в обществе, которая признается и формулируется как ситуация стабильной нестабильности, неминуемо отражается на всех общественных явлениях, структурах и их участниках. И, конечно, это не может не отражаться на учебно-воспитательном процессе и уроке, в частности. Когда, кажется, система урока отработана и систематизированы все ее части, и можно «спокойно» работать, как раз, и происходят подвижки ситуации: изменяются требования, в класс приходит новый ученик, изменяется расписание и т.д. Это требует от учителя умения быстрого перехода из одной роли в другую. И это каждый учитель отслеживает на себе ежедневно: на уроке он - учитель-предметник, прозвенел звонок и он уже классный руководитель, которому нужно спуститься в столовую, покормить детей, нужно съездить на экскурсию - он уже организатор, нужно написать характеристику - учитель - социальный педагог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков »
В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.
Микулёнок Жанна Юрьевна,
заместитель директора по учебной работе
ПЛАН
Что понимают под коммуникативными навыками
Этапы формирования коммуникативных умений и навыков
Методы и приемы. Анализ практики.
В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.
Прежде чем приступить к обсуждению понятия учебно-коммуникативных навыков, хотелось бы ответить на вопрос: «Почему сегодня так важен вопрос формирования учебно-коммуникативных навыков?».
Ситуация в обществе, которая признается и формулируется как ситуация стабильной нестабильности, неминуемо отражается на всех общественных явлениях, структурах и их участниках. И, конечно, это не может не отражаться на учебно-воспитательном процессе и уроке, в частности. Когда, кажется, система урока отработана и систематизированы все ее части, и можно «спокойно» работать, как раз, и происходят подвижки ситуации: изменяются требования, в класс приходит новый ученик, изменяется расписание и т.д. Это требует от учителя умения быстрого перехода из одной роли в другую. И это каждый учитель отслеживает на себе ежедневно: на уроке он - учитель-предметник, прозвенел звонок и он уже классный руководитель, которому нужно спуститься в столовую, покормить детей, нужно съездить на экскурсию - он уже организатор, нужно написать характеристику - учитель - социальный педагог. И выполнить это без осознанного и активного самоопределения невозможно. Теперь понятно, зачем коммуникативные навыки учителю, а зачем они нужны ученикам, ведь учитель все для них приготовит. Ответ на этот вопрос кроется в перспективе. Сегодня существует и в дальнейшем будет умножаться количество профессий (деятельностей), требующих специальной коммуникативной подготовки:
менеджеры различных направлений,
РК- форматы,
кураторы,
переводчики,
дипломаты и др.
Так, где же ребенку научиться этим умениям, если не в школе?
Учебно-коммуникативные умения—это умения, которые проявляются во время учебной деятельности через общение, диалог. К учебно-коммуникативным умениям относятся следующие умения:
слушать,
слушать и записывать.
Слушать и вносить изменения в текст,
излагать свои мысли на бумаге и вслух,
аргументировать и доказывать,
выступать перед аудиторией,
вести диалог,
высказывать своё мнение,
формулировать вопросы,
анализировать, обобщать и т.д.
Этапами формирования учебно-коммуникативных умений являются понимание и реагирование. В практике методами и приёмами формирования умений обычно являются упражнения на составление устных связных высказываний с элементами творчества, составление диалогов и монологов по заданной теме, составление вопросов к тексту, составление ответов на вопросы в точном соответствии с заданием, соблюдение речевого этикета при общении, употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях. Для любого человека важно, чтобы ещё в детстве у него сформировать навыки коммуникативного поведения. Это залог того, что он вырастает общительным человеком. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чём -либо окружающих, призвать их на помощь, вызвать их сочувствие. Самое главное в общении—это самосознание человека через познание других людей и с их помощью.
Этап понимания подразделяется на три части:
Предпонимание проявляется в возникновении внимания и интереса у учащихся к преподаваемому предмету. Появляются мнения, гипотезы, они отражают сферу понятого в материале. Вопросы - определяют сферу непонятого.
Постижение единства обсуждаемого явления. Проявляется в умении делать анализ и находить связи между частями этого явления.
3. Интерпретация проявляется в умении обобщать изучаемый материал и преподносить его. Этап реагирования подразделяется на четыре базовых типа(подробно о типах реагирования в следующий раз):
не-Деяние.
Экспансия.
Подчинение.
Диалог.
Какие же условия необходимы для формирования учебно-коммуникативных умений?
Это, прежде всего, благоприятный эмоциональный фон, интересная творческая работа, гдекаждый занимает, по условию, активную позицию и желает что-то сделать, чтобы всераскрепостились и рождали идеи.
Все эти условия составляют тело урока. Главным человеком, который отвечает за поддержание этого тела, поддерживает эмоциональный климат, является учитель.
Дидактическое взаимодействие.
Выполняет советы преподавателя по организации и
оказанию помощи в совместной с одноклассником учебной деятельности по решению учебных задач. Владеет контактной, информационной, побудительной, координационной, амотивной функциями учебно-исследовательского общения.
• Техника устной речи. Умеет отвечать на вопросы различного характера; владеет техникой постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско-практическом занятии, к учителю. Умеет выступать по плану подробно, сжато; может создавать (различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение) связные высказывания.
Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных и публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
умение внимательно слушать и слышать, не переключаясь на посторонние воздействия;
умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя;
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
соблюдение речевого этикета при общении;
составление устных связных высказываний с элементами творчества
Перед родителями встает задача научить своего ребенка позитивным моделям коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развивать способность к общению - способность, наличие которой предполагает:
желание вступать в контакт;
умение организовать общение - слушание, эмоциональное сопереживание, решение конфликтных ситуаций;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими?
Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировались цавыки коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развить способность, наличие которой предполагает:
желание вступать в контакт;
умение организовать общение - слушание, эмоциональное сопереживание, решение конфликтных ситуаций;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими?
Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировать навыки коммуникативного проведения. Это как бы залог того, что он вырастает общительным человеком. Ценность общительности велика. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них разрешение или разъяснение и т. д. Но самое главное в общении - это самопознание человека через познание других людей и с их помощью.Мы видим, что существуют определенные возрастные периоды, наилучшие для освоения навыка коммуникации, и самый важный из них - первые 5 лет жизни. Отсюда становится очевидной наиважнейшая роль родителей и всех членов семьи в этом деле.
Приложение.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 5 класса
В технике устной речи умет:
отвечать на вопросы различного характера;
владеет техникой постановки различных по характеру вопросов к тексту, к рассказу, к ответу, к слову;
ведет диалог на материале несложных тем с использованием наглядности;
по плану пересказывает подробно, сжато, выборочно содержание фильма, художественного произведения;
умеет создавать связные высказывания, различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение.
Устная монологическая речь в течение 1-1,5 минуты.
В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу.
Темп письма – ориентировочно – 60 знаков в минуту.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 6 класса
В технике устной речи умеет:
применять пересказ (выборочно, логично, сжато) радио-, видеопередачи, к/ф, художественного произведения;
создает связные высказывания, различные по типу, стилю речи, композиции на основе сравнения фактов и явлений;
Устная монологическая речь в течение 2 минут
В технике письменной речи:
владеет основными видами письменных работ и освоены новые – заметка в газете, объявление.
Темп письма – 70 знаков в минуту.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 7 класса
в технике устной речи:
самостоятельно формулирует вопросы для уточнения содержания усваиваемой темы;
ведет диалог с целью закрепления изучаемой темы;
составляет связные тексты типа индивидуальной и сравнительной характеристики;
строит ответ с использованием дополнительных материалов (литературы, аудио- и видеоисточников);
д) устная монологическая речь в течение 3 минут.
в технике письменной речи
владеет основными видами письменных работ и освоил новые: рецензия на ответ ученика, интервью по теме.
Темп письма – 80 знаков в минуту.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 8 класса
В технике устной речи умеет:
самостоятельно формулировать задания на применение знаний (может составить образцы контрольных работ или карточки для учащихся младших классов);
вести диалог в целях получения новой информации (урок журналистики: взять интервью у людей различной специальности в соответствии с темой);
новые виды: план на основе различных источников, тезисы, конспект лекций, протокол, заявление.
Темп письма – 90 знаков в минуту
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 9 класса
В технике устной речи:
ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации (уроки журналистики, пресс-конференции и т.д.);
самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;
различает и обоснованно выбирает тип ответа (уроки-ситуации, уроки-интервью и т.д.)
Устная монологическая речь в течение 4-5 минут.
В технике письменной речи
умеет использовать основные виды практических работ: выписывание цитат, запись под диктовку, изложение, сочинение, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, автобиография, характеристика;
в рабочих тетрадях использует необходимые сокращения, элементы стенографии.
Темп письма – 105 слов в минуту.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 10 класса
В технике устной речи умеет:
развить мысль в логике поставленного вопроса;
включиться в коллективное обсуждение и определить свое место в этой деятельности (владеет техникой спора, конфликта, обсуждения и т.д.);
сделать доклад или сообщение на основе различных источников знаний с использованием форм рассуждений и доказательств;
связно изложить тему, цель, гипотезу, ход и результаты своей частично-поисковой работы.
Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 6-7 минут.
В технике письменной речи:
умеет пользоваться всеми видами письменных работ и освоил новую – написание научной работы (курсовая, тематическая).
Темп письма – ориентировочно 110 слов в минуту.
Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 11 класса
В технике устной речи умеет:
аргументировать свои высказывания;
свободно владеет основными типами ответов;
резецировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму;
Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 8-10 минут.
В технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.