kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуация в обществе, которая признается и формулируется как ситуация стабильной нестабильности, неминуемо отражается на всех общественных явлениях, структурах и их участниках. И, конечно, это не может не отражаться на учебно-воспитательном процессе и уроке, в частности. Когда, кажется, система урока отработана и систематизированы все ее части, и можно «спокойно» работать, как раз, и происходят подвижки ситуации: изменяются требования, в класс приходит новый ученик, изменяется расписание и т.д. Это требует от учителя умения быстрого перехода из одной роли в другую. И это каждый учитель отслеживает на себе ежедневно: на уроке он - учитель-предметник, прозвенел звонок и он уже классный руководитель, которому нужно спуститься в столовую, покормить детей, нужно съездить на экскурсию - он уже организатор, нужно написать характеристику - учитель - социальный педагог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков »

В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.

Микулёнок Жанна Юрьевна,

заместитель директора по учебной работе

ПЛАН

  1. Что понимают под коммуникативными навыками

  2. Этапы формирования коммуникативных умений и навыков

  3. Методы и приемы. Анализ практики.

  4. В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.

Прежде чем приступить к обсуждению понятия учебно-коммуникативных навыков, хотелось бы ответить на вопрос: «Почему сегодня так важен вопрос формирования учебно-коммуникативных навыков?».

Ситуация в обществе, которая признается и формулируется как ситуация стабильной нестабильности, неминуемо отражается на всех общественных явлениях, структурах и их участниках. И, конечно, это не может не отражаться на учебно-воспитательном процессе и уроке, в частности. Когда, кажется, система урока отработана и систематизированы все ее части, и можно «спокойно» работать, как раз, и происходят подвижки ситуации: изменяются требования, в класс приходит новый ученик, изменяется расписание и т.д. Это требует от учителя умения быстрого перехода из одной роли в другую. И это каждый учитель отслеживает на себе ежедневно: на уроке он - учитель-предметник, прозвенел звонок и он уже классный руководитель, которому нужно спуститься в столовую, покормить детей, нужно съездить на экскурсию - он уже организатор, нужно написать характеристику - учитель - социальный педагог. И выполнить это без осознанного и активного самоопределения невозможно. Теперь понятно, зачем коммуникативные навыки учителю, а зачем они нужны ученикам, ведь учитель все для них приготовит. Ответ на этот вопрос кроется в перспективе. Сегодня существует и в дальнейшем будет умножаться количество профессий (деятельностей), требующих специальной коммуникативной подготовки:

  • менеджеры различных направлений,

  • РК- форматы,

  • кураторы,

  • переводчики,

  • дипломаты и др.

Так, где же ребенку научиться этим умениям, если не в школе?

Учебно-коммуникативные умения—это умения, которые проявляются во время учебной деятельности через общение, диалог. К учебно-коммуникативным умениям относятся следующие умения:

слушать,

слушать и записывать.

Слушать и вносить изменения в текст,

излагать свои мысли на бумаге и вслух,

аргументировать и доказывать,

выступать перед аудиторией,

вести диалог,

высказывать своё мнение,

формулировать вопросы,

анализировать, обобщать и т.д.

Этапами формирования учебно-коммуникативных умений являются понимание и реагирование. В практике методами и приёмами формирования умений обычно являются упражнения на составление устных связных высказываний с элементами творчества, составление диалогов и монологов по заданной теме, составление вопросов к тексту, составление ответов на вопросы в точном соответствии с заданием, соблюдение речевого этикета при общении, употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях. Для любого человека важно, чтобы ещё в детстве у него сформировать навыки коммуникативного поведения. Это залог того, что он вырастает общительным человеком. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чём -либо окружающих, призвать их на помощь, вызвать их сочувствие. Самое главное в общении—это самосознание человека через познание других людей и с их помощью.

Этап понимания подразделяется на три части:

  1. Предпонимание проявляется в возникновении внимания и интереса у учащихся к преподаваемому предмету. Появляются мнения, гипотезы, они отражают сферу понятого в материале. Вопросы - определяют сферу непонятого.

  2. Постижение единства обсуждаемого явления. Проявляется в умении делать анализ и находить связи между частями этого явления.

3. Интерпретация проявляется в умении обобщать изучаемый материал и преподносить его.
Этап реагирования подразделяется на четыре базовых типа(подробно о типах реагирования в
следующий раз):

  1. не-Деяние.

  2. Экспансия.

  3. Подчинение.

  4. Диалог.

Какие же условия необходимы для формирования учебно-коммуникативных умений?

Это, прежде всего, благоприятный эмоциональный фон, интересная творческая работа, где каждый занимает, по условию, активную позицию и желает что-то сделать, чтобы все раскрепостились и рождали идеи.

Все эти условия составляют тело урока. Главным человеком, который отвечает за поддержание этого тела, поддерживает эмоциональный климат, является учитель.

  • Дидактическое взаимодействие.

Выполняет советы преподавателя по организации и

оказанию помощи в совместной с одноклассником учебной деятельности по решению учебных задач. Владеет контактной, информационной, побудительной, координационной, амотивной функциями учебно-исследовательского общения.

Техника устной речи. Умеет отвечать на вопросы различного характера; владеет техникой
постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско-практическом занятии, к учителю. Умеет выступать по плану подробно, сжато; может создавать (различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение) связные высказывания.

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

К таким навыкам относятся:

выслушивание мнения других;

владение различными формами устных и публичных выступлений;

оценка разных точек зрения;

владение приемами риторики;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

ведение дискуссии

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

  • умение внимательно слушать и слышать, не переключаясь на посторонние воздействия;

  • умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя;

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • соблюдение речевого этикета при общении;

  • составление устных связных высказываний с элементами творчества

Перед родителями встает задача научить своего ребенка позитивным моделям коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развивать способность к общению - способность, наличие которой предполагает:

  • желание вступать в контакт;

  • умение организовать общение - слушание, эмоциональное сопереживание, решение конфликтных ситуаций;

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими?

Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировались цавыки коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развить способность, наличие которой предполагает:

  1. желание вступать в контакт;

  1. умение организовать общение - слушание, эмоциональное сопереживание, решение конфликтных ситуаций;

  2. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими?

Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировать навыки коммуникативного проведения. Это как бы залог того, что он вырастает общительным человеком. Ценность общительности велика. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них разрешение или разъяснение и т. д. Но самое главное в общении - это самопознание человека через познание других людей и с их помощью.Мы видим, что существуют определенные возрастные периоды, наилучшие для освоения навыка коммуникации, и самый важный из них - первые 5 лет жизни. Отсюда становится очевидной наиважнейшая роль родителей и всех членов семьи в этом деле.

Приложение.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 5 класса

В технике устной речи умет:

  1. отвечать на вопросы различного характера;

  2. владеет техникой постановки различных по характеру вопросов к тексту, к рассказу, к ответу, к слову;

  3. ведет диалог на материале несложных тем с использованием наглядности;

  4. по плану пересказывает подробно, сжато, выборочно содержание фильма, художественного произведения;

  5. умеет создавать связные высказывания, различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение.

Устная монологическая речь в течение 1-1,5 минуты.

В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу.

Темп письма – ориентировочно – 60 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 6 класса

В технике устной речи умеет:

  • применять пересказ (выборочно, логично, сжато) радио-, видеопередачи, к/ф, художественного произведения;

  • создает связные высказывания, различные по типу, стилю речи, композиции на основе сравнения фактов и явлений;

Устная монологическая речь в течение 2 минут

В технике письменной речи:

владеет основными видами письменных работ и освоены новые – заметка в газете, объявление.

Темп письма – 70 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 7 класса

в технике устной речи:

  1. самостоятельно формулирует вопросы для уточнения содержания усваиваемой темы;

  2. ведет диалог с целью закрепления изучаемой темы;

  3. составляет связные тексты типа индивидуальной и сравнительной характеристики;

  4. строит ответ с использованием дополнительных материалов (литературы, аудио- и видеоисточников);

д) устная монологическая речь в течение 3 минут.

в технике письменной речи

владеет основными видами письменных работ и освоил новые: рецензия на ответ ученика, интервью по теме.

Темп письма – 80 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 8 класса

В технике устной речи умеет:

  • самостоятельно формулировать задания на применение знаний (может составить образцы контрольных работ или карточки для учащихся младших классов);

  • вести диалог в целях получения новой информации (урок журналистики: взять интервью у людей различной специальности в соответствии с темой);

  • связно изучать материал из различных источников;

  • составлять характеристики: групповые, индивидуальные, сравнительные.

Устная монологическая речь в течение 3-4 минут.

В технике письменной речи:

  • владеет основными видами письменных работ;

  • новые виды: план на основе различных источников, тезисы, конспект лекций, протокол, заявление.

Темп письма – 90 знаков в минуту

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 9 класса

В технике устной речи:

  • ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации (уроки журналистики, пресс-конференции и т.д.);

  • самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;

  • различает и обоснованно выбирает тип ответа (уроки-ситуации, уроки-интервью и т.д.)

Устная монологическая речь в течение 4-5 минут.

В технике письменной речи

  • умеет использовать основные виды практических работ: выписывание цитат, запись под диктовку, изложение, сочинение, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, автобиография, характеристика;

  • в рабочих тетрадях использует необходимые сокращения, элементы стенографии.

Темп письма – 105 слов в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 10 класса

В технике устной речи умеет:

  • развить мысль в логике поставленного вопроса;

  • включиться в коллективное обсуждение и определить свое место в этой деятельности (владеет техникой спора, конфликта, обсуждения и т.д.);

  • сделать доклад или сообщение на основе различных источников знаний с использованием форм рассуждений и доказательств;

  • связно изложить тему, цель, гипотезу, ход и результаты своей частично-поисковой работы.

Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 6-7 минут.

В технике письменной речи:

умеет пользоваться всеми видами письменных работ и освоил новую – написание научной работы (курсовая, тематическая).

Темп письма – ориентировочно 110 слов в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки , которыми должен владеть выпускник 11 класса

В технике устной речи умеет:

  • аргументировать свои высказывания;

  • свободно владеет основными типами ответов;

  • резецировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму;

Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 8-10 минут.

В технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.

Темп письма – ориентировочно 120 слов в минуту.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков

Автор: Микуленок Жанна Юрьевна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства