"Формирование общих компетенций обучающихся и активизация волонтерского движения средствами музейной педагогики"
"Формирование общих компетенций обучающихся и активизация волонтерского движения средствами музейной педагогики"
Любая деятельность человека в социуме, в том числе, профессиональная, не может быть плодотворной без культурно-исторической памяти, преемственности, осознания причастности к своим предкам, к прошлому народа и государства.XXI век сопровождается болезненными явлениями – разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров – все это отрицательно сказывается на внутреннем мире ребенка. И вот эту возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром в значительной мере может удовлетворить музей, если, конечно, он станет для наших обучающихся воспитательно-образовательным пространством, хранящим предметы человеческой памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование общих компетенций обучающихся и активизация волонтерского движения средствами музейной педагогики" »
Формирование общих компетенций обучающихся и активизация волонтерского движения средствами музейной педагогики
Автор: Акуджба И.Х.
Любая деятельность человека в социуме, в том числе, профессиональная, не может быть плодотворной без культурно-исторической памяти, преемственности, осознания причастности к своим предкам, к прошлому народа и государства.
XXI век сопровождается болезненными явлениями – разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров – все это отрицательно сказывается на внутреннем мире ребенка. И вот эту возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром в значительной мере может удовлетворить музей, если, конечно, он станет для наших обучающихся воспитательно-образовательным пространством, хранящим предметы человеческой памяти. Практический опыт и исследование позволяют говорить о том, что деятельность музеев образовательных учреждений возрождает в молодежной среде интерес к истории Отечества, желание сохранить историческую память, способствует успешной реализации по формированию общих компетенций обучающихся.
Уже во время первой ознакомительной экскурсии даю понять, что музей – это не молчаливое хранилище реликвий, а особое воспитательно-образовательное пространство, куда можно прийти с наболевшими вопросами, проблемами, получить консультацию для выполнения задания, обсудить интересующие темы, приобрести навыки в поисково-исследовательской и творческой деятельности. С первых дней экскурсий формируется Совет музея, а чуть позже приходят записываться добровольцы, которые в будущем становятся активистами музея - большими помощниками в подготовке и проведении разнообразных мероприятий. Двери музея открыты для всех в любое время.
Формирование гражданина - патриота должно осуществляться путем включения обучающихся в разнообразные виды патриотической и гражданской деятельности, развития и укрепления положительных социальных и нравственных качеств (ответственности, общественной активности, выполнения общественного долга, чести и личного достоинства).
«Дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу», - так определил К.Д. Ушинский главную цель воспитания. К направлениям такой деятельности средствами музейной педагогики можно отнести работу с ветеранами войны, труда, поисково-исследовательскую, проектную, творческую, экскурсионную, культурно-просветительскую и волонтерское движение. Именно такие виды деятельности создают благоприятные условия формирования общих компетенций у наших воспитанников. Музейная педагогика действительно дает возможность обучающимся получать знания «из первых рук» через живое общение с судьбой народа и государства, а также создает условие для разнообразных видов деятельности.
Ярким подтверждением этому являются встречи и совместные мероприятия с ветеранами ВОВ и профтехобразования. Их эмоциональные выступления вызывают большой интерес у ребят в силу свой исторической достоверности. Именно такие встречи вдохновляют активистов музея на создание интересных творческих работ, прославляющих героев войны и труда. В настоящие время мы начали создание фонотеки «Живые голоса истории» (интервью у участников ВОВ и профтехобразования). Активисты музея сочинили стихотворения, посвященные первому Герою Советского Союза 49 армии П.Хренову и военному корреспонденту армейской газеты 49 армии Б.Ярославцеву. Эти творческие работы заняли на городских конкурсах «Стань поэтом!» призовые места.
Как показывает опыт, гражданско-патриотическому становлению наших воспитанников в значительной степени способствует участие в литературно-музыкальных композициях, конкурсах военно-патриотической и солдатской песни, которые у нас проводятся систематически. Приобщение молодого поколения к образцам военно-патриотической песни через конкурсы формирует активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества. Они также создают мотивацию на развитие творческих способностей даже тех ребят, которые в силу ряда причин не могут индивидуально участвовать в творческих мероприятиях.
В работе над сценариями к знаменательным датам Совет музея часто использует документы, материалы, фотографии, фрагменты документальных и художественных фильмов, которые хранятся в фондах музея колледжа. Стараниями активистов проделана большая поисково-исследовательская работа о героях Советского Союза и интересных людях 49 армии, а также отреставрировано 6 основных экспозиций музея. Ребята научились восстанавливать и обновлять тексты, работать с документами, художественно оформлять выставки и стенды, находить и отбирать нужный материал. Все это вооружило обучающихся знаниями, позволяющими им перейти от пассивного потребления информации к активному ее поиску и осмыслению. А это формирует уже совершенно иной подход к истории: деятельной, творческий, гражданский. Именно такой тип личности сегодня востребован обществом, а ее формирование - важнейшая социальная функция военно-исторического музея образовательного учреждения.
Экскурсии по военной тематике способствуют формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов. Выездная экскурсия на рубеж обороны д. Станки Серпуховского района Московской области, где в настоящие время находятся мемориал «Слава» и музей-панорама, дала возможность нашим обучающимся встретиться со знаменитой разведчицей, кавалером 2-х орденов Славы Антониной Владимировной Ефремовой. Ребята своими глазами увидели и убедились в том, что жива память о войне – не только в архивах и книгах, а здесь, на куске родной земли, которую в смертельной схватке отстояли героические защитники Москвы. Именно такие экскурсии и позволяют нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к историческим событиям и судьбам героев.
Активная форма исследовательской деятельности - приобщение активистов музея к выполнению разнообразных творческих и исследовательских работ о прошлом и настоящим нашей Родины. Во время проведения конференции «Великая победа великого народа» обучающиеся защитили свои учебно-исследовательские работы с использованием презентаций. Конкурсные работы – «Тайфун разбит на подступах к Москве», «Герои Советского Союза Московской битвы», «Партизанское движение под Москвой», «Грозное оружие с девичьим именем» и «Народное ополчение- вклад в победу под Москвой» - пополнили видеотеку нашего музея. Лучшая работа «Народное ополчение- вклад в победу под Москвой» заняла второе место в городском конкурсе учебно-исследовательских работ. Автор этой работы Максимченко Виталий выступил с презентацией своей работы на городском круглом столе «Современные технологии в музеях колледжей». В процессе поисково-исследовательской деятельности обучающиеся приобщаются к героическому прошлому, им удается познать историю своего Отечества прикосновение к живым ее доказательствам: фотографиям, письмам, воспоминаниям. Все это формирует духовно-нравственные ценности обучающихся, вызывает уважение и гордость к участникам ВОВ и труда.
Волонтерское движение, которое, безусловно, формирует у молодежи активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества, в нашем колледже является важным направлением в музейной педагогике и составной частью учебно-воспитательной работы в целом.
В любой, даже экономически сильной стране, всегда будет оставаться некоторое количество людей, которым нужна особенная помощь со стороны общества. Поэтому волонтерское движение и является той реальной силой, которая напрямую помогает тем, кому эта помощь необходима. А бескорыстная работа во благо общества сближает людей, делает их терпимее друг к другу, уменьшает жесткость и бездуховность современного мира, тем самым способствует формированию общих компетенций обучающихся. Следовательно, актуальность волонтерского движения для воспитания подрастающего поколения очевидна и неоспорима.
В нашем колледже стало традицией проведения благотворительных акций «Каждому ветерану наше доброе сердце и умелые руки». Волонтеры оказывают помощь ветеранам ВОВ, труда и просто пожилым людям на дому: восстанавливают мебель, утепляют окна, ремонтируют светильники, устанавливают книжные полки, производят уборку. Опыт проводимых акций показал, что одинокие, больные и беспомощные люди преображаются и молодеют, когда к ним приходят волонтеры. Их глаза загораются тем забытым огоньком любви и тепла, которым они когда-то согревали близких людей. А сами ребята испытывают не только чувство гордости, но и огромное удовлетворение от проделанной работы и желание продолжать волонтерскую деятельность, дарить людям заботу, любовь и внимание, которые им так не хватает в повседневной жизни.
Составной частью волонтерской деятельности является участие волонтеров в мероприятиях, которые проводят городские службы и Российский фонд помощи больным детям. Служба «Милосердие» – крупнейшая православная служба помощи в России, созданная в 1991 году. Она действует в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Волонтеры колледжа в декабре 2011 года приняли участие в акции «Подари праздник», которую проводила служба «Милосердие» (обучающиеся подарили бездомным людям и детям-сиротам теплые вещи и новогодние подарки).
Во внутриколледжной акции «Твори добро» приняли участие не только волонтеры, но и все желающие среди обучающихся и сотрудников колледжа. В ходе этой акции были собраны канцелярские товары для воспитанников коррекционной школы-интерната 7-8 вида г. Электросталь Московской области. Проводимые акции показали растущую активность обучающихся и сотрудников в оказании добровольческой помощи сиротам, бездомным людям и детям, оставшимся без попечения родителей. Наши воспитанники проявили активность во время проведения благотворительной акции Российского фонда помощи больным детям и 1-ого канала ТВ (помощь на № 5541). Такая работа бесследно не проходит: она не может не повлиять на формирование внутреннего мира наших обучающихся. Они осознают, что делать добро и оказывать бескорыстную помощь нуждающимся – долг каждого гражданина.
Все перечисленные виды деятельности действительно создают благоприятные условия формирования общих компетенций, т.е. решают задачи развития, воспитания и социально-психологической адаптации личности в обществе. Сегодня уже можно сказать об успешных результатах:
Второе место в городском конкурсе учебно-исследовательских работ «Великая победа великого народа».
Первое место в городском конкурсе творческих работ «Стань поэтом!»
Диплом участника конкурса социальных проектов «Твори добро»
Благодарственные письма МЦФПВ, Совета ветеранов Таганского р-на, школы интерната г. Электросталь.
Молодежь выступает в обществе как носитель новых социальных форм и способов поведения, и от того, какие ценности и мировоззренческие установки будут заложены в сознание молодого поколения, будет во многом зависеть судьба нашего общества, его будущее.
И если каждый из нас на своем рабочем месте создаст условия для развития социально-активной и творческой личности, то наши воспитанники, я уверенна, пойдут по жизни, соблюдая самый гуманный жизненный принцип:
Твори добро - нет больше радости.
И многим жертвуй, и спеши,
Не ради славы или сладости
А по велению души
Педагог – организатор (руководитель музея Боевой славы 49 Армии)