Формирование метапредметных умений средствами УМК Г.К.и О.В.Муравиных
Формирование метапредметных умений средствами УМК Г.К.и О.В.Муравиных
Данная статья предоставляет читателю информацию о том, как можно сформировать метапредметные умения средствами учебно-методического комплекта Г.К. Муравина и О.В. Муравиной. Девизом авторов данного учебно-методического комплекта являются следующие слова «Легко учить, интересно учиться». Статья может быть полезна учителям, преподающим математику как по УМК Муравиных, так и по другим УМК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.
При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.
Сегодня мы будем вести с вами разговор о комплексах авторов Муравиных.
Напомним о том, что девизом авторов УМК являются следующие слова «Легко учить, интересно учиться». А также авторами определены цели и принципа обучения, которые вы видите на слайде.
Данные цели и принципы очень тесно переплетаются с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС.
ФГОС второго поколения устанавливают требования к результатам образовательной программы в личностном, метапредметном и предметном направлениях.
Требования в личностном направлении подразумевают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению;
- целенаправленную познавательную деятельность;
- ценностно – смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности;
- способность ставить цели и строить планы.
Требования в предметном направлении подразумевают:
- овладение умениями в ходе изучения предмета;
- виды деятельности по получению новых знаний;
- применение знаний в различных ситуациях;
- формирование научного типа мышления;
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Требования в метапредметном направлении подразумевают:
- освоение обучающимися межпредметных понятий;
- освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;
Рассмотрим более подробно, как реализовываются метапредметные результаты в УМК Г.К. и О.В.Муравиных в учебнике 8 класса.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности
Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(345) Формирование этого вида умения возможно через решение заданий, в которых необходимо, например, решить квадратные уравнения рациональным способом. Такие задания побуждают ребенка к активной мыслительной деятельности, осознанному выбору эффективного способа решения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
(322) достаточно интересным и побуждающим к достижению цели является задание – игра, представленная на слайде.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы
Много заданий в учебниках направлено на формирование логических операций.
Это и задание:
(152) на определение отличий графика функции у = 0 и у = к/х при к=0.
(200) может ли сумма (разность, произведение, частное) двух рациональных чисел не быть рациональным числом?
(202) верно ли что разность натуральных чисел является натуральным числом?
Произведение натуральных чисел является натуральным числом?
Разность целых чисел является целым числом? И т.д.
(209) по какому правилу составлена следующая бесконечная десятичная дробь. А также дополнительные вопросы к жанному заданию: Периодическая это дробь или нет? (попробуйте обосновать свое мнение).
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
(317) Изучив формулу корней квадратного уравнения авторы учебника предлагают ребятам задание на определение корней следующего уравнения (ax2+bx+c)(px2+qx+r)=0, при а и р отличных от нуля.
Умение понимать и использовать математические средства наглядности
Формирование этого умения осуществляется через выполнение следующих заданий:
(323) составьте блок – схему решения линейного уравнения;
(153) учащимся предлагаются несколько случаев взаимного расположения точек на координатной прямой, среди которых необходимо найти тот случай, где допущена ошибка;
(242) или из представленных вариантов расположения точек на координатной прямой с заданными координатами найти тот случай, который невозможен.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки
(326) При изучении темы «Теорема Виета» авторы учебника предлагают учащимся задание на решение квадратных уравнений по формуле корней, после чего предлагается ребятам найти сумму и произведение корней, сравнить эти значения с коэффициентами соответствующего уравнения и выдвинуть гипотезу о соотношении корней и коэффициентов.
Также авторы учебников предлагают учащимся различные исследовательские работы, при выполнении которых учащиеся выдвигают гипотезы.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни
При изучении темы «Стандартный вид числа», «Решение задач с помощью систем уравнений» учащимся предлагаются задания, тесно связанные с другими учебными дисциплинами, такими как физика, астрономия, география, биология, химия и другие.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
(133) формируется при выполнении заданий на нахождение ошибки и ее исправлении.
Традиционные учебники разделенына обязательные задания и задания «повышенной сложности», а в учебниках, соответствующих ФГОС помимо обязательного минимума представлена избыточная информация, способная заинтересовать некоторых (не всех!) обучающихся, задания с возможностью выбора их характера и уровня сложности, т.е. не все, что есть в учебнике нужно прочитать, запомнить и выполнить. Надо научиться выбирать главное и интересное.
Следует отметить важную особенность линейки учебников Г.К.Муравина: это реализация принципа дифференцированного обучения, возможность построения индивидуальных траекторий изучения математики учащимися за счет выбора основного или дополнительного материала, выполнения стандартных или нестандартных решений.
Таким образом УМК Муравиных можно назвать практико – ориентированным. Представленные виды деятельности разнообразные, что дает учащимся возможность подготовиться к практической жизни. При создании учебников авторами были учтены возрастные особенности восприятия школьников, а также использован богатый авторский материал по содержанию и методике преподавания математики в школе.