Формирование медиакомпетенций средствами проектной деятельности
Формирование медиакомпетенций средствами проектной деятельности
Учреждения дополнительного образования, а именно студия «Перемена» дает огромные возможности для творческого и интеллектуального развития человека, а так же развития всех компетенций человека будущего. Медиакомпетентность – это результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социально-культурного, экономического и политического контекста медиа. Какие инновационные подходы для успешного овладения этими качествами предлагает нам современное образования? Это проектное обучение, компетентностный подход, деятельностный подход. Все эти подходы тесно взаимосвязаны, и их этапы прослеживаются в работе над творческими проектами обучающихся телестудии «Перемена». На телестудии «Перемена» основной продукт деятельности работы над проектом выступает: репортаж, газетная статья, видеофильм, видеоролик или программа «Калейдоскоп», исследовательская работа, рефераты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование медиакомпетенций средствами проектной деятельности »
Делимся опытом:
МБОУ ДОД «ДДТ» Кайеркана
Педагог дополнительного образовани
Скрылева Анна Михайловна
Контактный телефон: 89029493819
ФОРМИРОВНИНЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ
СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Любящий свое дело,
превращает его в искусство.
Талантливый ученый, профессор теоретической физики Митио Каку, в своей книги «Физика будущего» пишет: самое главное учеба в ближайшем будущем больше не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки «гугл гласс» трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Поиск информации упроститься – достаточно будет моргнуть, а мозг будет не перегружен бесполезными знаниями. Что бы добиться реального успеха в жизни, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативность, лидерские качества.
Учреждения дополнительного образования, а именно студия «Перемена» дает огромные возможности для творческого и интеллектуального развития человека, а так же развития всех компетенций человека будущего.
Медиакомпетентность – это результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социально-культурного, экономического и политического контекста медиа.
Какие инновационные подходы для успешного овладения этими качествами предлагает нам современное образования?
Это проектное обучение, компетентностный подход, деятельностный подход.
Все эти подходы тесно взаимосвязаны, и их этапы прослеживаются в работе над творческими проектами обучающихся телестудии «Перемена».
На телестудии «Перемена» основной продукт деятельности работы над проектом выступает: репортаж, газетная статья, видеофильм, видеоролик или программа «Калейдоскоп», исследовательская работа, рефераты.
Проектная деятельность предполагает конечный продукт и поэтому именно она наиболее актуальна, востребована и желанна при организации обучения и воспитания обучающихся. Ребенок наглядно видит результаты своего труда.
Работа над творческими проектами, которые обучающиеся начинают уже на первом году обучения в творческом объединении «Основы журналистики», развивают познавательную активность, интерес к обучению, к выбранному делу.
Нужно отметить, что первыми проектами обучающихся являются – информационные репортажи, которые они готовят на практической работе. Позже – это тематические репортажи, беседы, творческие работы, исследовательские и научные работы.
Сложность проекта, над которым работает обучающийся зависит от его общего развития, уровня обучения в творческом объединении «Основы журналистики» и, конечно, от его желания. Но это всегда опережающее обучение. Работа над каждым следующим проектом предполагает более сложную задачу, которую педагог ставить перед ребенком. И в этом ему помогает диагностика и мониторинг образовательного процесса, а так же интуиция.
Моими целями при работе над творческими проектами обучающихся всегда были не только научить ребенка основным компетенциям в области журналистики, но расширить кругозор обучающегося, воплотить и его творческий замысел, воспитать свое собственное мнение на предмет исследования.
В ходе работы над репортажами, газетными статьями, творческими работами, общаясь с разными людьми, посещая различные мероприятия и анализирую огромный поток информации обучающийся под влиянием разных факторов начинает внутренне манятся, у него изменяется мировоззрение, идеалы, интересы – и радует, что изменения происходят по моим наблюдениям только в лучшую сторону.
Следует отметить, что телевизионные проекты, реализующиеся на телестудии «Перемена» нужно рассматривать с двух сторон
1.Телевизионные проекты, созданные на базе образовательного учреждения, должны отвечать запросам целевой аудитории. В нашем случае это дети в возрасте 9 лет и старше.
2.Использование проектного метода должно стать наиболее эффективным способом целепологания и планирования деятельности обучающихся, развития их социальных компетенций и самоопределения.
3.Телевизионные проекты основанны на материале Касноярского края.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы пришли к выводу, что необходимо создать телевизионные проекты, реализующие основные функции детского телевидения, способствующие социализации школьников, воспитывающие самодостаточную личность.
Целевая аудитория этих проекта – школьники 9 лет и старше.
Основная цель проектов - воспитание образованного, всесторонне развитого школьника. Кроме того, в рамках данного проекта детское телевидение рассматривается как сфера социальной практики детей и подростков, в процессе которой они приобретают социальный, нравственный, культурный и мировоззренческий опыт]. Следовательно, мы можем выделить еще одну цель данного проекта – обучение детей телевизионным технологиям с целью развития творческого потенциала через приобщение к телевизионному творчеству.
Совместно с обучающимися было реализовано несколько медиапроектов в 2014 -2015 учебном году.
Цель тематических проектов, это не только развитие всех компетенций присущих журналисту, но и познание мира в целом, приобретение социально значимых навыков и знаний, которые помогут ребятам адаптироваться в социуме.
Давайте рассмотрим примеры проектов.
«О личности, о творчестве, о судьбе», - проект, в котором рассказывали о творческих, талантливых людях нашего города. В ходе этого проекта ребята встречались с челенами союза писателей Таймыра, талантливыми молодыми авторами, профессиональными музыкантами, журналистами, которые рассказывали и им, и нашим телезрителям о своей профессиональной деятельности, о том, как добиться успеха, что помогает раскрыться человеку и так далее.
«Гении своего времени», - это исторический проект был направлен на знакомство обучающихся и телезрителей с талантливыми личностями, которые оставили свой вклад в истории развития человечества. Ребята создали творческие работы о Сальвадоре Дали, Леонардо да Винчи, Микеланжела. Сложность этих проектов в отличии от предыдущего заключалась в том, что воспитанникам приходилось перерабатывать большой архив информации, находить фото и видеоматериал к каждому гению, изучать их работу, жизнь, творчество, литературу и делать собственные выводы, которые легли в основу их творческой работы.
Эти два проекта мною задуманы не случайно, они позволяют ребенку приобрести жизненные ориентиры, определиться с жизненными ценностями, познать, что талант это только 1 процент способностей, и 99 процентов труда, трудолюбия и преданности выбранному делу. Он позволяет опереться и оперировать мудрыми мыслями, высказываниями и приобщиться к мировым стандартам литературы, журналистики, культуры. Формируются такие показатели медиакомпетентности, как мотивационный, контактный, перцептивный, креативный.
Наблюдая за работой детей, учитывая результаты диагностики, я пришла к выводу, что учащиеся второго года обучения при правильном планировании и создании условий для их развития, смогут создавать собственные телевизионные программы.
Я разработала исследовательский проект, в котором учавтсвовали 1 группа, 6 обучающихся творческих, одаренных и активных, они в результате на экзамене по профилю должны были представить в качестве творческой работы - телевизионную программу.
Отмечу, что заинтересовались все, но до финала, дошли только двое. Но это я считаю очень хороший показатель так, как он говорит о возможностях современных детей. (от 15-17 лет)
Проект формирует все показатели медиакомпетентности, но ориентирован на интерпритационно – оценочный показатель.
Конечно, это и есть опережающие обучение, и на этом этапе, как раз и включаются, те механизмы планирования собственного обучения каждым ребенком, которые так необходимы будут человеку будущего.
Современные технологии, компьютер, интернет, мобильные устройства, планшеты, гаджеты уже прочно вошли в нашу жизнь. И в дальнейшем по прогнозам ученых они будут только развиваться. Молодое поколение уже не представляет свою жизнь без мобильного телефона. И в настоящее время человек стал меньше и реже обращать внимание на другого человека, а реальное общение все чаще заменяется виртуальным. Этот процесс лавинообразный и все информационные компании стремятся лишь его усовершенствовать.
Все больше на первый план выходит облачные образовательные технологии.
Вот, что по этому поводу пишет Макио Каку: «В будущем университеты станут виртуальными, а человек, который оканчивает университет по традиционной системе, будут считать неудачником и про таких говорить: «Он сам не смог сконструировать свое образование».
Это возможное будущее, но уже сейчас все актуальнее становиться проблема взаимоотношений между людьми на разных уровнях: семьи, школы, сверстников. Воспитание в ребенке качеств необходимых в реальном общении мне кажется, очень актуально на сегодняшнее время. А это прежде всего эмпатия (способность к сопереживанию), умение понимать другого человека, выстраивать с ним доброжелательные взаимоотношения, умение общаться.
В прошлом году моими воспитанниками была подготовлена научно-исследовательская работа: «Национальные традиции, как основа воспитания подрастающего поколения».
На основе анализа результатов анкетирования учащихся школы №13 был сделан вывод: большинство анкетируемых имеют представление об общих традициях в мире, и, к сожалению, не имеют достаточных знаний о национальных традициях своего народа. То есть, нашей русской культурой они не владели, потому что они другой национальности. А своей культурой они не владели, потому что они проживают на территории России.
Проект «Многонациональный Норильск»
Норильск всегда был многонациональным. На сегодняшний день в городе проживает 78 национальностей и действует 17 национально-культурных объединений. При существующем национальном колорите города, не все жители знают традиции, обычаи и культурные особенности национальностей, проживающих рядом. Идея проекта «Многонациональный Норильск» и состоит в том, чтобы дать возможность жителям города всех возрастов познакомиться с особенностями национальностей, проживающих в Норильске, тем самым способствовать формированию уважения в сознании людей к живущим рядом.
Проект реализуется совместно с молодежным центром города Норильска. В качестве партнера телестудия «Перемена» взяла на себя обязательства по медиасопровождению всех мероприятий, которые проходят в рамках проекта «Многонациональный Норильск» и выпуска на их основе репортажей, видеороликов, бесед в студии, которые регулярно выходят в программе «Калейдоскоп» ЗАО «Канал7». А так же выпуск CD-дисков с материалами, полученными в ходе реализации проекта и распространение его по школам, и учреждениям города
Отдельно телестудия «Перемена» организует и освещает ключевое мероприятие проекта «Семейные вечера». «Семейные вечера» - вечера встречи с семьями, представляющими ту или иную национальность, на которых будут проводиться беседы о национальных обычаях, семейных традициях, трудовых династиях и иных особенностях жизни и быта семей.
В проекте учавствовали заведующий информационно-коммуникационными технологиями - Синцов Станислав Николаевич и педагоги дополнительного образования Скрылева Анна Михайловна, Муравьев Валерий Васильевич, Юров Алексей Игоревич. А так же 12 воспитанников студии, которые обучаются по программе «Основы журналистики», «Основы операторского мастерства и режиссуры монтажа».
В настоящее время в рамках проекта проведено 7 бесед в студии с представителями различных национальностей. Выпущено несколько репортажа по мероприятиям. Одно из них молодежный форум «Мир равных возможностей», который проходил на базе «Городской центральной библиотеке». Представлено на научно – практической конференции «Шаг в будущее» МБОУ ДОД «ДДТ» 2 научно - исследовательские работы.
В результате работы над проектом мы создали уникальный архив видеоматериалов с представителями различных культур, поживающих на территории Норильска.
Хочется отметить, если в начале реализации проекта многие представители диаспр отказывались приходить к нам на беседы в студии по разным причинам, то уже после выхода нескольких бесед, после так называемого сарафанного радио многие сами изъявляли желание сотрудничать с нами, рассказать о себе, о своей национальности, культуре и традициях.
Что же касается воспитанников студии, которые принимали участие в проекте, то результаты научно-исследовательской работы этого года показали, приведу в пример высказывание автора работы Елизаветы Масловой:
«В течении нескольких месяцев мы целенаправленно изучали культуру, быт , традиции и обряды разных народов. Вся полученная информация стала информационной копилкой для будущего. Я узнала много нового и интересного. И мое отношение к людям другой национальности изменилось, появился интерес, теплое и дружеское отношение, с каждым из этих людей мы стали хорошими знакомыми, вместе пили чай, я попробовала их национальные блюда, услышала музыку, сказки, притчи, народную мудрость. Что сделало мою жизнь намного полнее и интереснее».
Работа над проектом – коллективное творчество, в ходе которого обучающиеся получают не только профессиональные, но нравственные уроки. В программе не только практические занятия. Мы проводим игровые уроки, в ходе которых дети раскрепощаются, становятся более открытыми друг к другу, развивают навыки, необходимые для работы в сфере коммуникаций.
Несмотря на то, что детям сложно воспринимать узкопрофессиональную информацию, для более объемного и реалистичного представления о профессии мы знакомим ребят с теорией телевизионной журналистики. Лекции адаптируются, используются наглядные примеры для каждого теоретического блока. Таким образом, школьники свободно оперируют профессиональной терминологией (синхрон, стэнд-ап и т.д.), осознают сопричастность к профессии и чувствуют профессиональную ответственность.
В зависимости от тематики программы, выбирается наиболее подходящий жанр. Синтетическая природа телевидения требует от них определенных навыков, опыта. Только владея устной и письменной речью, принципами монтажа, навыками написания сценарного плана, сценария; зная основы коммуникативистики и психологии общения, обучающийся может полноценно участвовать на всех этапах производства телевизионного проекта.
Поэтому работа над программой – проектом предполагает участие врспитанников во всех стадиях телевизионной технологии: написание сценарной заявки, сценарного плана, литературного сценария, видеосъемки, раскадровки, озвучивании, монтаже. Зритель ощущает сопричастность к происходящему на экране, так как проецирует происходящее на себя (и фактически любой желающий ребенок может стать героем сюжета или журналистом).
Представляю вашему вниманию результаты сформированности медиакомпетенций у обучающихся телестудии «Перемена» в ходе работы над проектами. (Информация на слайде).
Но я хочу обратить ваше внимание именно на развитии качеств личности таких как (креативность, инициативность, эмпатия, коммуникативность) в ходе занятий журналистикой и применении новых инновационных подходов, а не овладении новыми информационными технологиями. В силу профессии и требований времени, я и мои воспитанники с успехом использую новые технологии в своей работе, это и компьютеры, интернет, использование интернет ресурсов, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, он-лайн обучение, это очень интересно и привлекает мое и их внимание. А с покупкой планшета, я уже и не мыслю себя без интернет - ресурсов. Буквально за 2-3 года мое восприятие мира изменилось, использование интернет технологий позволило расширить круг получаемой информации, но как следствие исключило реальное общение. Не стоит забывать, что я выросла без компьютера, в отличии от современных детей, для них это объективная реальность. Сужу по себе, человеческое сознание меняется, и дети теряют способности к обычному общению, оно просто им неинтересно. Сидеть в кабинете и общаться через социальную сеть между собой с человеком, который сидит рядом - это реальность нашей жизни. Поэтому я считаю, надо уделять развитию коммуникативных навыков пристальное внимание. Ведь нашим детям расти, развиваться, дружить, любить строить семьи и воспитывать собственных детей, к сожалению, через интернет это невозможно.
Результаты обучения и воспитания, воздействия на ребенка, по мнению ученых, будут заметны только через 20 лет. По этому, как говорит народная мудрость: что посеешь, то и пожнешь.
Хочется сказать, что ребенок, который окончил студию «Перемена», становился участником различных проектов, мероприятий, навсегда изменялся. И эти изменения бывают на столько сильными, что иногда в корне меняют личность ребенка, его мировоззрение, способ восприятия мира, отношение к окружающей действительности.
Примечания.
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1, ред. от 25.12.2008
2. Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ. // «Новые известия» (www.newizv.ru) от 29.06.2005.
3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. – М.: Поколение, 2007. – с.177.
4. Сорочкин Б. Дети и культура [монография]. – М:.URSS, 2007.- с. 357.
5. Желонкина, Н. Е. Конкурс-проект «Новое содержание образования» Программа «Основы тележурналистики», Красноярский край.
6. Ласманис, А. Телевидение в воспитании детей: анализ исследований. – Витебск, 2005. - С.88-96.