«Формирование жизненно важных компетенций и нравственно-патриотических качеств у обучающихся с ОВЗ для адаптации в обществе».
«Формирование жизненно важных компетенций и нравственно-патриотических качеств у обучающихся с ОВЗ для адаптации в обществе».
Говоря о воспитании наших детей, мы в первую очередь должны говорить о здоровьесбережении, привитии нравственных и патриотических качеств, и, конечно же, о социализации в целом. Именно этому посвящен мой материал
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование жизненно важных компетенций и нравственно-патриотических качеств у обучающихся с ОВЗ для адаптации в обществе».»
Министерство образования и науки Алтайского края
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»
Выступление по теме:
«Формирование жизненно важных компетенций и нравственно-патриотических качеств у обучающихся с ОВЗ для успешной адаптации в современном обществе».
Подготовила:
учитель высшей
квалификационной категории
С.В. Козлова;
г. Барнаул, 2023
Выступление с докладом.
У детей с ОВЗ много проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойной человека. И вот здесь, наша задача – оказание своевременной помощи для более успешной социальной адаптации воспитанников. Надо использовать в своей работе разнообразные формы и методы организации воспитательной деятельности, способствующие расширению круга жизненных компетенций.
В первую очередь важно создать дополнительные условия для развития коммуникативных навыков у ребенка. Обучающиеся школ – интернатов, чаще всего испытывают серьезные трудности в построении диалоговой и монологовой речи, имеют ограниченный словарный запас и т.д. Эти дети чаще всего стесняются своих речевых и физических возможностей, некоторые из них стараются скрыть это за показной бравадой, раздражительностью или даже проявлением агрессии. Хотя, конечно, в большинстве случаев такие дети ведут себя инертно, стараясь оставаться в стороне наблюдателями, а не участниками определенной деятельности или беседы. ( слайд 2)Поэтому развитие практической деятельности ребенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей появлению у него новых потребностей и интересов приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и детьми, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению, т.е. способствует развитию, его коммуникативных навыков. Считаю, что очень способствует этому вывод деятельности обучающихся за пределы образовательной организации. Где дети могут практически усваивать навыки, формирующие их жизненные компетенции. Как уже сказано выше, формы и методы могут быть разными.(слайд 3)
В наше время очень важно приобретение определенного уровня навыков работы с ИКТ. Приведу в качестве примера один из моих прошлых выпусков. Дети организованно посещали кружок «Арт-видео» в ЦДТ № 2 посёлка Южный города Барнаула. Для сбора необходимой для работы информации дети совершали экскурсии в лес, в питомники, посещали исторические места нашего города, концерты. Для детей была организованна экскурсия на телецентр в ГТРК «Алтай» (слайд 4) и т.д.. У ребят были разные психо-физические возможности, они усвоили разный объем изучаемого материала, но важным, точнее первоочередным на мой взгляд, было в итоге их умение спокойно ориентироваться в социуме, т.е. уметь вести себя в различных окружающих ситуациях и жизненно необходимых действия, строить свою речь при общении с окружающими.
На сегодняшний день большинство выпускников этого класса используют имеющиеся навыки, в том числе навыки использования ИКТ. Все зарегистрированы на разных сайтах в системе Интернет. Среди них есть работающие кассиром в магазине, фасовщиком продовольственных товаров, мерчендайзером в крупной алтайской фирме, производящей и реализующей продукты, регистратором в поликлинике (слайд 5). Каждый из них пользуется приобретенными навыками по мере необходимости. Приобретенные в школе-интернате жизненно важные компетенции позволили ребятам адаптироваться в окружающем социуме. В свое личное время многие продолжают совершенствовать имеющиеся знания и способности, имея при этом свои увлечения и хобби. Так, например, один из учеников занимается в модельном агентстве, еще один, после получения специальности «столяр», получил духовное образование, окончив «Барнаульскую Православную духовную семинарию». Считаю, что этому способствовали правильные организация учебно-воспитательного процесса и формирования жизненно важных компетенций.
После этого класса, были последователи, которые продолжили начатое дело и посещали кружок «Арт-видео». Сейчас большинство ребят школы приобретают или совершенствуют свои компьютерные знания с педагогом на факультативных занятиях по «информатике» в специально оборудованном кабинете. Выпускников школы - интерната можно встретить в качестве администраторов и кассиров в сети магазинов «Мария-ра», «Лента», работающих в почтовых отделениях, сотрудниками «грильниц» и т.д. Это говорит о правильном курсе работы педагогов школы.
Хочу отметить, что речь идет не только о владение ИКТ как фактора, влияющего на успешность ребенка с ОВЗ в дальнейшей жизни. В качестве еще одного примера своей работы, могу привести часто используемую мною такую форму, как организация и проведение экскурсий различной тематики (слайд 6). Важно чётко обозначить цель, определить результат, которого ты хочешь добиться в данный момент своей деятельности, преподнести информацию детям так, чтобы она была интересной и запоминающейся. Совместное посещение магазинов, отделений связи, поликлиник, кинотеатров и прочих общественных мест, проезд в транспорте, сопровождающиеся разъяснительными комментариями педагога, незначительными подсказками в действиях, помогают обучающимся сформировать свои знания, укрепить уверенность в своих действиях в соответствующей обстановке. Особенно, если дети участвуют в них регулярно, с увеличением продолжительности по времени и расстояния, объема информации. Так, считаю одной из самых интересных и удачных экскурсий в своей работе, экскурсию в село Сростки Алтайского края в музей В.М. Шукшина (слайд 7). Куда дети проехали на железнодорожном транспорте, на междугороднем автобусе, посетили много интересных мест, пообедали в кафе, тем самым разносторонне расширив круг своих знаний и навыков (слайд 8, 9) здесь и культура поведения, и соблюдение правил ТБ, и помощь младшим товарищам, и расширение словарного запаса. Всего сразу не перечислишь. (слайд 10)Важен результат, когда родители отмечали определенный прогресс в развитии своих детей, которые дома стали больше проявлять инициативы в разных видах деятельности, чаще стала звучать фраза «я сам». Сейчас нами планируется на осенних каникулах новая поездка. Дети горят желанием двигаться вперёд, получать информацию, чтобы становиться более самостоятельными и компетентными.
(слайд 11) Именно практический опыт приобретения знаний не только расширяет круг социальных познаний, но и дает ребенку определенную самостоятельность, адаптирует его, придает уверенности в своих действиях. Мне хотелось бы отметить, что велика роль и желание педагога сработать «на результат», поставить цель, выбрать путь, и пройти его вместе с детьми, «рука в руке».
В завершении своего выступления хотелось бы пожелать каждому педагогу удачи в решении любой, поставленной перед собой, задачи!