kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное развитие ребёнка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создаётся на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС»

Тема: Формирование условий создания эмоционального психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности в условиях ФГОС.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Активное развитие ребёнка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создаётся на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребёнок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо замыкается, становится пассивным, отстранённым.

Урок –это прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Необходимо построить общение на уроке таким образом, чтобы ученики были вовлечены в учебный процесс. Для успеха общения педагога с учениками необходимо наладить связь посредством различных средств наглядности. Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Прежде чем ответить на вопрос, какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению, необходимо рассмотреть понятия важнейших терминов для данного исследования: “наглядность” и “коммуникативная мотивация”. «Наглядность не есть какое – то свойство или качество реальных объектов. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания.»

Для того, чтобы удивить, заинтересовать, и не пренебречь психологическими особенностями детей, нужно использовать наглядный материал: разнообразные фильмы, игры, слайды, книги-все то, что оживляет общение на уроке. Такие средства наглядности, как перфокарта, ситуативные картинки, слайды, графо проектор, видеофильмы и компьютер предназначены для начальной и средней ступеней обучения.

Принцип наглядности был впервые сформулирован Я.А. Коменским, который утверждал, что он является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им «золотое правило» гласит: всё видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, то есть требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель.

А.П. Старков считает, что при обучении иностранному языку наглядность является не только основным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи.

По мнению Г.В. Роговой, наглядность способствует восприятию образа слова вместе с его предметным значением.

И.А. Зимняя выделяет следующие направления использования наглядности при обучении иностранному языку:

        - создание речевого образца (произносительного, интонационного, лексико-грамматического);

        - ограничение круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему; создание опоры (логической последовательности, определение объекта высказывания); создание стимулирующей высказывание ситуации общения.

Средства наглядности помогают решать многие задачи, как психическая активность учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение мотивации к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания лексического материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Для стимулирования обучения с учетом возрастных особенностей на начальном этапе необходимо использовать принцип наглядности. Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Наглядность в процессе обучения иностранному языку должна применяться во всех ее видах. Но нужно избегать использования наглядности в целях раскрытия смысловой стороны иноязычных слов. Использование наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Средства наглядности помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале, и его систематизация процесс обучения.

Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь, когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.

ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны.

Метод “разрезного предложения” также является одним из эффективных и интересных средств наглядности. Учитель разрезает предложение на слова, и дает ученикам по одному слову, затем просит выйти и составить цельное предложение. Этот приём очень нравится, как учащимся младших классов, так и старшеклассникам. Они сразу оживляются, стараются составить предложение быстрее.

Кроме того, помимо традиционных методов, возникает необходимость поиска новых, нетрадиционных технологий. На наш взгляд таким методом может стать использование элементов сенсорной комнаты.

Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач: 

  1. снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

  2. активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащённой мультисенсорной среды;

  3. стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

  4. развитие двигательных функций;

  5. создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

В образовательных учреждениях сенсорные комнаты используются для: 

  1. для педагогической коррекции детей;

  2. проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;

  3. коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.);

  4. развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями.

Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей – детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворённых своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни.

На наш взгляд, сенсорную комнату возможно эффективно использовать на уроках английского языка особенно в классах с детьми, имеющими задержку психического развития.

Используя элементы сенсорной комнаты, могут проводиться занятия, направленные на развитие познавательных (психических) процессов, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия, устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей, создание положительного эмоционального фона, что ускоряет процесс обучения и развития ребёнка.

С помощью массажных мячей дети с удовольствием получают лёгкий массаж спины, ног и рук. Массаж приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей. Например, тактильная, развивающая панель «Цветное домино» – предназначены для обучения счету, цветам, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, усидчивости, воображения.

Ширму «Тактильные мешочки» можно использовать для обучения в ходе игры с самыми разными материалами – маленькие игрушки (животные, непосредственно перед изучением темы «Животные» на уроке английского языка).

Возможности сенсорной комнаты способствуют созданию ситуации успеха и комфорта, что очень важно для учащихся на начальном этапе изучения английского языка, и помогают провести работу над снятием лингвистических трудностей.

Проанализировав эффективность и место наглядности, а также элементы сенсорной комнаты на уроке английского языка, я могу сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее, а самое главное формирует эмоционально-психологический климат на уроке.


Список литературы

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991. – 223 с.

  2. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении: Ист. аспект. // Начальная школа плюс до и после. 2004, № 4. стр.1–5.

  3. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе.– 1990.– № 5.– с. 41–45.

  4. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: изд-во МГУ, 1981. – 134 с




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Эльвира Замировна Кутлугильдина

Дата: 15.10.2021

Номер свидетельства: 588609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства