Просмотр содержимого документа
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей посредством моделирования игровых ситуаций»
Консультация для педагогов
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей посредством моделирования игровых ситуаций».
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя метод моделирования игровых ситуаций.
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас. На дворе весна - лучшая пора для отдыха. И, чтобы это прекрасное время года не омрачалось неприятными событиями, вспомним о безопасности жизнедеятельности, о методах и формах работы с детьми по данной теме.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и окружающих от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Поэтому на взрослого человека, в частности педагога, возложена миссия - подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.
К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.
Все эти года работая над темой «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» я использовала и использую множество игр. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на творческие или сюжетно- ролевые игры, дидактические и подвижные, интерактивные.
Очень важно подобрать игру соответственно детским возможностям, т.е такую, чтобы дети действительно увлеклись.
Роль всех игр в формировании культуры безопасного поведения состоит в том, чтоб через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что:
« Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.
Игровой материал представлен дидактическими, настольными играми: «Азбука безопасности», «Осторожно, дорога!», «Как избежать неприятностей?», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем!», плакатами «Учим правила безопасности!», «Опасно!». С их помощью дети учились умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания безопасного поведения на дорогах, в быту.
Методы и приемы в работе с детьми по формированию ОБЖ.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия, подай ножницы правильно. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры-драматизации.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с правилами безопасности позволяло вызвать активный познавательный интерес у детей и сделать образовательную деятельность насыщенной. Дети с большим интересом смотрели презентации, видеофильмы, а затем рассказывали об увиденном.
Технология «Метод проектов» способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания лэпбуков.
Завершаются краткосрочные проекты по безопасности итоговым мероприятием (развлечение, викторина) и выставкой детских работ.
Во время обучения дети получают полезную информацию, направленную на формирование у ребенка основ безопасного поведения дома, на прогулке, улицах города. Также детям в доступной форме даются первые представления о самоценности каждой личности, о здоровом образе жизни, которые в дальнейшем должны помочь ему противостоять вредным для здоровья привычкам.
Практическая часть
- А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в игре по безопасности жизнедеятельности.
В нашей игре участвуют две команды «Знатоки ОБЖ» и «ЮИД».
Задание 1. «Противопожарная зарядка для ума»
Синонимы слова Огонь – это... (Пламя, искра)
Может ли юмор быть пожароопасным? (Да, когда он искрометный).
Самый спортивный Огонь – это... Какой? (Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр).
Самые новогодние виды огня – это... (Бенгальские огни, елочные свечи...)
Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар?
(Это место, где был пожар).
Огнедышащий дракон из русских сказок – это... (Змей Горынич).
Из какого дерева делают спички? (Осина).
Что означает старинная русская пословица: «Из огня да в полымя».
(Из плохого положения попасть в еще более худшее. Полымя – то же, что и пламя).
Какой старинный русский праздник сопровождается прыжками через огонь? (Ивана Купалы).
Почему в детских учреждениях выходы из помещений открываются наружу? (Для более быстрой эвакуации детей при пожаре).
1 конкурс «Блиц вопросы».
Сердце машины - (мотор)
Главная автомагистраль - (шоссе)
Знак, обозначающий "Проезд запрещен" (кирпич)
Край дороги - (обочина)
Изменение направления движения - (поворот)
Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)
Заторы транспорта на дороге - (пробка)
Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)
Пересечение двух дорог - (перекресток)
Транспорт, выравнивающий дорогу - (каток)
Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)
Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)
Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)
Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)
Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)
Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)
Вопросы для 2 команды
Человек, управляющий транспортом - (водитель)
Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)
Где люди ждут транспорт? (остановка)
Транспортное происшествие - (авария)
Какой переход самый безопасный? (подземный)
Конец дороги - (тупик)
Что означает знак в треугольнике с красным крестом? (врач)
Машина с зеленым глазом - (такси)
Человек, несоблюдающий правила (нарушитель)
Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)
Усатый транспорт - (троллейбус)
12 Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)
13. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)
14. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)
15. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)
16. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить
Задание 2 «Отгадайте ребусы»
Задание 3 Интерактивная игра “Безопасность и мы”
Ответы к игровому полю
Пожарная безопасность
Пожарный
Красный петух
Огонь
Кислород
огнетушитель
Пожар
Дорожная безопасность
О правилах дорож. Движения
Регулировщик
Тротуар
Светофор
К группе знаков особого предписания
Переход
Оказание помощи
Первая помощь
Ушиб
Йод зеленка
Чепец
Бинт
03
Здоровый образ жизни
Здоровье
Режим
Двигательная активность
закаливание
Рациональное питание
курение
Чрезвычайные ситуации
землетрясение
новоднение
смерчь
обвал
Стихийное бедствие
«Внимание всем»
Задание 4Задание «Пожарный щит»
Командам раздаются предметные картинки, они должны выбрать те предметы, которые находятся на пожарном щите.
Задание 5. Обезопась “Пожароопасные” слова
Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них:
СПИРТ - _ _ _ _ _ (полезное для здоровья занятие). СПОРТ
Задание 6. Музыкальная пауза
Командам педагогов предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.
На мелодию песни "Улыбка" (для 1 команды)
Никогда, нигде не забывай Пешеходам быть внимательным, хорошим, На проезжей части не играй И на тротуаре не толкай прохожих
И тогда наверняка не получишь синяка, И считать тебе не надо будет шишек. Даже строгий постовой - Старый или молодой - Станет другом для девчонок и мальчишек.
На мелодию песни "Облака - белогривые лошадки" (для 2 команды)
Мимо белых полосок "переход", Мимо красных сигналов светофора Пешеход невнимательный идет, Попадает в беду он очень скоро.
Пешеход - для водителей загадка. Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки? Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход, Если рядышком находится переход.
Задание 7.Конкурс «Эрудит»
Ответы:
Шлем 2. Мотоцикл 3. Лужа 4. Англия 5. Ярд 6. Дорога 7. Аптечка 8. Амстердам 9. Маршрут 10. Тормоз 11. Звонок 12. Катафот 13. Тандем 14. Манетки — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи.
Задание 8 . Собери знак и назови его
Задание 9.«Ах, эти сказки».
1-Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? -(Открыла дверь незнакомцу).
2-Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых? («Волк и семеро козлят»)
3-Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”?(Не цепляться за транспорт).
4.-Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).
5.-Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? («Гуси – лебеди»)
Педагог: - Завершить нашу встречу мне хочется словами
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашей встречи.
- Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!